Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия: Женские хакасские украшения

Хакасские женские украшения. Накосные подвески
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приобщаясь к истокам хакасской земли, ее историко-культурным и археологическим особенностям, хочется отметить ту существующую нить, которая связывает поколения. Эта связь проходит через сохранение традиций, обрядов, праздников, идущих из прошлого и существующих сегодня в современной Хакасии. Хакасская национальная одежда и украшения, сохраняя основы культуры этноса, впитывает в себя оттенки современности, национальный фольклор приобретает то новое, что позволяет молодому поколению проявлять свое творчество и фантазию.
Предлагаемое занятие разработано для знакомства детей младшего и среднего школьного возраста с культурой хакасского народа
Цель:
• формирование первоначальных знаний о хакасских украшениях, как одной из составляющей культуры этноса.
• Развитие интереса к изучению национальной культуры
• Воспитание эстетического вкуса, умения видеть прекрасное в простых вещах.
Задачи:
• знакомство с женскими хакасскими украшениями, способами их изготовления;
• создание условий для выполнения творческой работы;
• приобретение умения использовать накосные подвески в плетении кос.
Ожидаемый результат: Результатом проведенного урока является демонстрация выполненных творческих причесок с использованием накосных подвесок.
Формы и методы реализации:
• Формой проведения является урок, где основная роль отводится педагогу.
• В ходе представления материала используются элементы беседы, диалога, дискуссии, видеоролики, творческая мастерская, выставка работ.
Тематическое содержание
1. Вводная беседа.
2. Объяснение нового материала (из истории хакасских украшений, виды, способы их выполнения.)
3. Практическая часть (творческая мастерская - выполнение рисунка-схемы накосной подвески, практическое – плетение кос на куклах, с использованием представленных образцов накосных подвесок)
4. Итог урока: выставка работ.
Результативность занятия складывается из умения воспитанниками использовать полученные знания, умения и навыки плетения косы сочетать с предложенным материалом для украшения (накосной подвеской)
Необходимое обеспечение:
• кабинет для занятий, проектор для видеопоказа,
• резинки для волос (2 на одного ученика); коллекция накосных подвесок
• демонстрационная кукла.
• чистые листы, карандаши, ластик, цветные ручки или фломастеры;
• музыкальный фон.
Литература:
1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хак.кн.изд., 1996.-224с.
2. Иллюстративная этнография хакасов. Альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М.Мартьянова.,г. Абакан,2004г
3. Чебодаев Л.И. История Хакасии, Хакасское книжное издательство. Абакан.1992.-156с.
Методическая разработка:
Репродукции, фотографии, схемы, технологическая карта, наглядный материал.
ХОД УРОКА
1. Вводная беседа.
Сегодня мы поговорим с вами об одной составляющей культуры хакасского народа - национальных хакасских украшениях, неотъемлемой части женской одежды. Богатством украшений отличалась у хакасского народа женская одежда. Распространенным украшением на одежде хакасок являются узоры, вышитые крученым шелком ярких тонов. На наплечниках, рукавицах, обуви. Узоры делались чаще всего в виде звезд, цветов, напоминающих по форме разноцветные цветочные растения и крестообразные длинные и квадратные фигуры. На вышитых узорах преобладали яркие радужные цвета шелка: малиновый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и лиловый, расположенные в пестрых, контрастных сочетаниях тонов. Богатые хакасские женщины употребляли для украшений дорогие коралловые, серебряные и позолоченные пуговицы.(рисунок № 1)

Кроме вышивки, украшавшей национальный костюм, существуют и другие украшения. В современном понимании их можно назвать аксессуары или бижутерия. А, что вы понимаете под этими словами? (ответы детей)

2. Объяснение нового материала.
Серьги, кольца, перстни, браслеты и являются предметами украшения женского туалета.
Характерным женским украшением был нагрудник (пого) (рисунок № 2), надевавшийся на свадьбе поверх шубы или сигедека (безрукавка) замужней женщиной (свахой). Пого вырезался из куска дубленой кожи и обшивался черным шисом или другим плотным материалом. Лицевая поверхность его сплошь унизывалась в виде симметричного узора крупными и мелкими перламутровыми пуговицами, небольшими кораллами, раковинами, крупным бисером, разноцветными бусами и камнями. По внешней стороне края пого украшалось бахромой из бисера. Пого одевали только на свадьбе. Его могли одевать свахи и невеста.

Рисунок 2. ПОГО (нагрудник)

Замужние женщины украшали себя коралловыми сережками "хос ызырга" (рисунок 3). Они готовились из медной проволоки, изогнутой вверху в виде кольца. На нижнюю часть нанизывались три коралловых бусины "суру", между ними вставлялись маленькие бусинки. На конце подвешивалась серебряная полурублевая монета с шелковой кисточкой. Вдовы не имели права носить сережки в полном снаряжении. Они оставляли по две коралловых бусины, или одевали только одну сережку. Согласно поверьям, женские уши не должны быть пустыми, ибо к кораллам притягивается душа (хут сыынча)
Во время праздников замужние женщины и свахи, помимо сережек, одевали пару височных подвесок "Улуг ызырга" (большие серьги), состоящие из шести больших и шести маленьких кораллов. Между кораллами вставлялись серебряные пластинки, подвески заканчивались серебряными монетами и украшались шелковыми кисточками. Каждая пара соединялась на груди фигурной цепочкой "самзылга". Подвески укреплялись при помощи матерчатых петель "хандырга", которые одним концом привязывались за дужку (хараачы), а другим за небольшую косичку "хос сурмес", специально сплетенную на висках.
Молодые девушки носили в ушах маленькие сережки "ахча ызыргазы", состоящие из одного коралла и одной монетки. Пожилые женщины украшали уши сережками "котек", сделанные из пуха хвостов гусей или уток. Срезанный комок пуха мыли мылом и очищали от жира, затем катали в муке или золе. После этого он становился пушистым. Пушок пристегивали ниткой, которую продевали в ухо.
Пальцы украшали серебряными кольцами "пурба" и перстнями "чустук" (рисунок 4). Декоративный верх перстня делался в виде круга, сердечка, полумесяца или эллипса с кораллами и геометрическим орнаментом. Количество кораллов обязательно было нечетным (от одного до пяти).
Молодые девушки украшали кисти рук браслетами "кумус пiлектос" из цельной серебряной пластины с орнаментом и кораллами. Люди победнее носили браслеты из черной дубленой кожи, обшитой перламутром, бисером, стеклярусом. Браслеты часто служили желанным предметом, который девушки давали парням в знак согласия выйти замуж.
Замужние женщины заплетали волосы в две косы (тулун), связывали их и носили на груди. К косам прикреплялись серьги-подвески, состоящие из медной проволоки с нанизанными на нее розовыми кораллами. К концу проволоки подвешивалась серебряная монета от гривенника до рубля и кисти из цветного шелка или бисера.
Девушки заплетали свои волосы в одну косу или в мелкие косички (сюрмес). Косички украшались подвесками, называемыми поос (рисунок № 5). На концах передних косичек, рассыпанных по плечам (их насчитывалось девять или более с каждой стороны), привязывали кисточки "чачах поос" или "нинчi поос", сделанные из коралловых и бисерных снизок. Вверху они прикреплялись к косичкам за шнурок из конского волоса. Затем в 19 веке девушки стали привязывать "чапрах" - серебряные монеты с косичкой. У бедняков передние косички украшались подвесками "сас поос", свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам которых привязывали по жемчужной пуговице (узумчук).

Рисунок 5. ТАНА ПООС (накосная подвеска)
Рисунок 6. Коллекция детских подвесок
Основную декоративную нагрузку несли косички, носимые на спине (их было три или пять), к которым привязывались накосные украшения "тана поос". Основу, сделанную из четырехугольного куска дубленой кожи, покрывали плисом. Посредине нашивали от трех до девяти (три по три ряда) перламутровых блях "тана", иногда соединенных между собой вышитыми узорами. Края орнаментировали радужной каймой "чеек". Внизу пришивались три кисточки из коралловых бус, каждая из которых разделялась еще на бисерные снизки. Накосные украшения "тана поос" вплетались в косички за шнурок из конского волоса гривы.
Как вы видите национальные хакасские украшения отмечаются сложностью и своеобразием выполнения, который передавался из поколения в поколение. В настоящее время традиционные украшения используются в фольклорных праздниках, украшения можно увидеть в музеях. В повседневной жизни очень редко используются такие украшения. Современные хакасские женщины и девушки используют украшения свойственные нашему времени. Однако чтобы не забыть свои истоки, а так же знать национальную культуру, в выполнение хакасских украшений часто вводятся элементы стилизации, что делает их доступными для использования в современной жизни.
Сегодня вам предстоит выполнить плетение кос с использованием накосных подвесок, используя, проявляя свою фантазию, умения и навыки.
Практическая часть.
1. Вам предстоит разработать рисунок – схему прически, состоящей из кос, с использованием накосных подвесок.
2. Выполнить плетение кос с использованием имеющихся у вас в распоряжении материалов (коллекция накосных подвесок рис. 6).
3. Продемонстрировать свои модели.
Итог урока.
Демонстрация коллекции плетенных кос на демонстрационных куклах, с использованием накосных подвесок.
Сегодня мы с вами открыли небольшую страничку культуры хакасского народа. Как интересна, разнообразна и сложна она. Мы живем с вами на хакасской земле, для нас она малая Родина и знать историю ее народа это очень важно, так как через вас будет проходить связующая нить между поколениями, между прошлым и будущим.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в детской школе искусств. Секреты игры в ансамбле Конспект занятия по хореографии "Повторение движения Criss Cross" для детей 10-14 лет Конспект занятия по экологии в экологическом центре дополнительного образования Конспект открытого занятия с презентацией в дополнительном образовании для детей среднего школьного
Коррекционное игровое занятие для детей с ОВЗ
Опубликовано: 2588 дней назад (25 марта 2017)
Просмотров: 3313
+5
Голосов: 5
Комментарии (4)
Дарья Ивко # 25 марта 2017 в 15:20 +1
Очень понравилась публикация. Мне было по настоящему интересно! Голосую с удовольствием.
Виктория Владимировна Тарасенко # 27 марта 2017 в 15:26 +1
Татьяна, молодец!Занятие хорошее. Детям нужно знать о истории своей культуры и национальных традициях. Голосую!
Елена Юрьевна Деришева # 29 марта 2017 в 16:45 +1
Интересное познавательное занятие. Голос
Вера Александровна Павлухина # 1 апреля 2017 в 19:28 0
Спасибо за столь познавательное занятие по формированию первоначальных знаний о хакасских украшениях. Здорово, что Вы занимаетесь воспитанием эстетического вкуса у детей и учите их видеть прекрасное в простых вещах.Голос.