Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Средства театрального искусства в формировании социальной компетентности обучающихся

Статья по театральной педагогике "Средства театрального искусства в формировании социальной компетентности обучающихся"
Аннотация. В статье определяются факторы, которые актуализируют использование самодеятельной театральной деятельности в социально-педагогической практике образовательного учреждения, и раскрываются основные средства театрального искусства в формирования социальной компетентности обучающихся.
Материал будет полезен для учителей, педагогов дополнительного образования.
Ключевые слова: социальная компетентность, средства театрального искусства, театральная игра.

Социальная компетентность личности в нынешней осложненный период общественного развития становится весомым фактором гармонизации взаимоотношений человека и социума. Формирование социальной компетентности у обучающихся — один из приоритетов современного образования, и нуждается в выработке эффективных для этого методов и технологий. Значительные возможности для социального развития обучающихся имеют технологии, основанные на использовании средств искусства, в том числе и театрального. Опираясь на способность художественных произведений влиять на эмоционально-чувственную сферу и интеллект человека, такие технологии раскрывают перед детьми окружающий мир в его многогранности и разнообразии, а это способствует становлению их социальной компетентности как качественного уровня социального развития.
Театр всегда пытался осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Для чего и почему живем на Земле?» Театральная сцена словно обращается к индивиду: «Объединись с нами, воспринимай, думай, переживай — и ты поймешь, каким в действительности есть жизнь, что окружает тебя, кто ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать». Театральное искусство должно помочь человеку, прежде всего юному, определить свое место в современных социальных реалиях, достаточно сложных и неоднозначных.
Главные причины, которые актуализируют необходимость более широкого использования театрального искусства в социально-воспитательной практике:
1. Театральная деятельность дает возможность развернуть перед глазами обучающихся широкую панораму социальных ролей, подчеркнуть их значимость, создать безопасные условия для их выполнения, более глубокого осознания и принятия внутренним миром, творческого подхода к их жизненной реализации. Чрезвычайно важным является пропаганда через театральные постановки образцов гражданственности, ибо качественный уровень общественного развития - гражданское общество - невозможно без сознательных, активных, компетентных граждан.
2. Досуг нынешних детей характеризуется снижением творческой активности, заменой ее пассивным малосодержательным досугом. Отсутствие потребности живого восприятия художественного действа, нежелание и неумение участвовать в нем порождают равнодушие, инертность, торможение развития волевых качеств. Опасность для становления целостной, гармоничной личности составляет чрезмерное общение детей с компьютером, телевизором, что приводит к формированию аддиктивного (зависимого) поведения, которое вытесняет другие виды жизнедеятельности. Самодеятельное театральное творчество способна выводить детей из состояния апатии и пассивности, активизировать жизненные силы детей, формировать навыки полноценной досуговой деятельности.
3. Современная культура и научно-технический прогресс, а также и школа, ориентированные в большей степени на развитие логико-знаковых, левополушарных компонентов мышления. Правополушарное, образное, творческое мышление постепенно угнетается - талантливые дети со временем становятся обычными, «стандартными» взрослыми. В то же время нынешний мир требует креативных личностей, а не послушных исполнителей. И театральные методики смогут помочь образовательному учреждению решить проблему создания новой системы образования, где упор будет сделан на интеграции правополушарной и левополушарной деятельности детей.
4. В нынешний общественный период жизни детей сопровождается постоянным напряжением, частыми стрессами. Они нуждаются в отдыхе, психологической поддержке, средствах снижения психофизиологической цены обучения, что может быть обеспечено общением с ровесниками, педагогами в организованной театральной деятельности.
5. Утверждение в современном обществе рыночных отношений, которые требуют людей инициативных, организованных, коммуникативных. Сцена прививает свободу, раскованность, умение естественно держаться, что существенно помогает качественной и результативной социальной коммуникации.
6. На фоне социального расслоения детский коллектив с каждым годом все меньше и меньше связывает своих членов общностью интересов, идей, культурным опытом, приводя к непониманию между детьми, нетолератному отношению друг к другу, ощущению определенной группой детей неполноценности. Возникает необходимость поиска методов сплочения коллектива, и лучше всего это может обеспечить творческая театральная работа. В наше время среди обучающихся проявляется активный интерес к асоциальным группам, а интересная, захватывающая деятельность в театральном кружке, доброжелательные, искренние взаимоотношения между его членами помогают ребенку избежать или избавиться от негативных социальных влияний.
Вот почему включение театра в учебно-воспитательный процесс должно быть не только желанием энтузиастов, но и действительной потребностью развития современной системы образования.
Использования искусства театра с целью формирования социально компетентной личности требует определения средств его воздействия, среди которых можно выделить основные:
- раскрытие через драматические произведения широкого спектра человеческих взаимоотношений, социальных, культурных ценностей;
- использование потенциала и инструментария игры в социальном становлении личности;
- задействование актерского тренинга для снятия «социальных зажимов», высвобождения творческих сил детей;
- работа с юными актерами над ролями, которая направляет на действенное сравнение образа персонажа с собой (по мировоззрению, поведению, ценностям и др), на определение сценария собственного поведения;
- развитие коммуникативных способностей, речевой культуры, социального интеллекта обучающихся в процессе работы над словом, при разыгрывании этюдов, в сценическом взаимодействии;
- социально-культурное направление подготовки театральных спектаклей и выступлений обучающихся с ними перед зрителями.
Одним из наиболее весомых социально-воспитательных воздействий театра является качество и характер драматического материала, на основе которого строится театральная работа с обучающимися. Драматические произведения разных эпох отражают самые разнообразные аспекты человеческой жизни, которые остаются в целом неизменными веками и даже тысячелетиями. Они задают вопросы и стремятся через диалог с читателем (а в случае постановки пьесы — со зрителем) способствовать совершенствованию личности, ее взаимодействия с окружающими людьми, помогать в улучшении социума, подъеме его уровня духовности и человечности. Знакомство учащихся с драматическими произведениями, которые подтвердили свою художественную и социальную значимость испытанием временем, постановка актуальных пьес или их отрывков, проигрывание образов персонажей пьесы даст возможность детям глубже познать жизнь, подведет к размышлениям об определении своего места в социальном пространстве, будет способствовать поиску образцов человеческого поведения.
Мировая и отечественная драматургия дает обучающимся богатый материал для выбора тех или иных социальных ролей, через которые можно достичь наилучшей самореализации, утвердиться, добиться социального успеха и, одновременно, быть полезным обществу и ближайшему окружению.
Основой театрального представления является игра, поэтому ее возможности в контексте социализации характерны и для искусства театра. Исследователи утверждают, что человеку для того, чтобы найти себя, необходимо проиграть много ролей. Через игру можно понять свое «я», множество собственных потенций, которые раскрываются в соответствующих условиях или остаются нераскрытыми.
Через театральную игру ребенок может реализовать новые модели поведения перед тем, как перенести их в реальную жизнь, что способствует успешной социализации, способности более эффективно адаптироваться в окружающей среде и осуществлять на нее положительное влияние.
Театральная игра, восприятие театральных постановок достаточно существенно расширяет социально-ролевой репертуар личности. В процессе игры человек, «примеряя» к себе роли других людей и реализуя типичные для этих ролей действия и отношение, невольно усваивает соответствующие образцы поведения. В результате драматической игры происходит кристаллизация собственного «Я», в том числе через постоянное сравнение себя с воспроизводимым в театральном действии образу.
Погружение ребенка в мир театрального отражения социального взаимодействия дает возможность ему укрепить, усовершенствовать свои положительные личностные качества, и, в то же время, переосмыслить те, что мешают гармоничным взаимоотношениям с окружающими, и постараться избавиться от них.
Весомый потенциал театральной самодеятельности обучающихся в развитии их творчества как средства самовыражения (собственно трактовка образа, разработка сценариев, написание пьес и тому подобное). В ролевой игре, а следовательно, и театральной, действуют как бы две реальности — настоящая и условная. За счет перехода из одной в другую человек расширяет пространство, в котором действует ее «Я», освобождается от пут обыденного, творит жизнь в новых его формах.
И может случиться чудо - условная реальность становится действительностью. Творчество предполагает свободу личности, ее уверенность, смелость. Но, увы, современный человек не является достаточно свободным, что тормозит ее творчество, в частности социальную. Исследователи обращают внимание на то, что уже в 17 лет индивид представляет собой комплекс мышечных зажимов, которые являются отражением зажимов внутренних (психологических, интеллектуальных). Это результат попытки «соответствовать» требованиям окружающего мира. Такие зажимы заметны уже у детей 5-летнего возраста. Задачи театральной деятельности - помочь ребенку вернуться к себе — к естественному, настоящему, свободному.
Театральная деятельность развивает коммуникативную культуру, способность к эффективному диалогу, учит понимать и реагировать как на партнера по игре, так и на образ, который раскрывается в ее процессе. Сценическое общение порождает эффект взаимного заряда, способствуя утверждению атмосферы дружбы, доброжелательности, взаимоподдержки.
Широки возможности театральной деятельности для развития языковой культуры личности, без которой невозможна ее надлежащая самореализация в социуме. Работа во время подготовки спектаклей над сценической речью расширяет лексический запас человека, улучшает произношение, помогает овладеть логикой языка и осмыслением текста. Наряду с этим развивается внимание, дисциплинированность, выдержка и другие качества, необходимые для гармоничной жизнедеятельности в коллективе. Невнятная, нечеткая речь являются значительной преградой и для полноценной социальной коммуникации, поэтому работа над речью существенно повышает уровень положительного восприятия индивида окружающими, а следовательно, уровень осознания человеком своей значимости, достоинства, что, в свою очередь, развивает черты уверенности, настойчивости.
В воспитании социально важных качеств большое значение имеет подготовка спектакля. Занятия по сценической грамоте и работа над ролью («актерский» тренинг — выполнение упражнений на развитие воображения, внимания, памяти, на мышечное расслабление; разыгрывание этюдов) развивают логическое мышление, умение определять причины тех или иных жизненных явлений и предвидеть их последствия. Упражнения на развитие внимания дают возможность детям вдумчиво, целенаправленно наблюдать за жизненными событиями, людьми, развивать умение воспринимать язык общения (как вербальный, так и невербальный), адекватно реагировать на человеческие поступки. Формированию умений проектировать социальные ситуации, представлять варианты развития событий, осуществлять в мыслях поиск оптимальных решений способствуют упражнения на развитие воображения. Упражнения на мышечное расслабление усиливают ощущение свободы, уверенности, раскрепощенности, что так важны в человеческом общении. В процессе разучивания этюдов на занятиях по сценической грамоте, а также анализа мотивов поведения действующего лица юные актеры учатся улавливать едва заметные особенности в поведении, жестах, мимике того или иного человека, выявляют ее душевное состояние. Умение обучающегося проникать в мир душевных переживаний литературных героев, друзей является важной предпосылкой развития его гуманных чувств, способности разбираться в людях, с которыми общаешься, умение давать оценку их действиям.
Весомое значение в театральной деятельности имеет подготовка костюмов, декораций, реквизита. Включение обучающихся в художественно-техническую работу способствует расширению знаний об историческом периоде, отраженному в пьесе, развитию трудовых умений, навыков. Такие занятия дисциплинируют детей, воспитывают настойчивость, выдержку, инициативность, позволяют почувствовать красоту порядка и организованности в работе.
Одна из социально действенных составляющих театральной самодеятельности - показ спектакля. Спектакли, подготовленные детьми, пропагандируют определенные ценности и идеалы, способствуют совершенствованию социальных связей.
Указанные выше средства воздействия театра на формирование различных аспектов социальной компетентности обучающихся (богатство драматических образов, раскрывающие различные стороны социальной жизни, вхождение в круг разных социальных ролей, осознание важных социальных ценностей; углубленная коммуникативная практика; формирование социально - ориентационных, волевых качеств через освоение элементов актерского тренинга; условная игровая реальность, развивающая жизненно важные навыки взаимодействия в более безопасных условиях и др.) указывают на целесообразность его широкого использования в социально-воспитательной деятельности образовательных учреждений.

Список литературы

1. Андерсен-Уоррен, Н. Драматерапия / М. Андерсен-Уоррен, Г. Грейнджер; пер. с англ. А. Ы. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Быков, М. Ю. Театральная педагогика в общеобразовательной школе и особенности обучения театральным методикам в системе переподготовки педагогических кадров [Электронный ресурс] / М. Ю.Быков, А.Б. Никитина.
3. Жукова, Р.А. Театральная деятельность.-М: Корифей, 2014.-125с
4.Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход в образовании / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2005. – № 3
5.Лапина, А. А. Школьная театральная педагогика — опыт междисциплинарного синтеза [Электронный ресурс] / О. А.Лапина.
6. Масандилова, И. Л. Театрально-импровизационная деятельность как средство обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочное время: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. мэд. наук: спец. 13.00.02 / И. Л.Масандилова. - М.: Институт художественного образования РАО, 2007. - 24 с.
7. Основы преподавания творческих дисциплин / под общ. ред. А. П.Рудницкой. - К.:Институт педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины, 1998. - 183 с.
8. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие [для руководителей детских театральных коллективов] / под рук. А. Б.Никитиной. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для младших школьников. Международный день театра. Сценарий Открытие Театральной недели в начальной школе. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий праздника «В гостях у сказки» в начальной школе

Участник №27 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2017 года
Конспект занятия театрального кружка: Этюдная деятельность
Опубликовано: 40 дней назад (11 июня 2017)
Просмотров: 413
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Мария Анатольевна Блинова # 14 июня 2017 в 08:31 0
Статья по театральной педагогике "Средства театрального искусства в формировании социальной компетентности обучающихся"Театральная деятельность дает возможность развернуть перед глазами обучающихся широкую панораму социальных ролей, подчеркнуть их значимость, создать безопасные условия для их выполнения, более глубокого осознания и принятия внутренним миром, творческого подхода к их жизненной реализации. Чрезвычайно важным является пропаганда через театральные постановки образцов гражданственности, ибо качественный уровень общественного развития - гражданское общество - невозможно без сознательных, активных, компетентных граждан.Довольные лица актёров,что может быть выше всяческих похвал в вашей работе.Голос.