Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры в библиотеке

Конспект познавательного часа (НОД) в подготовительной группе ДОУ, в 1, 2, 3 классах СОШ «Тайна азбуки»
Автор: Лутковская Виктория Александровна, заведующий филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый центр «Журавлик».
Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп ДОУ, учителям начальных классов, библиотекарям.
Мероприятие для детей от 6 до 10 лет.
Направлено на ознакомление детей с историей возникновения письменности, появления славянской азбуки Кирилла и Мефодия, с первоначальным смысловым наполнением каждого символа азбуки. Может использоваться при подготовке к празднованию Дня славянской письменности или Дня знаний.
Конспект познавательного часа (НОД) в подготовительной группе ДОУ, в 1,2,3 классах СОШ «Тайна азбуки»
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Цель: Заинтересовать участников историей появления письменности и славянской азбуки, привлечь к чтению.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о разных видах фиксации, хранения и передачи информации, об истории появления славянской азбуки, о смысловом наполнении символов азбуки ее авторами – Кириллом Мефодием.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей: кириллица, глаголица, руны, иероглифы, пиктограмма.
Воспитательные:воспитывать уважение и интерес к книге, гордость и уважение к достижениям предков.
Демонстрационный материал: иллюстрации (или презентация), изображающие первобытных людей за охотой, образцы предметного письма (на фото: птица, мышь, лягушка, стрела), вампу и кипу, неолитические рисунки в пещерах, современные дорожные знаки, иероглифы китайские «корова» и «баран», образцы финикийского и греческого древнего письма, 2-3 руны, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси», азбучный текст 19 века и его современный перевод.
Раздаточный материал: писчая бумага, листочки с кириллицей, ручки.
Методические приемы: игровая ситуация, введение элементов соревнования, беседа-диалог, вопросы, анализ, демонстрация наглядных пособий (иллюстраций или презентации).
Ход:
Ведущий. Мы встретились в стенах библиотеки, что это за место? Здесь книги хранящие знания собраны. А представьте времена, когда люди не то что писать, и читать не умели, а и говорили с трудом.
Отправляемся на машине времени в путешествие, что бы узнать, как на Русь пришла грамота книжная, и откроем: какой смысл был зашифрован в азбуке.
Проецируем на экран сцены из жизни первобытных людей.
Давным-давно, когда люди в пещерах жили, пошел человек на охоту, нашел большое стадо мамонтов или оленей, а может семью кабанью, побежал к своим родичам и стал звуками, жестами показывать то, что увидел. Так необходимость прокормить себя и семью, выжить в тех суровых условиях породила устную речь.
А со временем появилась необходимость передавать информацию или знания другим людям, потомкам и для этого придумали использовать предметы или рисунки.
Проецируем на экран четыре фото: птица, мышь, лягушка, стрела.
Ведущий. Проще всего человеку древнему показалось передавать сведения предметами и таким письмом некоторые жители Земли до сих пор пользуются. Правда, истолковать послание сложно.
Есть легенда, что царь Дарий получил от племени скифов письмо. В нем были те предметы, что на фото. Попробуйте, догадаться, что хотел сказать пославший.(Дети выдвигают версии.)
Правильный ответ: Дарий подумал, что скифы отказываются от сопротивления и отдают себя в руки ему; но один из мудрецов растолковал, что послание: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами».
На экран проецируем картинки с изображением письма вампум и кипу.
Ведущий. Как я вам уже говорила, сейчас люди пользуются таким видом письма. Вампум - ирокезское письмо, составленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку, и кипу - перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках.
На экране показываем наскальную живопись.
Ведущий. Некоторые древние люди решили, что проще нарисовать то, что важно знать другим; так появилось рисуночное (пиктографическое) письмо.
Оно живо до сих пор и вы можете встретить его и в наши дни, где мы видим информацию в рисунках? (На знаках дорожного движения, в указателях).
Проецируем на экран 2-3 фото распространенных дорожных знаков.
Проводим конкурс пиктограмм «Определи знак».
Просим детей написать (назвать) названия современных дорожных знаков. Ведущий озвучивает названия, а дети отмечают в листках совпадения (если писали).
На экране проекция с картинами жизни древних земледельцев (лучше с изображением Китая).
Ведущий. Шли годы и не все люди - художники, вырисовывать картинки не все могли, да и когда этим заниматься, урожай растить дело сложное, за скотом ухаживать хлопотно, много работы у людей было. Вот и стали упрощать изображения и появились иероглифы. Такая письменность существует до сих пор, в каких странах? (Дети: Китай, Япония, Корея т.е. в Дальневосточных странах).
Проецируем на экран картинку с 2-3 иероглифами.
Проводим конкурс иероглифов «Что за слово?».
Дети пишут (произносят) названия 2-3 иероглифов со слайда. Ведущий озвучивает правильные ответы.
Ведущий. А потом появилась идея изображать не предмет (слово), а звуки, из которого оно состоит. Так появилось слоговое и алфавитное письмо. Языки отличаются по тем звукам, которые в них употребляются, соответственно и знаки, их обозначающие, должны отличаться.
На экран проецируется образцы финикийского и греческого письма.
Ведущий. Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой: не могли правильно передать звучание своей речи.
Дело в том, что в финикийском письме, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. А грекам что бы передать их речь они были нужны, поэтому появились специальные символы для обозначения гласных.
Такое письмо получилось универсальным. Используя порядка 30 знаков, которые легко запоминались, можно было передать все слова устной речи.
Алфавитное письмо из-за своей простоты быстро распространилось по всему миру, хотя народы так и пользуются тем, к чему привыкли ранее.
На экран проецируется картина, изображающая древнее славянское поселение.
Ведущий. А что же у нас на Руси? Мы ведь с Вами грамотные. (Вы собираетесь в школу. Чему там учат? Читать и писать.)
Как же наши предки грамоту обрели?
Проецируем на экран 2-3 образца рун.
Ведущий. Началось все во времена стародавние, писали рунами (руница)- знаками обозначавшими слова, и было их такое огромное количество, что не все всё понимали, а лишь посвященные ( это жреческое письмо). Еще учили Всеясветную грамоту - 147 символов.
Сколько в нашем алфавите букв?- (33). Огромная разница.
Проецируем на экран слайд, изображающий картину В. Васнецова «Крещение Руси».
Ведущий. Но жрецов с их языческими идолами сменила вера в Христа, а вместе с верой христианской пришли на Славянские земли книги о боге. А на каком языке? На греческом, иудейском, латыни. А как их понять? Тогда возникла идея служить богу на славянских языках и книги написать буквами для них подходящими. Кто все это осуществил, знаете? (Дети: Кирилл и Мефодий.)
Проецируем слайд с изображением Кирилла и Мефодия.
Ведущий. 24 мая мы отмечаем День славянской культуры и письменности, прославляем святых просветителей братьев Солунских- Кирилла и Мефодия. Именно они создали алфавит для славянских языков.
Проецируем на экран изображение глаголицы и кириллицы.
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя.
В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала три века, а в быту использовали кириллицу. Всего сорок три буквы-сестрицы, именно они стали основой современной русской азбуки.
Проводим для школьников конкурс «Что пропало?».
Просим участников подчеркнуть те буквы, что исчезли из современного алфавита. Проверяют дети себя сами, сравнивая с образцом на экране, где эти буквы выделяются цветом.
Ведущий. От первых букв - «Аз» и «Буки» получилось слово «АЗБУКА».
А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы ведаю", говорит нам азбука. Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове (рассказывала о сотворении мира богом).
Каждая буква имела название, и должна была напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
В народе говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». С азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Проводим конкурс «Пословицы и поговорки о пользе учения и знаний».
Дети называют, при этом передают предмет следующему участнику, побеждает давший правильный ответ последним (те, кто не смог назвать пословицу, выбывают из конкурса по мере проведения).
Ведущий. Молодцы, много назвали. Еще больше пословиц и поговорок вы можете узнать из сборников.
Демонстрируются подходящие по содержанию, имеющиеся в наличии книги.
На экране проекция абстрактного рисунка (с элементами букв).
Ведущий. Ой, у нас беда! Хотела я вам слово волшебное на последок сказать. Да оно рассыпалось!
Буквы растерялись, перемешались.
Как теперь быть? Как нам слово починить?
Придется слово волшебное заново собрать.
Проводим конкурс «Соберем слово».
Ведущий. Слушайте маленькие стихотворения и записывайте на листочке букву, которая будет повторяться чаще остальных из них волшебное слово и составим. (Малыши могут собрать разрезные картинки.)

Аня астры посадила,
А полить цветы - забыла.
Что услышали чаще? (Дети: а.)

Кушай кашу, карапуз,
Купим мы тебе картуз.
Назовите букву. (Дети: к.)

Заяц змейку повстречал.
-Здесь опасно, - Заворчал.
Что услышали чаще? (Дети: з.)

У Луны унылый вид.
Уснули все,- Луна грустит.
Что записали? (Дети: у.)

Будка Бобику мала.
Бьет о будку он бока.
Каков ваш ответ? (Дети: б.)

Аня отведать арбуза решила,
Купила, а сил донести не хватило.
Что вы записали? (Дети: а.)

Ведущий.Какие буквы мы собрали? Догадались, каким было рассыпавшееся слово? (Дети: азбука.)
Еще в 19в. дети понимали текст, складывавшийся из всех ее букв, сегодня смысл каждой буквы, заложенный братьями монахами, откроем и мы.
Проецируем слайд с полным азбучным текстом 19 века и современным его переводом (Азъ буки веде… Я знаю буквы…).
Зачитываем полностью оба варианта.
Ведущий. Открывайте, постигайте мир, а книги и любое слово печатное пусть будут вам в помощь.
Награждаем отличившихся в конкурсах детей. Прощаемся.

Рекомендуем посмотреть:

Младшим школьникам о первых русских князьях Сказка про колобка для детей 5-7 лет Как сделать пазлы своими руками Игра для младших школьников. Мои права

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

Сценарий праздника «Папа, мама я - дружная семья» в начальной школе

Игры для группы продлённого дня в начальной школе

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Пусть всегда будет солнце!»

Библиотечный час в начальной школе

День славянской письменности и культуры. Мероприятие в библиотеке для детей 6-8 лет. Сценарий
Опубликовано: 377 дней назад (10 июля 2017)
Просмотров: 919
Рубрика: Конспекты
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Валентина Михайловна Скрипникова # 10 июля 2017 в 16:46 0
замечательная методическая разработка!