Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока информатики, 5 класс. Безопасность в сети Интернет

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ
Класс: 4-5
Тема: Безопасность в сети Интернет
Цель: воспитывать аккуратность, трудолюбие на уроках информатики; развивать интеллект, логическое мышление; знакомство с возможными угрозами при работе с компьютером – опасностями для личности учащихся и с правилами информационной безопасности; ознакомить учащихся с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет; объяснить, как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: правила ТБ, памятки по безопасности в Интернете, индивидуальные карточки, рефлексия.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний
Как можно чаще улыбайся.
И радость всем свою дари.
С улыбкой лёгкой просыпайся,
От счастья в облаках пари.
Жизнь так прекрасна, улыбайся.
И засмеётся мир с тобой.
Как можно чаще улыбайся.
Встречай улыбкой день любой.
- Вот с такого доброго стихотворения я бы хотела начать наш урок. Улыбнитесь друг другу, настройтесь на дружную и активную работу. Я желаю вам, чтобы работа на уроке принесла вам только положительные эмоции!
1.1. Логическая минутка
1) Есть ли 7 ноября в Австралии? (Да)
2) У Мамеда десять овец. Все, кроме девяти сдохли. Сколько осталось овец? (9)
3) Вы - пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя пересадками в Алжире. Сколько лет пилоту? (Вы - пилот, значит столько лет сколько вам)
4) Обычно месяц заканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть 28-е число? (Во всех)
5) На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
2. Сообщение темы, цели, задач и мотивации учебной деятельности
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке.
Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно ж... (Интернет)
- Вы поняли, что речь наша пойдет о компьютере и Интернете.
- Мы с вами живем в век информатизации и компьютеризации общества. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, практически во все ее сферы. Еще несколько лет назад компьютер был диковинкой, а сегодня он стал доступен каждой семье.
- Что такое Интернет?
- Для чего нужен Интернет?
- Может ли современный человек без него обойтись?
- Почему взрослые не все разрешают? С чем это связано?
- Ребята, скажите, а почему мы говорим о безопасности в интернете? Чего надо опасаться? Так ли полезен интернет, как думают многие из пользователей интернета?
3. Восприятие и первичное осознание учебного материала, осмысление связей и зависимостей в объектах изучения
3.1. История и причина возникновения интернета
- Интернет возник в 1960-е годы, когда Министерство обороны США решило, в целях содействия коллективной работы ученых и исследователей из территориально отдаленных регионов, дать им возможность подключаться к одним и тем же компьютерам, редким тогда и дорогостоящим машинам и иметь доступ к общим файлам. Для этого требовалось объединить все компьютеры в одну сеть и превратить их в единую систему.
Обсуждение вопроса: почему сегодня тема информационной безопасности стала очень актуальной?
Основные угрозы в сети интернет для детей.
Более 40% детей сталкиваются с сексуальными изображениями в интернете. Младшие школьники сталкиваются с сексуальными изображениями реже, чем старшие, но испытывают больший стресс.
В сети есть множество сайтов о похудании, о наркотиках, "к которым не привыкаешь", о взрывчатых веществах, приготовленных в домашних условиях и т.д. Прилежные дети в 2 раза чаще попадают на «плохие» сайты в силу природной любознательности.
Более 20% детей становятся жертвами нападок со стороны сверстников.80% школьников имеют аккаунты в социальных сетях.70% в своих аккаунтах указывают свою фамилию, точный возраст и номер школы.40% российских детей готовы продолжить он-лайн общение в реальной жизни. У 30% школьников данные аккаунта открыты всему миру.
Существует 5 типов Интернет-зависимости:
• бесконечный веб-серфинг — постоянные «путешествия» по Интернету с целью поиска информации.
• пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, характеризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в чатах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из Интернета.
• игровая зависимость — навязчивое увлечение сетевыми играми.
• навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах.
• киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.
Осмыслите следующие факты
В России средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет.
30% несовершеннолетних РФ проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).
Ежедневная детская аудитория Рунета: 46% (13-14 лет), 54% (15-16 лет).
Самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.
Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами; использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов; ведение блогов и пр.
4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией, 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".
3.2. Составление правил поведения в сети Интернет
- Мы знаем, что для плодотворной работы в Интернете, защиты от ненужной информации, нам необходимо соблюдать правила пользования Интернет-ресурсами.
- Сейчас вам в группах необходимо обсудить и сформулировать не более 5 самых важных правил безопасности поведения детей и подростков в сети Интернет и составить плакат, который позже вы представите на доске.
- Когда ребята готовы на доске составляется сводная таблица правил поведения в сети Интернет.
Физкультминутка
3.3. Работа с ситуациями по безопасности в Интернете
Ситуация №1

Спрашивай взрослых
Если что-то непонятно
страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
- Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
Ситуация №2
Установи фильтр
Как и всюду на планете,
Есть опасность в интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
- Чтобы не сталкиваться с неприятной и огорчительной информацией в интернете, установи на свой браузер фильтр, или попроси сделать это взрослых — тогда можешь смело пользоваться интересными тебе страничками в интернете.
Ситуация №3
Не открывай файлы
Не хочу попасть в беду —
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в интернет,
Пригодится наш совет.
- Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Чтобы избежать заражения компьютера вирусом, установи на него специальную программу — антивирус!
Ситуация №4
Не спеши отправлять SMS
Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь!
- Если хочешь скачать картинку или мелодию, но тебя просят отправить смс - не спеши! Сначала проверь этот номер в интернете – безопасно ли отправлять на него смс и не обманут ли тебя. Сделать это можно на специальном сайте.
Ситуация №5
Осторожно с незнакомцами
Злые люди в Интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
- Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
Ситуация №6
Будь дружелюбен
С грубиянами в сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай –
Никого не обижай.
- Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека, читать грубости так же неприятно, как и слышать.
Ситуация №7
Не рассказывай о себе
Чтобы вор к нам не пришёл,
И чужой нас не нашёл,
Телефон свой, адрес, фото
В интернет не помещай
И другим не сообщай.
- Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!
4. Обобщение и систематизация знаний, применение их в разных ситуациях, приближенных к знаниям
4.1. Правила ТБ. Игра «Светофор»
- Чтобы, начать работать за компьютером нужно повторить технику безопасности.
- Я буду показывать вам рисунок, а вы скажите придерживается мальчик правила техники безопасности или нет?
Нельзя касаться экрана ПК руками. Для этого есть указки.
Нельзя сидеть криво и в своих ногах. Сидите ровно, опираясь на спинку стула.
Нельзя близко приближаться при чтении к монитору. Соблюдать безопасную дистанцию.
Нельзя касаться проводов и кабелей руками, присоединять и отключать их. Не трогайте кабели и проводники.
Нельзя принимать пищу и пить при работе на ПК. Сделайте перерыв и поешьте в столовой.
Нельзя долго работать на ПК и переутомлять свой организм. Живая жизнь никогда не заменит виртуального мира.
4.2. Работа за компьютером
Программа «Ступеньки к информатике»
- Вспомните, какие способы передачи сообщений на большие расстояния использовались в древние времена, когда не было телефонов и компьютеров. Одним из таких способов было использование почтовых голубей. Их брали с собой, когда отправлялись в путешествие, а если нужно было отправить сообщение, письмо прикрепляли к лапке птицы и выпускали в небо. Голубь возвращался домой, принося сообщения.
- Сегодня вы будете помогать голубю доставить письма в нужные города. На экране вы видите карту Европы, на которой обозначены областные центры. Почтовый голубь держит конверт, на котором указан адрес - название того города, куда нужно отправить письмо. Найдите этот город на карте и щелкните на названии левой кнопкой мыши - и голубь доставит письмо по адресу.
Гимнастика для глаз
4.3. Индивидуальные задания
5. Подведение итогов урока и домашнее задание
- Какие правила нужно соблюдать в Интернете?
- Что из себя представляет Интернет?
- Можно ли доверять любой информации, полученной из Интернета?
- Как защитить компьютер при работе в Интернете?
Домашнее задание нарисовать рисунки на тему «Безопасность детей в сети Интернет»
- Спасибо всем за работу! А на память об этом уроке я хочу подарить каждому из вас памятку по безопасному поведению в Интернете.
ПАМЯТКА
1. Я не скажу о себе ничего (ни адреса, ни телефона, ни других сведений) без разрешения родителей.
2. Я никогда не передам по Интернет своей фотографии.
3. Я никогда не встречусь ни с кем, кого знаю только по Интернет, без разрешения родителей. На встречу я пойду с отцом или с матерью.
4. Я никогда не отвечу на сообщение, которое заставляет меня краснеть, будь то электронное письмо или общение в чате.
5. Я буду разговаривать об Интернет с родителями.
6. Я буду работать только тогда, когда они разрешат мне, и расскажу им обо всем, что я делал в Интернет.
Безопасность при хождении по сайтам и по приему электронной почты:
1. Не ходите на незнакомые сайты
2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на макровирусы
3. Если пришел exe-файл, даже от знакомого, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину в вашей программе чтения почты
4. Не заходите на сайты, где предлагают бесплатный Интернет (не бесплатный e-mail, это разные вещи)
5. Никогда, никому не посылайте свой пароль
- Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
5.1. Рефлексия

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для 2-4 классов по информатике. Сценарий Внеклассное мероприятие по информатике для 4 класса Методика преподавания информатики в начальной школе Урок доброты во 2 классе
Классный час «Чтение – путь к успеху», 5 класс
Опубликовано: 439 дней назад (7 июля 2017)
Просмотров: 1767
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Комментарии (2)
Вера Валерьевна Ляпина # 8 июля 2017 в 07:40 +2
Доброе утро, Марина Николаевна!Тема урока актуальна в наше время. Далеко не каждый взрослый понимает, чего нужно остерегаться в безграничном цифровом пространстве Internet. Однако наш ребенок должен быть не только проинформирован о том, какие угрозы существуют, но и понимать, как их избежать в случае возникновения нестандартных ситуаций. Вы приводите множество различных ситуаций и даете советы, как избежать неприятностей. Урок мне понравился. Удачи!
Юлия Ивановна Родина # 17 июля 2017 в 09:02 0
Важный материал вы предложили.заслуживает внимания .голос