Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Творчество Ушинского в духовно-нравственном становлении личности

Опыт работы социального педагога. Творчество К.Д. Ушинского в духовно – нравственном становлении личности
Описание работы: предлагаю вам обобщение опыта работы по использованию творческого наследия Ушинского К.Д. на занятиях кружка «Полезные привычки» и занятиях для будущих первоклассников курса «Я познаю мир» с целью духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, руководителям кружков.
«Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого
века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век».
В. Н. Столетов, президент Академии
педагогических наук СССР

В последнее время в связи с актуализацией национальных ценностей в сфере воспитания, переосмыслением основ педагогики представляется значимым изучение творческого и педагогического наследия Ушинского К.Д. Его вклад в развитие науки выходит далеко за пределы школы и педагогики – это и область национальной культуры, и как одна из ведущих сил формирования русского общественного самосознания.
Сегодня мне хотелось бы остановиться на значении творчества Ушинского в духовно-нравственном становлении личности ребёнка. Когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, мы понимаем, что время и заботы, любовно и бережно уделенные взрослыми детям, никогда не будут потеряны впустую – это возможность реализации права ребенка на счастье. И такую возможность нельзя упускать. Произведения Ушинского тактично, с тонким мастерством, умелым использованием фольклорных традиций, немногословной нравоучительностью, которая достигается в них тщательным отбором деталей, четкостью и ясностью мысли позволяют это сделать.
Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании играют сказки и небольшие рассказы на морально - этические темы. Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.
Сказка - это средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.
Еще древние римляне говорили, что «корень учения горек». Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и «корень учения» может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит. Так происходит у нас на занятиях по социально-личностному развитию ребёнка в рамках образовательной программы школы «РИТМ» «Я и мир вокруг меня».
Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно преподнесена, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. А сказки и рассказы Ушинского открывают детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинают жить. А главное - они открывают самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем становится ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.
Всем известна сказка о споре Ветра и Солнца («Ветер и Солнце»). В основу любого мероприятия, урока может быть положена идея этой сказки – «лаской и добротой ты можешь достичь многого». Дети на занятии «Я и другие», целью которого являлось развитие у детей умения воспринимать другого человека, понимания уважительного, бережного отношения друг к другу, с удовольствием обсудили данную сказку и решили, что добрый человек нужен и любим, у него много друзей и ждёт его счастливая жизнь.
Занятие в рамках школы «РИТМ» «Для чего ходят в школу» построено на идее Ушинского – путешествие с «дитятей» в мире привычных вещей, познании ребёнком мира учебного и мира игр (Первая после Азбуки книга для чтения»). Одно дело учебные вещи – они для учения и труда, другое дело игрушки – для потехи, забавы и отдыха. Дальше исподволь повторяется оценка важности учения: учёность, грамота понадобится на всю будущую жизнь.
Рассказы Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. На занятии «Учусь владеть собой» детям был прочитан рассказ «Трусливый Ваня». Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Давайте вспомним: Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу - она его в лоб ударила; а тут еще упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. Дети с удовольствием слушали сказку, смеялись над трусливым мальчиком, а потом рассказывали о своих недостатках и страхах и предлагали советы неуверенному в себе человеку.
К.Д. Ушинский придавал большое значение формированию у детей привычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укоренятся привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский выдвинул ряд ценных советов по воспитанию полезных привычек у детей.
Его сюжеты и идеи часто используются мною в разработке занятий в рамках курса превентивного обучения детей младшего школьного возраста по предупреждению употребления ими табака и алкоголя «Полезные привычки».
«Четыре желания» - рассказ о такой черте характера, как нерешительность. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное. Ушинский не морализирует, он только показывает факты. Митя ко всем временам года относится одинаково. Он не может сделать свой выбор. А может быть он и в других делах окажется в затруднительном положении? В жизни бывают моменты, когда надо сделать выбор, порой и очень трудный. Этому посвящено занятие для обучающихся 2-х классов «Учусь принимать решение в опасных ситуациях».
Занимательный рассказ Ушинского «Дети в роще». На занятии «Множество решений» в 1 классе, где обсуждаем вопросы ответственного и безответственного поведения в различных жизненных ситуациях, этот рассказ поможет наглядно проиллюстрировать пагубность лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними - все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? - говорит им уставшая малиновка. - В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать... Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».
«Вместе тесно, а врозь скучно». Это маленький рассказик о брате и сестре. «Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка»” Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?» Взрослым все понятно. Понятно и ребенку. Но как это выразить словами, как объяснить душевные состояния брата и сестры. Дети в школе, как и дома, в играх, должны жить дружно, вместе, любить друг друга, прощать, уступать друг другу, иначе ничего не получится. Таков назидательный смысл этого рассказа, который удачно вписывается в тему занятия «Учусь взаимодействовать» как в рамках занятий для дошкольников, так и для обучающихся 3-их классов в рамках курса «Полезные привычки».
И это лишь маленькая толика того творческого наследия, которое нам оставил великий педагог К. Д. Ушинский, и которое, если внимательно читать, годны как детям, так и взрослым. Сам же Константин Дмитриевич будет всегда рядом с теми, кто учит, и со всеми, кто учится.
Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос...

Рекомендуем посмотреть:

О роли дидактических игр для дошкольников Стили педагогического общения Цитаты Ушинского Коммуникативная культура педагога это

Похожие статьи:

Произведения Ушинского для начальной школы

Ушинский «Лиса Патрикеевна»

Афоризмы о воспитании и образовании детей

Конспект внеурочного занятия по профилактике курения, 4 класс. Влияние курения на здоровье человека.
Опубликовано: 2584 дня назад (20 марта 2017)
Просмотров: 4829
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!