Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект внеурочного занятия по профилактике курения, 4 класс. Влияние курения на здоровье человека.

Занятие по профилактике курения среди младших школьников по теме: «Курение. Пассивное курение. Влияние курения на здоровье человека. Профилактика и борьба с курением».
Описание работы: предлагаю конспект занятия по программе превентивного обучения по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми «Полезные привычки». Данный материал может быть полезен классным руководителям при проведении классного часа, социальным педагогам для работы по профилактике употребления ПАВ.
Цели:
1. Познавательные: В занимательной форме расширить имеющиеся знания, объяснить учащимся понятие «пассивное курение», самостоятельно читать и объяснять информацию, показать негативное влияние курения на человека, выяснить воздействие курения на организм человека, вызываемые им болезни и возможные последствия, на доступных примерах рассказать детям о вреде курения.
2. Развивающие: Развивать речь, умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.
3. Регулятивные: принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания; алгоритма выполнения конкретного задания (составления плана действий; выполнять работу в группе, помогая друг другу; участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе в группе; оценивать свой вклад в работу группы.
4. Личностные: воспринимать одноклассников как членов своей команды; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться своих ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
5. Коммуникативные: участвовать в обсуждении, работая в группе; ясно формулировать ответы на вопросы учеников, учителя; работать консультантом и помощником в своей группе.
6. Воспитательные: Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения детей к вредным привычкам.

Тип занятия: открытие нового знания.

Учебно-методические пособия и оборудование:
1. Демонстрационное:
• Запись мультфильма «Трубка и Медведь», экранизация стихотворения С.Михалкова «Как медведь трубку нашёл» (Союзмультфильм, 1955 год, режиссёр А.Иванов, продолжительность 10,09 минут).
• Презентация к занятию.
2. Индивидуальное
• Листы с материалами из истории появления табака,
• Листы с незаконченными предложениями.
• Цветные жетоны для деления на группы.
• Карточки с изображением солнышка, солнышка с тучкой, тучки, тучки с дождиком.
• Таблички с надписями: журналисты, учёные – биохимики, врачи.
Ход занятия.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на занятии кружка «Полезные привычки». С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? (дети поднимают картинки с изображением солнышка, солнышка с тучкой, тучки, тучки с дождиком). Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы наше настроение улучшилось и настроимся на рабочий лад. Для этого вместе скажем: «Я всё сумею! Я всё смогу! У меня всё получится!»
Сегодня мы с вами работаем в группах. Перед занятием кружка я вам предложила сеть за парты, выбрав жетон понравившегося цвета. По какому признаку вы распределились на группы? (по цвету жетонов).
Посмотрите внимательно: на ваших столах стоят таблички такого же цвета, что и ваши жетоны, с надписями: журналисты, учёные - биохимики, врачи. Сегодня вы будете работать данными специалистами.
Слово учителя:
Утром ранним кто-то странный,
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
• Как вы думаете, кто это мог быть? (предположения детей)
Это солнце заглянуло
Будто лучик протянуло
Тонкий лучик золотой
И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
• И сейчас солнышко поздоровается и с вами.
Ребята, почему мы при встрече здороваемся? (Желаем друг другу здоровья.)
И я говорю вам «Здравствуйте!», т.е. я желаю вам здоровья!
«Здравствуйте» - это слово очень древнее. Русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали друг другу доброго здоровья. Слово «здравствуйте» и означает «будь здоров».
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

2. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что положительно влияет на здоровье? (Режим дня, правильное питание, закаливание, спорт, хорошие взаимоотношения со взрослыми, родителями, друзьями и др.).
- А что влияет отрицательно? (неправильное питание, курение, алкоголь, употребление наркотиков, стрессовые ситуации, напряженные отношения дома, в школе, с друзьями).
- Ребята, а сейчас внимание на экран, посмотрим мультфильм «Трубка и Медведь», экранизация стихотворения С.Михалкова «Как медведь трубку нашёл» (Союзмультфильм, 1955 год, режиссёр А.Иванов, продолжительность 10,09 минут).
Обсуждение:
• Что нашёл медведь?
• Почему он начал курить трубку?
• Как изменилось здоровье у медведя, когда он начал курить?

Постановка проблемы урока:
• Откуда вы знаете о вреде курения? (ответы детей)
• Итак, ребята, кто догадался о чем мы сегодня будем говорить ?
• Какова тема нашего урока?
• А какую цель мы перед собой поставим исходя из темы урока?
• Какие вопросы мы зададим себе?
• Что предстоит узнать?
• Сегодня хотелось предложить вашему вниманию тему, которая не теряет своей актуальности уже много лет. Тему, которая очень часто звучит не только на уроках, но и по телевизору, часто на неё обращают внимание и в художественной литературе, и в кино. Итак, тема нашего занятия «Курение. Пассивное курение. Влияние курения на здоровье человека. Профилактика и борьба с курением».
3. Формирование новых знаний:
Работа в группах
1 группа – журналисты
2 группа – ученые-биохимики
3 группа – врачи

Первое слово – журналистам. Они расскажут об истории появления табака в Европе и России. А также несколько интересных фактов. (листочки с текстами - на столе для группы «журналисты»).
1 лист - В Европе долго не было известно о табаке. Листья и семена табака были привезены из Америки в 1492 году моряками экспедиции Христофора Колумба. Когда его корабль пристал к одному из островов неизвестного материка (сейчас мы уже знаем, что это была Америка) матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства. Курили они и во время религиозных церемоний, пускали клубы табачного дыма по направлению к солнцу, где, по их мнению, и обитало божество «Моннито» - дух жизни.
2 лист - При встрече с матросами Христофора Колумба индейцы пытались в знак дружбы угощать их табаком. Если кто-либо отказывался от предлагаемой «трубки мира», это воспринималось индейцами как враждебное к ним отношение. Чтобы не обидеть индейцев Христофор Колумб и его матросы были вынуждены принимать угощение и курить, не смотря на тошноту и неприятное самочувствие. Постепенно часть матросов привыкли к курению табака.
3 лист - В Европу табак был завезён в 1496 году испанским монахом Романом Панно. Растения он использовал в качестве декоративных. О табаке писали хвалебные трактаты, рассматривая его как чудодейственное средство на организм: очищает мозговые соки, уменьшает голод, жажду и пьянит, как вино. Екатерина Медичи, будучи больна, стала применять «нюхательный табак» от головной боли. Она испытывала кратковременное облегчение под воздействием никотина. Мода нюхать табак стала быстро распространяться. Вера в целебные свойства табака была настолько сильна, что во время эпидемии чумы в целях профилактики табак нюхали даже дети.
4 лист - Вскоре увлечение табаком сменилось глубоким разочарованием. Оказалось, что употребление табака вредно и опасно для здоровья. В 1680 году французский король Людовик II издал декрет, по которому только аптекари имели право его продавать. В ряде стран, лиц, увлечённых курением, строго наказывали. В ряде стран, например в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали даже отлучать от Церкви курящих и нюхающих его. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А в Англии в XVI в. По указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.
5 лист - В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Фёдорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении-60 ударов палками по стопам, 2 раза - резали нос, уши, ссылали в дальние города. После опустошительного пожара в 1634г., причиной которого признали курение, его запретили под страхом смертной казни, а царь Алексей Михайлович в 1661г. обнародовал указ: «О запрещении торговли табаком под опасением жестокого наказания и взыскания денежной пени».
6 лист - Этот указ был отменен Петром I – горячим поклонником зловредного зелья. После посещения Голландии царь стал заядлым курильщиком. Он снял запрет на табак в России. По его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов, стимулирует и успокаивает. Табачные листья использовались как лечебное вещество (в виде настоек, капель, экстрактов). Они часто вызывали отравления, нередко приводили к летальному исходу.
7 лист - Однако на Руси вплоть до 20-х гг. XIXв. курение в обществе считалось неприличным. Лишь к середине века оно широко распространилось по России.
Сейчас у нас курят 60% мужчин и 15% женщин. Причем число курящих мужчин медленно сокращается, а женщин растет. К одиннадцатому классу в школах курят около половины мальчиков и четверть девочек. Россия – самая курящая страна. На Западе количество курящих уменьшается, а у нас увеличивается, в том числе за счет женщин, детей.
- А сейчас внимание на экран, на слайде вы видите информацию «Курение табака в цифрах»:
• 500 рентген облучения в год получает человек, выкуривая 20 сигарет в сутки.
• 800 °С – температура тлеющей сигареты.
• 7 секунд требуется для проникновения никотина в головной мозг при вдыхании.
• 375 000 000 000 сигарет ежегодно выкуривают наши соотечественники.
• 25% курильщиков умирают преждевременно от последствий курения.
• 90% причин рака легких – курение табака.
• 15 000 сокращений в сутки дополнительно делает сердце курильщика.
• 1,3миллиарда человек на планете Земля курят.
• 1 место занимает Россия по потреблению табака в мире.
• 1 место занимает Россия в мире по подростковому курению.
• 350 000 россиян ежегодно умирают от последствий курения, что больше, чем количество смертей от несчастных случаев, включая катастрофы на всех видах транспорта.
• 500 миллиардов долларов человечество выкуривает за год.
• 70 часов находятся в организме канцерогенные составляющие табачного дыма при пассивном курении.
• 2 часа пассивного курения приравнивается к выкуриванию 1 сигареты.
• 85% всех курильщиков сожалеют о том, что начали когда-то курить.
• 9 месяцев требуется для очищения легких после прекращения курения.
• 100% людей, бросивших курить, довольны этим поступком.
- А действительно ли табак так уж страшен? Попробуем в этом разобраться. И в этом нам помогут ученые-биохимики, они расскажут нам о составе табачного дыма (учащиеся по очереди сообщают информацию с листочков).

1 лист - Табачный дым содержит около 5 тыс. различных веществ, многие из которых еще не изучены. В нем до 600 токсических (т.е. ядовитых) компонентов, оказывающих вредное воздействие на организм человека и более 40 канцерогенных (т.е. вызывающих рак) веществ. К ядовитым веществам относятся никотин, сероводород, аммиак, двуокись азота, оксид углерода, табачный деготь, радиоактивный изотоп калия, полоний, свинец, а также висмут, мышьяк.
2 лист - На чистом платке, если через него выдохнуть дым от сигареты, останется коричневое пятно. Установлено, что в 1см3 этого дыма содержится 200-500 млн. частиц сажи. Это означает, что за 20 лет при ежедневном выкуривании 20 сигарет в легких курильщика откладывается до 6кг сажи, 16г табачного дегтя.
3 лист - Очень опасен для здоровья никотин. Если никотин, содержащийся в 20 сигаретах, ввести под кожу здоровой лошади, животное моментально погибает. Мышь погибает, если в глаза ей закапать каплю никотина. Однако курильщик от этого не умирает, т.к. никотин попадает в организм не сразу, а постепенно.
4 лист - Известен случай гибели французского юноши, который участвовал в споре, кто больше выкурит сигарет. В этом состязании молодого человека, выкурившего больше сигарет, чем другие, ждал приз. Но победитель не получил его. После выкуривания 60 сигарет, он скончался. Трехлетний мальчик, пивший воду через табачную трубку, умер от отравления. А годовалый ребенок скончался, съев папиросу. Между прочим, еще никто не мог докурить до конца первую в своей жизни.
- Итак, табак содержит большое количество вредных для здоровья человека, а тем более ребенка, веществ. А какое же влияние оказывает табак на наш организм? Пришло время послушать наших врачей.

Врачи
- О влиянии табака на нервную систему расскажет врач-невролог:
Особенно опасно курение для детей и подростков. Обычно они заметно отстают в развитии от некурящих. Ведь действие табака сказывается на работе головного мозга, понижает его активность. У курящих уменьшается объем памяти, им труднее заучивать материал. Курящие школьники становятся рассеянными, снижаются внимание, наблюдательность. У них частые головные боли.

- Врачи-терапевты расскажут о влиянии курения на органы дыхания:
1 лист - Курение приводит курильщика к таким страшным заболеваниям легких, как рак или туберкулез. Попадая в грудную полость, сигаретный дым затем проходит в бронхи. Вредные вещества, которые содержатся в дыме начинают раздражающе действовать на слизистую оболочку бронхов и вызывают кашель, который впоследствии становится хроническим и будет сопровождать курильщика всю его жизнь.

2 лист - Так как бронхи ослаблены ядовитыми веществами, у курильщиков гораздо больше шансов подхватить бронхиальную инфекцию. У курильщиков шанс заболеть раком легких и эмфиземой легких, в 10 раз больше, по сравнению с теми, кто не курит. От рака легкого в мире умирает значительно больше людей, чем от других раковых заболеваний, и причина этому влияние курения. Легкие курильщика, умершего от рака, пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся с вкраплениями настоящего угля.

3 лист - Табачный дым пагубно влияет на дыхательную систему человека следующим образом:
• раздражает трахею;
• снижает функцию легких, в результате появляется одышка из-за отека и сужения дыхательных путей;
• повреждает воздушные легочные мешки;
• повышает риск инфекции легких из-за ослабления иммунитета.

4 лист - А ведь легкие — важный орган нашего тела, они обеспечивают поступление кислорода, и без него нам не прожить. Люди, которым по вине курения удалили одно или часть легких, страдают от недомоганий из-за недостаточного содержания в их крови кислорода. Вследствии курения, слизистая оболочка на легких покрывается смолой, легкие засоряются, что и препятствует при дыхании поступлению кислорода. У курильщика появляется усталость, головные боли, низкая мозговая активность.

- Врач-кардиолог расскажет о влиянии курения на сердечно - сосудистую систему:
1 лист - Согласно общемировой статистике, каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека примерно на 10-15 минут, а курильщики со стажем теряют, в среднем, до 15 лет жизни. При курении нарушается нормальное кровообращение в органах, что приводит к хронической гипоксии (кислородному голоданию) и нарушению обмена веществ. Никотин, попавший в кровеносную систему, вызывает резкий выброс адреналина – «гормона стресса», из-за которого стенки сосудов сжимаются, повышается артериальное давление, а частота сердечных сокращений увеличиваются на 20-25%.
2 лист - Оксид углерода увеличивает содержание «вредных» холестеринов в крови, которые откладывают на стенках сосудов и становятся причиной развития атеросклероза. Кровь курильщиков быстрее свертывается, из-за чего многократно увеличивается риск образования тромбов в кровеносных сосудах и полости сердца.
3 лист - Уже через 3-5 лет регулярного курения изменения сердечной мышцы становятся заметными при обследовании: мышечная масса сердца увеличивается. Сосуды постепенно теряют свою эластичность, их стенки становятся более хрупкими и ломкими, постепенно сила кровотока падает, сердце начинает испытывать нехватку кислорода и питательных веществ.
4 лист - Согласно результатам проводившихся в разных странах исследований, курение повышает риск возникновения ишемической болезни сердца в 2,2 раза, инфаркта миокарда – в 2 раза, а внезапной смерти – в 4,9 раз. Причем, чем меньше возраст курильщика, тем выше его риск умереть от инфаркта.
4. Физкультминутка: лучшая альтернатива вредным привычкам, в том числе и курению, является занятие физической культурой, спортом. Ведь движение – это жизнь! Давайте и мы немного подвигаемся:
Мартышки (групповая физкульминутка, дети повторяют все то, о чём говорится в стихотворении)

Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесём к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем.
Гримасы все строим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри
Раз, два, три!

- Врач-стоматолог расскажет о влиянии курения на ротовую полость:
1 лист - Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Горячий дым в первую очередь воздействует на зубную эмаль. Со временем на ней появляются микроскопические трещины – входные ворота для болезнетворных микробов. На зубах откладывается табачный деготь, и они желтеют, а потом и чернеют. Издают специфический, неприятный запах, который хорошо ощущается при разговоре с курильщиком. Слюнные железы реагируют на табачный дым усиленным выделением слюны, которую курильщик вынужден либо постоянно сплевывать, либо глотать. Но при этом он глотает и часть ядовитых компонентов табачного дыма.

- Врач-педиатр расскажет о пассивных курильщиках:
1 лист - Доказано, что пассивное курение, т.е. пребывание рядом с курящим, может стать причиной возникновения серьезных заболеваний. Табачный дым, вдыхаемый «пассивным» курильщиком, содержит практически те же компоненты, что и дым, попадающий в легкие курящего человека. Находясь в течение часа в плохо проветриваемом накуренном помещении, человек вдыхает в среднем такое же количество вредных веществ, которое он получил бы, выкурив четыре сигареты. У него появляется состояние дискомфорта, наблюдаются раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, сухость в горле, чихание, сухой приступообразный кашель. «Пассивное» курение способствует развитию у некурящих заболеваний, свойственных курильщикам.
5.Обсуждение.
Слово учителя: Ребята, в наше время люди все чаще стали задумываться над проблемой курения.
Во многих развитых странах уже давно широко развернулось движение по борьбе с курением. Так, в Швеции, среди молодежи оно проводится под лозунгом «Некурящее поколение». Сейчас число курящих снизилось с 70% до 30%
Как же борются с курением? В Америке стараются сформировать такое общественное мнение, чтобы курение считалось неприличным. И вот результат: каждый уважающий себя американец сегодня не курит или стремится бросить курить. Сегодня там сигарета – это дурной тон.
В некоторых городах Америки за курение в общественных местах налагается штраф до 800 долларов. Растет число фирм у компаний, предпочитающих нанимать работников, которым не нужны перекуры.
В России Госдума приняла закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Документ вводит полный запрет на курение в большинстве общественных мест и даже на отдельных территориях на открытом воздухе. Теперь нельзя будет курить не только в помещениях образовательных, медицинских, спортивных, культурных учреждений, но и на их территориях.
Законодатели ввели запрет рекламы и стимулирования продажи табачных изделий.
Устрашающие картинки на пачках сигарет, разработанные Минздравом, показывают, что происходит с человеком из-за курения. Так, на одном изображении показано старение кожи, сопровождаемое надписью «Преждевременное старение». На другой сфотографирован плод ребенка с надписью «Осложнения», на третьей — младенец с надписью «Недоношенность».
18 ноября объявлен международным днём отказа от курения. 31 мая во всем мире проводится международная акция по борьбе с курением — Всемирный день без табака, то есть день, свободный от табачного дыма.
Вторая Мировая Война унесла жизни более 50 млн. человек. Курение сигарет ежегодно убивает 6 млн. человек, и становится причиной 30% смертей от раковых заболеваний.
И если каждый из вас не задумается о своём здоровье, то по мнению учёных к 2030 году от курения ежегодно будет умирать 10 млн. человек.
6. Подведение итогов занятия.
- Наше занятие подходит к концу. На ваших столах лежат листочки с незаконченными фразами, допишите эти фразы. Кто желает озвучить свои мысли, поднимите руку.
- Закончите фразы:
СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ …
МНЕ ЗАПОМНИЛОСЬ …
МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО …
ЧТО Я ПРЕДЛОЖУ ВЗАМЕН КУРЕНИЮ…
7. Рефлексия:
- А сейчас оцените свою работу на нашем занятии. Перед вами лежат Карточки с изображением солнышка, солнышка с тучкой, тучки, тучки с дождиком. Покажите на что похоже ваше настроение после занятия кружка соответствующей карточкой.
- Ребята, расскажите своим мамам, папам, бабушкам и дедушкам, сёстрам, братьям о том, что нового вы открыли для себя, какой вред наносит курение нашему организму и интересную информацию о том, что происходит, когда человек решил бросить эту пагубную привычку:
• через 2 часа никотин начинает удаляться из организма и в этот момент чувствуются первые симптомы отмены
• через 12 часов окись углерода от курения выйдет из организма полностью, лёгкие начнут функционировать лучше, пройдёт чувство нехватки воздуха
• через 2 дня вкусовая чувствительность и обоняние станут более острыми
• через 7 — 9 недель тонкие обонятельные каналы окончательно очистятся от смолы и копоти, и острота запахов приобретет неожиданно «яркое звучание»
• через 12 недель (3 месяца) функционирование системы кровообращения улучшается, что позволяет легче ходить и бегать
• через 3-9 месяцев кашель, одышка и проблемы с дыханием становятся значительно менее выраженными, функция лёгких увеличивается на 10 %
• через 5 лет риск инфаркта миокарда станет в 2 раза меньше, чем у курящих людей.
• в случае отказа от курения на протяжении 10—15 лет продолжительность жизни бывшего курильщика приближается к продолжительности жизни людей, которые никогда не курили.
- Спасибо за работу! Будьте здоровы!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа на тему: Моя семья - моё богатство, 4 класс Беседа с учащими начальной школы на тему: Приметы Классный час 3 - 4 класс. Мой друг - книга Тематический классный час по экологии, 3-4 класс

Похожие статьи:

Сказка по профилактике вредных привычек, 5-9 класс. Сценарий

Музыкальный клип о вредных привычках для школьников

Сказка о вредных привычках для детей

Классный час 4 класс. Россия – Родина моя

Классный час 4 класс. Культура общения

Творчество Ушинского в духовно-нравственном становлении личности | Работа классных руководителей по созданию прочных отношений с родителями учащихся
Опубликовано: 611 дней назад (20 марта 2017)
Просмотров: 2281
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!