Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме Астафьев "Стрижонок Скрип"

Предмет: литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технология: продуктивное чтение
УМК: «Школа России»
Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
Цель: анализ художественного текста, нахождение в нём «уроков жизни» от мамы-стрижихи.
Планируемые результаты.
Предметные: знакомство с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.
Метапредметные:
Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные - отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания о стрижах; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Коммуникативные – формулирование ответов на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях.
Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование: учебник литературного чтения 4 класс Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, портрет В. П. Астафьева, книга В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип», записи на доске, грамзапись, карточки со словами, индивидуальные карточки.
1. Организационный этап (мотивационный)
Посмотрите, ребята, и прочитайте слова:
Чтение без размышления – пустое занятие. (слова записаны на слайде)
Прочитайте хором, выделяя голосом прилагательное.
Подберите к этому прилагательному синоним. (бесполезное, ненужное)
2. Целеполагание
Я думаю, сегодня наш урок вызовет у вас размышления и, значит, не будет пустым, т. е. бесполезным.
И так, ребята, в путь за новыми знаниями, новыми размышлениями.
Первое размышление (строки на доске)
Человек – дитя природы и, как дитя родное, должен относиться к своей матери Земле, ибо без неё нам не прожить.
Чтение с доски слов и выделение голосом
Существительных
Глаголов
Что хотел сказать автор нам, читателям? Определите главную мысль этого предложения. (человек и природа неотделимы друг от друга)
Попробуйте догадаться, кто написал эти строки
Я предлагаю вам поработать в парах, возьмите листочки и в первой строчке узнаете, с творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться? ( С творчеством Виктора Петровича Астафьева)
Работа в парах:
1.млкопрвикторжэжуплпетровичжвдалпастафьевла
2.лаклмтдюбовсянкаэжолппкрасноярскогокраядщзс
3.мудпвсемьедлкрестьянинаоптиютбабушкадудкпж
4.улаплукориртлсолдатомэделролщнлеудукажпорю
5.слесаремжошггрузчикомждвахтёромдоучителему
6.вджцкдпгражданскийчеловеклжалпьиьадлшныон
7. дукажптюшнстрижонокскрипмлкопрвдзхр
(портрет писателя)
- Во второй строке узнайте, в каком селе и крае он родился? (в селе Овсянка Красноярского края)
- В третьей строчке найдите, в какой семье он родился и кто занимался его воспитанием?
( в семье крестьянина, воспитывала бабушка)
- 4 строка: Кем он был на фронте во время ВОВ? ( солдатом)
(Получил тяжёлое ранение и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г. вместе демобилизовались и поехали на родину жены – в г. Чусовой (Пермская область). Таким образом, мы можем сказать, что он наш земляк.
- 5 строка: Кем работал, когда вернулся с фронта? (слесарем, грузчиком, вахтёром, учителем)
- 6 строка: Найдите название первого его рассказа. ( Гражданский человек)
- 7 строка: Найдите название произведения, которое будем читать сегодня.
«Стрижонок Скрип» (показ книги «Стрижонок Скрип»)
- Расскажите, что вы узнали о Викторе Астафьеве?
3. Работа с текстом
I этап.
Работа с текстом до чтения.
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: Как можно догадаться, о чем или о ком это произведение?
Посовещайтесь в группах и продолжите предложенные предложения.
Мы можем предположить, о чем это произведение по ….(фамилии писателя).
Мы можем предположить, о чем это произведение по … (названию).
Мы можем предположить, о чем это произведение по … (главным героям: мама-стрижиха, братья и сёстры, сокол, вожак «Белое брюшко», мальчики).
- 1) Прогнозирование по фамилии автора (Виктор Петрович Астафьев)
- 2) Прогнозирование по названию «Стрижонок Скрип»
- Кто такие стрижи?
Детям дан текст для чтения (Приложение 1)
Возьмите карточки и прочитайте про стрижей. (Более сильным уч-ся объем текста больше)
- Задайте вопрос по тексту, который поможет определить, насколько точно твой одноклассник понял его содержание.
- 3) Прогнозирование по главным героям
- Можно ли определить о чем это произведение по главным героям: мама-стрижиха, братья и сёстры, сокол, вожак «Белое брюшко», мальчики.
Прикрепить на доску слова на карточках: мама, сокол, братья и сестры, стрижи, Скрип, вожак «Белое брюшко», мальчики
(дети отвечают)
2 этап
Работа с текстом во время чтения
Прослушайте 1 часть произведения, отметьте карандашом непонятные слова.
Прослушивание 1 части текста стр. 100 -101 в грамзаписи.
Словарная работа.
1) Подбирают синонимы к словам:
– Серьезный – вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный.
- Долбанула - ударила
– Угревшись – согревшись.
– Потухло – погасло, прекратилось.
- Мерцало – мигало, слабо светило
– Тревога – волнение.
-Бесцеремонно – беззастенчиво и развязно, выходя
за границы вежливости, невежливо, грубо
.
2) Подбирают антонимы к словам:
– Храбрый – трусливый
– Строгий – ласковый.
– Тревога – покой, спокойствие.
3) Лексическое значение слов
Рогатка - деревянная развилка с привязанной к ее концам резинкой для метания.
Физкультпауза
(Звучит фонограмма «Звуки леса»)
Встанем, потянем ладоши к солнышку, а теперь присядем, зачерпнём в ладоши родниковой водицы, умоемся, вдохнём свежего воздуха, закроем глаза, послушаем звуки леса.
3 этап
Работа с текстом после чтения
Работа в группах – заполнение сюжетной таблицы про главных героев рассказа: стрижонок Скрип, мама.

Кто делает?
Что делает?
Почему делает?
Как я оцениваю

Уроки жизни от мамы:
1)
2)
3)
Анализ сюжетной таблицы.
Вывод
Домашнее задание – дочитать текст и заполнить таблицу «Уроки жизни»
4. Итог
-Какие размышления вызвал отрывок из произведения?
- Можем ли предположить о чем будет продолжение рассказа?
Захотелось ли вам дочитать рассказ?

5. Рефлексия
Выберите любую фразу и продолжите
Урок дал мне для жизни …
Мне было сложно …
Меня удивило …
Сегодня я узнал …
Мне захотелось …
Приложение 1
Текст 1 (для более слабых детей)
Стрижи - ласточки-береговушки. Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Основной скрепляющий материал для гнезда – слюна. Она быстро застывает на воздухе. Родители не устают кормить своих птенцов. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых.
Эти маленькие птички могут развивать невероятную скорость в 170 км/час, в этом деле они настоящие чемпионы. Характерной особенностью стрижей есть то, что они умеют только летать. Для того, чтобы взлететь им необходим трамплин или возвышенность. Пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. В полете они могут есть, пить, купаться, подыскивать строительные материалы для своего жилища и даже спать. «Дружный народ стрижи»
- Задайте вопрос по тексту, который поможет определить, насколько точно твой одноклассник понял его содержание.

Текст 2 (для более сильных учащихся)
Стрижи - ласточки-береговушки. Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Длится обычно высиживание 11 дней, но если погода неблагоприятная, то процесс может и затянуться. В некоторые особо неблагоприятные годы высиживание вообще прерывается. При непогоде у стрижей сильно снижается температура тела, и они как бы погружаются в спячку. Яйца в таком случае выбрасывают с гнезда, предвидя, что ничего из высиживания не получится.
Но если все же птенцы вылупились, то тут родители не устают их кормить. Стрижи ловят насекомых, с помощью клейкой слюны склеивают их в комочки по 400-1500 штук и несут птенцам. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых. А если вдруг ненастье? В таком случае родители стрижи отправляются туда, где можно найти корм. Иногда это бывает за 60-70 км. По несколько дней они могут проводить в поисках пищи, не возвращаясь к гнезду. Птенцы в это время, чтобы не умереть с голода, «нашли выход». Они впадают в спячку. В таком оцепенении они могут находиться до 12 дней. Видите, друзья, насколько изобретательна природа, когда дело касается сохранения жизни? Стрижей можно встретить везде – в горах, лесах, на равнинах, а также в городах. В городах чаще всего распространены черные стрижи.
Стрижи могут спать в воздухе. И не несколько секунд или даже минут, а несколько часов. Они взлетают высоко в воздух и парят, изредка во сне взмахивая крыльями. Утром же стрижи просыпаются и отправляются на охоту.
- Задайте вопрос по тексту, который поможет определить, насколько точно твой одноклассник понял его содержание.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по развитию речи в 4 классе для слабослышащих детей Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Литературное чтение, 4 класс Кроссворд с ответами для урока внеклассного чтения, 4 класс. Литературные персонажи Конспект урока внеклассного чтения "Литературные сказки" в 4 классе с презентацией

Похожие статьи:

Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Участник №6 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 июля по 31 октября 2017 года
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Опубликовано: 441 день назад (9 июля 2017)
Просмотров: 1705
+6
Голосов: 6
Комментарии (9)
Вера Валерьевна Ляпина # 10 июля 2017 в 00:15 +2
Отличный урок, Галина Григорьевна! Современно, методически верно! При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Молодец!Голос
Галина Григорьевна Прибылева # 10 июля 2017 в 20:53 +2
Я впервые принимаю участие в таких конкурсах. Ваше мнение для меня очень ценно. Большое спасибо!
Валентина Михайловна Скрипникова # 10 июля 2017 в 16:48 +3
замечательный урок!Методически правильно оформлен!
Галина Григорьевна Прибылева # 11 июля 2017 в 21:37 +2
Спасибо за оценку.
Ольга Алексеевна Татаренко # 12 июля 2017 в 16:39 +4
Здравствуйте! Урок мне понравился! Такое разнообразие приемов работы перед чтением и после чтения текста! Вступительная часть дает нужную мотивацию к активной умственной деятельности учащихся. Дети отвечают на проблемные вопросы, анализируют, делают выводы. Продуктивная словарная работа, индивидуальный подход при чтении, все ведёт к хорошей результативности урока. Примите от меня голос поддержки, спасибо за приглашение!
Галина Григорьевна Прибылева # 13 июля 2017 в 21:59 +1
Ольга Алексеевна здравствуйте. Спасибо за комментарий. Извините пожалуйста за несвоевременный ответ. За подсказку спасибо.
Каргаполова Татьяна Михайловна # 27 июля 2017 в 12:40 0
Прекрасный урок! В нём есть всё! Молодец!
Галина Григорьевна Прибылева # 28 июля 2017 в 22:31 0
Спасибо за комментарий!
Елена Ивановна Буторина # 2 августа 2017 в 21:13 0
Здравствуйте, Галина Григорьевна! Очень интересный урок по произведению писателя В.П. Астафьева. Основные этапы работы - соблюдены. Уместен на уроке краткий рассказ о биографии писателя. Желаю успеха! С уважением, Елена Буторина.