Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Коррекционно – развивающая программа работы с детьми с ЗПР

Коррекционно – развивающая программа по работе с детьми ЗПР
Описание: Предоставляю вашему вниманию коррекционно-развивающую программу работы с детьми с ЗПР в ДОУ. Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам, старшим воспитателям.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели.
1.3. Задачи.
1.4. Принципы.
1.5. Описание контингента детей.
1.6. Планирование результата освоения результата (педагогические и психологические целевые ориентиры)
1.7. Сроки и основные этапы реализации.
2. Содержательный раздел.
2.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей (диагностика, коррекция, профилактика)
2.2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов (диагностика, коррекция, просвещение и консультирование)
2.3. Психолого-педагогическое сопровождение родителей (Диагностика, коррекция, просвещение и консультирование)
3. Организационный раздел.
3.1. Условия реализации программы.
- создание предметно-развивающей среды
- программно-методическое обеспечение
- взаимодействие специалистов (ПМПк)
-сетевое взаимодействие (ПМПК, поликлиника, Веста, КДН, опека и попечительство и т. д.)
Приложение
- Диагностический минимум (методики, протоколы, бланки)
- План коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование процессов интеллектуально-эмоциональной деятельности детей с ЗПР
- Система планирования образовательной деятельности
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
В основе специальных стандартов лежат принципы договорённости, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. ФГОС является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации воспитания и обучения детей с ОВЗ. Она включает в себя, прежде всего, ДОУ компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с ОВЗ.
Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных дошкольных образовательных учреждениях, ДОУ компенсирующего вида, а также «других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (образовательные учреждения общего типа)».
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников. Таких детей до установления точного диагноза относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития (ЗПР). В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ЗПР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе психолога, имеется ввиду непросто психологическая помощь, поддержка детей, испытывающих трудности в обучении, а именно психологическое сопровождение детей на всех этапах обучения, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.
Психологическое сопровождение дошкольников с ЗПР рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ЗПР в социум. Оно должно быть устремлено на формирование высших психологических функций, испытывающих дефицит в развитии (восприятия, внимания, памяти), формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских отношений.
Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ЗПР является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
1.2 Цель
преодоление недостатков в развитии детей с ЗПР, формирование основы для обучения в общеобразовательной школе
1.3 Задачи
1. Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию.
2. Активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей.
3. Развивать высшие психические функции.
4. Прививать навыки социального поведения.

1.4 Принципы
1. Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной.
2. Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
3. Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
4. Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
5. Активность – широкое использование в ходе занятий практической деятельности ребенка.
6. Доступность – подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.
7. Гуманность – любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.
8. Оптимизм – вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.
9. Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.
10. Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению – успехов в коррекционной работе можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно – операциональная деятельность и сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с ЗПР следует, играя с ним.
11. Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение. Для школьников ведущая деятельность учебная. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы. Однако, игровые моменты тоже остаются. Играть любят все, даже взрослые. В работе со взрослыми тоже используем речевые игры. Ведь всем известно: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
12. Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
13. Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

1.5 Описание контингента детей.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Задержка психического развития – это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные органические поражения коры головного мозга. Термин «задержка» подчеркивает временный (несоответствие уровня психического развития возрасту) характер отставания, которое с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей рассматриваемой категории (В.И. Лубовской).
Лебединская К.С., Певзнер М.С., Шевченко С.Г. и др. выделяют следующие основные формы задержки психического развития.
ЗПР конституционального происхождения (психофизический инфантилизм). Причинами этой формы являются наследственные факторы (предрасположенность к более длительным срокам физиологического и психологического «созревания»), негрубая патология беременности и родов, истощающие заболевания периода раннего развития.
При психофизическом инфантилизме детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера находится на уровне детей более младшего возраста, преобладают игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. Очень быстро устают от учебной деятельности.
ЗПР соматогенного характера. Причиной являются частые соматические заболевания истощающего характера.
Незрелость эмоционально-волевой сферы у таких детей отмечается еще в дошкольном возрасте, проявляясь в виде повышенной чувствительности, впечатлительности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми вплоть до отказа от речевого общения.
ЗПР психогенного характера (психогенный инфантилизм). Характерна для детей воспитывающихся в неблагоприятных для психического развития условиях, вызывающих «психическую депривацию». В период младенчества наблюдается сенсорная депривация, в результате нехватки эмоциональных сенсорных стимулов. В раннем и дошкольном возрасте когнитивная депривация, в результате нехватки стимулов для развития предпосылок интеллектуальной деятельности. Эти отличаются бедностью словаря. Нарушением грамматического строя речи, трудности концентрации внимания, запоминания, фрагментарность восприятия, ослабление психической активности. В результате гиперопеки, гипоопеке в возрасте от 1 до 7 лет можем встретить социальную депривацию. Большая часть детей, при гипоопеке воспитывается в семьях, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, психически нездоровых родителей и т.д. они конфликтны, раздражительны, импульсивны, отсутствует чувство долга и ответственности. При гиперопеке у детей наблюдается эгоизм, эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, неумения бороться с трудностями, отсутствие трудолюбия при переоценке своих способностей, капризность и своенравность.
ЗПР церебрально-органического происхождения (органический инфантилизм). Наиболее сложная и специфическая форма, возникшая в результате органической недостаточности мозга на ранних этапах развития. В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга.
При этой форме имеется незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательного развития. Органический инфантилизм проявляется в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, слабости воображения, преобладания игровых интересов. Нарушения познавательной деятельности у детей носят мозаичный характер. Парциальное нарушений корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем.
Таким образом, по уровню своих знаний дети с задержкой психического развития самостоятельно, без предварительной подготовки не смогут хорошо овладеть в дальнейшем школьной программой.
У этих детей наблюдается пониженная обучаемость. При обучении у них формируются малоподвижные связи, воспроизводимые в неизменном порядке. При переходе от одной системы знаний и умений к другой эти дети склонны применять старые способы, не видоизменяя их. Неумение подчинять свою деятельность поставленной цели сочетается с трудностями в планировании своих действий, с несформированностью самоконтроля. У всех детей наблюдается снижение активности во всех видах деятельности. Эти дети не стремятся использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало суждений в предположительном плане до момента решения задачи. В мыслительной деятельности снижение познавательной активности выражается в слабой зависимости деятельности детей от поставленной цели, подмене целее более простой и знакомой, затрудняются в поиске общего способа решения целого ряда задач. Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне того круга, куда ее направляет взрослый.
У детей с задержкой психического развития не происходит смены ведущей деятельности, т.е. замены игровой на учебную деятельность. По данным психолога Л.В. Кузнецовой, мотивационная сфера этих ребят не представляет собой однородного образования в виде преобладания только игровых мотивов. Лишь у третьей части ребят отмечается явно выраженная игровая мотивация.
Обобщая описанные данные, можно сделать следующие выводы:
- у детей с задержкой психического развития среди множества особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость, недостаточная способность к произвольной деятельности, очень низкая познавательная активность, особенно ненаправляемая, спонтанная и т.д. Интеллектуальное недоразвитие этих детей в значительной мере обусловлено перечисленными факторами.
Однако стоит отметить, что дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Так, с помощью педагога выполняют задания значительно лучше, чем самостоятельно. Этот факт очень важен как для диагностики задержки психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.
Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива.

1.6 Планирование результата освоения программы
Сформирована интеллектуальная готовность к школе: развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, внимание, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы.
Сформировано произвольное поведение:
- Умение понимать и принимать задание и предложения взрослого.
- Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
- Умение организовать рабочее место.
- Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Сформированы морально-нравственные представления об организации общения друг с другом:
- своевременное употребление слов благодарности;
- умение понимать настроение окружающих;
- умение слушать собеседника.

1.7 Сроки и основные этапы реализации программы
№ Этапы программы Сроки программы Пути реализации программы
1. Организационный Сентябрь-октябрь
Изучение нормативно – правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме
Разработка программы
Выявление проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития детей
2. Практический Октябрь - май Введение и реализация программы
3. Итоговый Май Диагностика определит правильность выбранных технологий для решения обозначенных противоречий
Содержательный раздел
2.1 Психолого – педагогическое сопровождение детей (диагностика, коррекция, профилактика)
Диагностическое направление.
Для успешности воспитания и обучения детей с ЗПР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
• своевременно выявить детей с ЗПР;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ЗПР;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ЗПР в дошкольном учреждении;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребёнка;
• консультировать родителей ребёнка.
В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребёнка:
• особенности контакта ребёнка;
• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
• реакция на одобрение;
• реакция на неудачи;
• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
• эмоциональная подвижность;
• особенности общения;
• реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребёнка:
• наличие и стойкость интереса к заданию;
• понимание инструкции;
• самостоятельность выполнения задания;
• характер деятельности (целенаправленность и активность);
• темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
• работоспособность;
• организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:
• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
• особенности моторной функции.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.
Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

Коррекционно-развивающее направление.
При организации коррекционной работы программа предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:
• взаимосвязь осуществления коррекции познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) с развитием речи дошкольников;
• ознакомлению с окружающим миром и коммуникации, с занятиями по ритмике, музыке, физкультуре;
• проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);
• максимальное использование при коррекции у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, аромотерапии, релаксотерапии и др.);
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы.
К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников с ЗПР, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. Но, к сожалению, отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в образовательных учреждениях.
В основе развивающей психокоррекционной работы лежит программа, разработанная Е.А. Стребелевой. Используются также работы: Катаевой А.А., Сиротюк А.Л., Богуславской З.М., Смирновой Е.О., Боряковой Н.Ю., Соболевой А.В., Ткачевой В.В. Используются технологии психогимнастики и развивающей кинезиологии А.Л. Сиротюк, М.В. Ильиной.
Проводится работа в направлении коррекции эмоционально-личностной, нравственной сферы воспитанников – элементы сказкотерапии. Используемые в сказкотерапии авторы: О.Н. Пахомова, Л.Н. Елисеева, Г.А. Азовцева, народные сказки, православные сказки, притчи.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, позволяющие решать задачи взаимопонимания детей и взрослых, развивать навыки общения со сверстниками, корректировать типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревогу, агрессию, неадекватную самооценку и др.), облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
• Состояние детей с ЗПР, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.

2.2 Психолого – педагогическое сопровождение педагогов
Психолого-педагогическая коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога, и их совершенствование.
Педагог - психолог постоянно оказывают консультативную помощь педагогам по работе с детьми с ЗПР. Педагогический эффект в решении коррекционных задач в значительной мере зависит от взаимодействия специалистов и педагогов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. Для детей с ЗПР совместная деятельность всех специалистов и педагогов ДОУ строится на основе дополнения и углубления влияния каждого из них.
Эффективными являются следующие формы взаимодействия:
• взаимообмен данными диагностики, для выбора оптимальных форм и методов работы с детьми с ЗПР,
• ежемесячное координированное планирование деятельности педагогов и специалистов, в связи с проблемами в освоении индивидуальных маршрутов детей с ЗПР,
• выполнение воспитателем индивидуальных заданий педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога, взаимопосещение занятий, для корректировки наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми с ЗПР.

Психопрофилактическая работа по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей.
Развитие у педагогов устойчивой мотивации к самосовершенствованию, углубление профессионального самосознания, через специальные игры и упражнения, повышение профессиональной самооценки педагогов.
Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, подержания оптимального уровня психических состояний и их применение на практике.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам помощи в воспитании и обучении ребёнка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
2.3 Психолого – педагогическое сопровождение родителей
Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Работая с родителями, специалист помогает им:
1. Преодолевать:
• фиксированные иррациональные идеи из прошлого;
• отрицание реального состояния ребенка;
• фиксацию на утраченном ребенком здоровье;
• блокаду позитивных сценариев-ожиданий;
• искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;
• блокаду позитивных эмоций и отрешенность;
• симбиоз с ребенком, утрату своих индивидуальных границ;
• фиксацию на прошлом;
• дезадаптивное защитное поведение;
• индивидуальный и ролевой регресс;
• разобщенность с другими членами семьи;
• беспомощность;
• чувство вины, неполноценности;
• страхи.
2. Осознавать и понимать:
• связь своих идей, восприятия, чувств, поведения;
• права и потребности своего внутреннего «Я»;
• работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение;
• других.
3. Разрешать себе:
• меняться;
• принимать новые адаптивные идеи;
• моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;
• непосредственно воспринимать реальность;
• выражать свои чувства и высказывать свои идеи;
• принимать ребенка и других членов семьи.
4. Укреплять свою автономность:
• развивать навыки ассертивности (утверждения себя);
• оптимизировать способы функционирования (развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля);
• овладевать навыками саморегуляции.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:
• диагностика детско-родительских отношений;
• совместные занятия специалистов с детьми и их родителями, на которых родители учатся взаимодействию со своим ребенком;
• индивидуальные консультации родителей по запросу;
• тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;
• родительские собрания;
• тренинговые занятия для групп родителей по коррекции детско-родительских отношений на основе результатов диагностики.
В целом задачами работы с родителями можно считать информирование их о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним, отказ от дезадаптивных идей и поведения, обучение навыкам эффективного взаимодействия с малышом и другими членами семьи.
Совместные занятия специалистов с детьми и их родителями позволяют вовлечь семью в процесс сопровождения, предварительно добившись некоторого уровня осознания ее членами того, что между ними нет нормального взаимодействия.
Индивидуальные консультации родителей бывают востребованы, когда взаимодействия со специалистом в присутствии ребенка оказывается недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию в семье в лучшую сторону. В таких случаях родственникам необходимо помочь разобраться в сложном переплетении семейных проблем. Дать возможность осознать природу негативных и позитивных внутрисемейных процессов, найти ресурсы для адаптации к особенностям развития ребенка и для стабилизации семейной жизни. Консультируя родителей, специалист старается работать с их внутренними ресурсами, помогает принять болезнь ребенка и вернуть ощущение жизни. При этом ему приходится искать свой неповторимый подход к каждому взрослому, используя различные комбинации психотехник.
Работа с группой родителей имеет свои преимущества. Здесь создаются оптимальные условия для обсуждения проблем, выражения чувств, проявления эмпатии, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, получения обратной связи - реакции на высказывание своих идей, для повышения родительской компетентности и обращения к собственным ресурсам. В группе легче преодолеть одиночество и отчаяние, почувствовать поддержку, обрести надежду, проявить альтруизм. В то же время специалисту необходимо тщательно подбирать родителей в группы по их готовности к участию в работе и по характеру волнующих их проблем.
На тематических лекциях и круглых столах удобно проводить психологическое просвещение, поддерживать обсуждение волнующих тем, работать над выражением чувств.
В рамках целевых тренингов родителям предоставляется возможность овладеть некоторыми полезными навыками и подходами к решению собственных и межличностных проблем.
Оптимальной представляется групповая работа с 6-10 участниками при общем количестве встреч от 4 до 8 по два часа один раз в неделю. Успешности группы способствует четкий внутренний регламент и его соблюдение.
Также немаловажным является создание и правильное оформление информационного стенда для родителей, что позволяет своевременно сообщать всем родителям о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам воспитания.

3. Организационный раздел
3.1 Условия реализации программы:
Создание предметно – развивающей среды
В настоящее время, при организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, особое внимание уделяется созданию благоприятной предметно - развивающей среде, так как в связи с введением ФГОС ДО изменились подходы к организации образования дошкольников.
Построение предметно-развивающей среды позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В свободной деятельности детей, в условиях созданной предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
В реальном образовательном процессе реализация образовательных областей (содержания образования) обеспечивается организацией центров активности, в создании которых максимально учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии.
Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
Предметно-пространственная среда в группе (в кабинете) соответствует основным принципам: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность и особенно трудно обеспечиваемый принцип- насыщенность.
Поэтому в рамках реализации принципа «трансформируемость», для того чтобы обеспечить возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей ребенка, имеются передвижные ящики, легкие стеллажи, контейнеры, модули.
В рамках реализации принципа «полифункциональность», обеспечивающего возможность использовать предметы не обладающих жестко закрепленным способом употребления, имеются: легкая детская мебель, мягкие модули, ширмы, развивающие панно…
В рамках реализации принципа «вариативность», кроме современных средств обучения, для самостоятельных игр и нод по интересам имеются: дидактические игрушки ( матрешки, пирамидки, вкладыши..); крупные и мелкие пластмассовые, деревянные конструкторы, машинки, коляски, куклы, кукольная мебель, книжки для рассматривания; для самостоятельной художественно-эстетической деятельности: мольберт, специальная мебель в уголке по художественно-эстетической деятельности и набор изобразительных средств: альбомы, краски, кисточки, пластилин, трафареты; оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: для игры в «супермаркет»: тележки, кассовые аппараты, модули-конструкторы…; для игры «салон красоты»: детская мебель, наборы материалов; для игры «поликлиника»: набор детской мебели, атрибутов для игры в больницу, «пароход», «самолет», «водитель»- крупные корпусные модули. Так же детская мебель для игры в «семью»: стол, стулья, «электропечь», «телевизор», «диван», «кресла», «шкаф для одежды», «Уголок ряженья»..
Для развития движений имеется: спортивный уголок в группе, мячи, мягкое спортивное оборудования: крупные мячи, кольцеброс, бадминтон, кегли, прыгалки, комплект мягких спортивных модулей, атрибуты для выполнения общеразвивающих упражнений: гимнастические палки, флажки…
Для организации непосредственно-образовательной деятельности имеются материалы для изобразительной деятельности: мелки, кисточки, краски…, конструктивной деятельности: наборы мелких деревянных, пластмассовых конструкторов на каждого ребенка, палочки Кюйзнера, блоки Дьенеша; для музыкальной деятельности: музыкальные инструменты: ложки деревянные, трещотки, бубен, маракасы… Для речевого развития имеются: детский книжки, хрестоматии, картины, настольные игры по развитию речи, мелкой моторики. Для познавательного развития: карты, модели строения тела человека, раздаточный счетный материал для ФЭМП.

Программно – методическое обеспечение
1. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми» (занятия с элементами психогимнастики) Изд. «Гном и Д»,2000г. Программа направлена на детей старшего и среднего дошкольного возраста. Представляет удачное соединение нравственных бесед с разнообразными играми, психогимнастическими упражнениями и этюдами. Поможет развитию эмоциональной и двигательной сфер, формированию этических представлений у детей. Упражнения данной программы помогут в разыгрывании сюжетов, в раскрепощении и объединении детей в группы, совершенствовании творческих способностей дошкольников.
2.С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина «Тесты для дошколят» «Москва, РОСМЭН 2006г» «Развиваем внимание, восприятие, логику». Занятия данной программы для детей 5-6 лет направлены на развитие у ребенка зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, логического мышления, а также графически навыки, мелкую моторику и координацию движений руки.
3. К. Фопель «С головы до пят» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В данном пособии собраны игры и упражнения, помогающие ребенку осознать свое тело, сформировать его целостный позитивный образ. Игры способствуют развитию ловкости, координированности, гармоничности движений, учат детей концентрироваться и расслабляться, справляться со стрессом.
4. К. Фопель «Привет, ножки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В данном пособии объединены игры и упражнения, специально предназначенные для тренировки ног. Они помогут детям научиться бегать и прыгать, лазать и ползать, бесшумно ходить, ощущать свои ступни и колени, координировать движения.
5. К. Фопель «Привет, ручки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В данном пособии собраны игры и упражнения, специально предназначенные для тренировки рук. Они помогут детям научиться бросать, ловить, совершать тонки манипуляции с предметами, ощущать свои пальцы, кисти, плечи, координировать движения.
6. К. Фопель «Привет, глазки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В данном пособии собраны игры и упржнения, способствующие тренировке глаз, развитию зрительного восприятия в целом. Они помогут детям научиться тонко дифференцировать зрительную информацию, манипулировать движущимися предметами, правильно оценивать расстояние, ориентироваться в пространстве.
7. К. Фопель «Привет ушки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В данном пособие собраны игры и упражнения, способствующие развитию слухового восприятия, музыкального слуха и чувства ритма. Они помогут детям научиться внимательно слушать, тонко различать звуки, выполнять движения по образцу, спонтанно двигаться под музыку.
8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программа «Давайте жить дружно!» Москва, изд. Генезис, 2007г. Цель данной программы – помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Построена основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программа «Злюсь, боюсь, радуюсь!» Москва, изд. Генезис, 2007г. Цель программы – эмоциональное развитие детей. Построена основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
10. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. «Школа внимания» методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Данная методика предназначена для подготовки к школе так называемых детей с проблемами, которые проявляются в отсутствии организации внимания, неумении планировать и контролировать свои действия, не умении успешно следовать указаниям учителя, выслушивать задание до конца, в отвлекаемости и сбивчивости в ходе его выполнения, а, следовательно, в снижении мотивации. Данная программа является помощником в развитии способности к планированию своих действий и контролю над ними у детей.
11.«Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» авт. А.Л. Сиротюк
12.«Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет» авт. Осипова А.А., Малашинская Л.И.
13.«Тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения “ Давайте жить дружно! “
авт. С.В. Крюкова
14.«Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников» авт. С.В. Крюкова
15.«Программа формирования произвольной регуляции» авт. Н.Я. Семаго
16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис
17. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2008.
18.Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
19.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство: В 2-х кн. – М.: Генезис, 2007.
20.Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб: Речь, 2008.
21.Бавина Т.В., Агаркова Е.И. Детские страхи. Решение проблемы в условиях детского сада: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.
22.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.
23.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.: А.П.О., 1994.
24.Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
25.Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни детей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: – СПб.: Алетейя, 2001.
26.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2002.
27.Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
28.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
29.Кулагина М.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
30.Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
31.Мирилова Т.В. Эмоциональное развитие ребенка. Младшая и средняя группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
32.Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст. – М.: Айрис-пресс, 2006.
33.Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
34.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
35.Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
36.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2004.
37.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. – М.: Гуманит. издательский центр Владос, 2003.,
38.Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. – М.: Прометей; книголюб, 2002.
39.Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
40.Электронное пособие: Диагностическая работа в ДОУ. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
41.Электронное пособие: Комплексные занятия. Планирование, конспекты занятий, дидактический материал. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.
42.Типовая программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития/Под общей ред. С.Г. Шевченко.
43.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушеними интеллекта. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелёва/
44.СемагоМ.М.Психолого-медико-педагогическое обследова-ние ребёнка.-М: Аркти, 1999.
45.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми
/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998
46.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
47.Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс. Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К. //Behavioral Intervention for Young Children With Autism: A Manual for Parents and Professionals/Edited by Caterine Maurice, Cina Green and Stephen C. Luce/School Greek Boulevard, Auslin, Texas, 1996
48.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб, 2004. – 400 с.
49.Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. – СПб, 2004. – 352 с.
50.Никольская О.С., Баенская Е.Р. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с.
51.Петрова О.А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. – СПб., 2008. – 50 с.
52.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1998.
53.Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения. – М., 1998.
54.Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Специальная педагогика. – М., 2000.
55.Фомичева Л.А. Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром//Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. – СПб.,1995.
56.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
57.Брин И.Л., Демикова Н.С. и др. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. - М.: «СигналЪ», 2002.
58.Л.М.Шипицина, И.И. Мамайчук. Детский церебральный паралич (проблемы психодиагностики, коррекции, обучения, воспитания детей, их социальная и педагогическая интеграция). - М., 2001
59.ЛеббиКумин. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна.
60.П.Л.Жиянова, Е.В. Поле. Малыш с синдромом Дауна (организация занятий с малышом). – М., 2007
61.А.В.Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте (метод замещающего онтогенеза). – М., 2007
62.Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. – М., 2003
63.О.В.Закревская. Развивайся малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М., 2008
64.Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивных игровых занятий. /А.А. Цыганок, А.Л. Виноградов, И.С. Константинова (центр лечебной педагогики). – М., 2006

Взаимодействие специалистов (ППк)
С целью выявления особых образовательных потребностей детей проводится психолого-медико-педагогическое обследование, задача которого - выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев.
На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ППк) ДОУ:
• выносится коллегиальное заключение,
• составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, в том числе и для педагогов,
• разрабатываются планы совместной коррекционной деятельности специалистов и воспитателей,
• анализируется промежуточный мониторинг динамики развития детей, их успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения.
• в конце учебного года на консилиуме мы будем обсуждать результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения, и делать вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.

Сетевое взаимодействие
Сотрудничество с территориальной ПМПК г.Аксай.

С целью своевременного выявления детей с ЗПР, проведении их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения или изменения ранее данных рекомендаций, систематически подавать списки воспитанников с ЗПР, составлять психолого-педагогические характеристики на них на городскую ПМПК. На основании рекомендаций ПМПК проводить консультативную помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР, педагогам ДОУ по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ЗПР.
Приложение
Диагностический минимум (методики, протоколы, бланки)
1. Методики для исследования познавательных процессов детей дошкольного возраста:
- Психодиагностический комплект Семаго Н.Я., Семаго М.Н.
- Диагностическое обследование раннего и младшего дошкольного возраста развития под редакцией Серебряковой Н.В.
- Психологическая диагностика отклонений развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Л.М. Шипицыной.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста Е.А. Стребелевой.
При обследовании принимать во внимание слабо развитую речь, снижение объёма не только активного, но и пассивного словаря. Поэтому для таких детей использовать невербальные методики. Оценивая интеллектуальные возможности ребёнка, учитывать такие показатели, как умение принимать и удерживать в памяти задание, обдумывать предстоящие действия, оценивать результат, переключаться с одного задания на другое. Таким образом, при заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии, опираться на качественные критерии оценки при выполнении заданий: адекватность, критичность, обучаемость, понимание инструкции и цели задания, переключаемость.
Адекватность – эмоциональная реакция ребёнка на факт обследования (адекватность поведения).
Понимание инструкции и цели задания.
- задание принимает сразу и действует в соответствии с его содержанием, но результат может быть разным (для детей с нормальным умственным развитием);
- задание принимает, начинает действовать, но затем теряет его и выполнение не доводит до конца (для детей с ЗПР);
- содержание задания не осознаётся; ребёнок произвольно манипулирует материалом, который находится у него (для детей с умственной отсталостью);
В случае неправильного выполнения задания диагностическим показателем является критичность - умение найти и исправить свою ошибку.
Варианты критичности:
- ребёнок самостоятельно проверяет своё выполнение задания, понимает свои успехи и неудачи (для детей с нормой);
- ребёнок не ведёт самостоятельной проверки, но начинает поиск, если ему говорят (для детей с ЗПР);
- самостоятельно поиски ошибки не ведутся, исправляют тогда, когда на неё укажут (для детей с ЗПР и РДА);
- ребёнок не способен исправить ошибку даже в том случае, когда объяснят, в чём она состоит. Он не понимают того, что не выполнил задание, поэтому не огорчается (для детей с умственной отсталостью);
Немаловажным в диагностике считаются уровни обучаемости:
- высокий - высокая чувствительность к помощи взрослого, невелико число подсказок для выполнения задания. Выраженная активность ориентировки в новых условиях, перенос усвоенных способов действия на аналогичные задания. Быстрота и лёгкость усвоения новых понятий и способов деятельности, высокая работоспособность, усидчивость, отсутствие усталости.
- низкий - закрытость для помощи взрослого; выраженная пассивность в новых условиях, неиспользование старого багажа знаний; инертность в новых учебных ситуациях; медленный темп работы, истощаемость, утомляемость, рассеянность.
- Варианты переключения:
- свободное самостоятельное переключение с одного способа выполнения на другой с пониманием различий в заданиях (для детей с нормой);
- переключение после того, как обращается внимание на одинаковость задания (для детей с ЗПР);
- переключения не происходит и после объяснения ребёнку различий в заданиях, действия остаются стереотипными (дети с УО).

2. При подборе основных коррекционных методов учитывать ведущий вид деятельности дошкольников:
- подвижные, сюжетно-ролевые игры;
- коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения;
- психогимнастические игры.
В комплексе с игровыми методами использовать телесно ориентированные и релаксационные методы.
Положительный результат коррекционного воздействия даёт использование новых информационных технологий, компьютерных методик, использование тренажёров биологической обратной связи (БОС) «Вега» и «Дыхание». Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспи¬танников навыков самоконтроля, разви-тию логического мышления, воображе¬ния и психологической разгрузке.
В целях профилактики предупреждения психологических перегрузок проводить исследование эмоционально-личностных и энергетических особенностей ребенка (Цветовой тест М. Люшера в обработке К. Шипоша).
Данные обследования помогают мне выделить детей, нуждающихся в релаксационном воздействии.
Для снятия психоэмоционального напряжения у детей организовывать занятия в сенсорной комнате. В процессе занятий в этой комнате снимается усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие.

Схема психолого-педагогического обследования детей с ЗПР
Паспортные данные ребёнка: возраст, фамилия, имя, отчество.
Медицинский анамнез: состояние здоровья, слух, зрение, данные психоневролога, сведения о раннем развитии, перенесённые заболевания.
Социальные условия развития детей: материально-бытовые условия, профессиональная принадлежность родителей, условия воспитания и обучения.
Изучение уровня познавательной деятельности детей: внимание (устойчивость, произвольность, объём), восприятие (целостное, дифференцированное), память (запоминание, воспроизведение), мышление (наглядные и логические формы), воображение (произвольность, продуктивность).
Изучение уровня речевой деятельности детей: звуковая сторона речевой деятельности (звукопроизношение, фонематический слух и восприятие), смысловая сторона речевой деятельности (словарь, лексика и грамматика).
Изучение уровня эмоционально-волевой сферы: эмоциональная устойчивость, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, эмоциональная регуляция, активность (моторная, интеллектуальная, коммуникативная, творческая).
Изучение личностных характеристик: адекватность самооценки, критичность мышления, планирование и самоконтроль, произвольность.
Изучение уровня коммуникативного развития детей: контактность, особенности общения и межличностных взаимодействий, статусная позиция в группе.

Карта психологического обследования ребёнка с ЗПР
Данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, дата поступления в детский сад.
Сведения о семье: мать, отец, состав семьи.
Анамнез:
Возраст матери во время беременности.
Как протекала беременность.
Роды.
Особенности ребенка при рождении.
Особенности развития ребенка в первые три года жизни.
Состояние сенсорных функций.
Травмы головы.Состоит ли на учете у врача
Данные психолого-педагогического изучения.
1. Восприятие.
Сформированность представлений о цвете, форме предметов.
Способность к дифференциации по основным признакам.
2. Внимание.
Устойчивость (методика С. Лиепинь).
Переключаемость (тест Пьерона – Рузера, тест Бурдона).
Уровень развития произвольности (тест «Запрещённые слова»).
3. Память.
Методика опосредованного запоминания – методика А.Н. Леонтьева.
4. Мышление.
Способность к сравнению.
Способность к обобщению.
Данные логопеда.
1. Состояние звукопроизношения.
2. Фонематическое развитие (фонематический слух, звуковой анализ).
3. Словарь (активный, пассивный).
4. Связность речи (диалог, монолог).
5. Уровень развития речи (1, 2, 3, соответствует возрасту).
Особенности эмоционально-волевой сферы.
Преобладающий эмоциональный фон настроения.
Отмечаются ли резкие колебания настроения.
Психолого-педагогическое заключение.

Рекомендуем посмотреть:

Программа тренинга для родителей и детей 5-7 лет Дополнительная общеразвивающая программа для детского сада Программа для детского сада «Использование элементов твистинга в работе с дошкольниками в детском Рабочая программа кружка по познавательно-речевому развитию в детском саду для детей 4-6 лет
Выпускной в детском саду. Сценарий современный
Опубликовано: 104 дня назад (1 августа 2018)
Просмотров: 2538
0
Голосов: 0
Комментарии (1)
Ульяна Алексеевна # 1 августа 2018 в 12:00 +1
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому не забудьте выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@kladraz.ru
Это всё записано и в правилах.
С уважением, Администратор сайта