Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Опыт работы воспитателя детского сада. Интеграция речевого и физического развития в работе с детьми ОВЗ

Интеграция речевого развития и двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в непосредственно образовательной деятельности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка и ли голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.
У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.
Связная речь детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием.
Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них, дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Большая информационная нагрузка и сложные образовательные программы - реальность для современных дошкольников, поэтому в соответствии с требованиями ФГОС педагог должен целенаправленно использовать интегративный подход при организации образовательного процесса.
Проблема интеграции дошкольного образования очень важна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к дошкольному образовательному учреждению.
Использование интегрированных подходов создаёт новые условия для совместной деятельности воспитателя и воспитанников, активизации познавательных процессов, физического развития и эмоционально-волевой сферы
1. Методологические основы интеграции.
Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах Я.А. Коменского, утверждавшего, то, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между памятью, разумом и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений современного образования.
Понятие «интеграция» учёные определяют так:
• процесс и результат создания неразрывно связанного;
• состояние связанности (слияния) отдельных дифференцированных частей в единое целое, а также сам педагогический процесс, ведущий к этому состоянию;
• объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания.
Всё это предполагает:
• рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства;
• уметь переносить виды знания с одного вида деятельности на другой;
• одну информацию на другую;
находить общее и индивидуальное.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в нашем ДОУ – интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний, содержание которых я отбираю из определённой темы. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Целостно – интегрированный подход к педагогическому процессу позволяет обрисовать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщённые умения.

Задачи интегрированных занятий:
- формировать осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений знаний о физкультуре;
- повышать уровень физической подготовки путём формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, и развития двигательных качеств и способностей;
- воспитывать потребность в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, к ней предъявляются следующие требования:
- чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
- большая информативная ёмкость образовательного материала, используемого на занятии;
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимое соблюдение временных рамок занятия.
Методика проведения занятия с использованием интегративного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия.
В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приёмы.

Практика показала эффективность следующих методов и приёмов:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность (перед детьми ставится проблема и даётся несколько вариантов её решения, они, сравнивая и сопоставляя, ищут наиболее подходящий);
- проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ (использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и т.п.);
- разнообразные речевые дидактические игры для ознакомления культурно – речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии родного языка, для воспитания чувства уверенности в своих силах «Кто больше увидит и назовёт», «Найди игрушку» и т.д.
Организация физического воспитания детей дошкольного возраста на основе интеграции двигательной и речевой, познавательной деятельности положительно влияет на психофизическое развитие, физическую подготовленность, позитивно сказывается также на развитии эмоционально-волевых свойств личности дошкольника, на его взаимоотношениях в коллективе сверстников и с родителями, на собственной самооценке и повышении собственного статуса как равного среди других, на значительном росте эмоционального настроя на жизнь и двигательную активность, способствует повышению усвоения детьми программного материала по различным разделам образовательной программы, снижению заболеваемости детей.

Использование интегрированных подходов создаёт новые условия для совместной деятельности воспитателя и воспитанников, активизации познавательных процессов, физического развития и эмоционально-волевой сферы.
Интегрированные занятия:
- оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками;
- повышают уровень образованности;
Способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию различных знаний

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы воспитателя на высшую категорию Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Опыт работы по изучению ПДД в ДОУ Роль развивающей предметно пространственной среды для развития дошкольников
Дидактическое пособие для детского сада своими руками для детей 5-7 лет. Живой мир | Конспект НОД по лепке Ёжика в старшей группе детского сада
Опубликовано: 248 дней назад (12 ноября 2017)
Просмотров: 566
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!