Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное занятие по литературному чтению, 2 класс. Первоцветы

Внеклассный урок по литературному чтению «В защиту первоцветов»».
Возрастная аудитория: 9 – 11 лет (учащиеся 2 коррекционного класса VII вида).
Тема урока: Люблю природу русскую. Весна. (слайд 1)
Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом; продолжить развитие навыков выразительного чтения, анализа стихотворного текста; Формировать у учащихся знания о раннецветущих растениях, занесенных в Красную Книгу Адыгеи, и отношения к проблеме истребления этих редких и исчезающих видов цветов.
Задачи урока:
Образовательные:
• Ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов;
• Углубление знаний о Красной книге Адыгеи;
• Заинтересовать учащихся в решении проблемы первоцветов.
Развивающие:
• Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
• Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Воспитательные:
• Воспитание гуманного отношения к природе.
• Экологическое и нравственное воспитание.

Планируемые результаты:
предметные: познакомить учащихся с новым разделом; учить их работать в группе, проявлять свои творческие способности; развивать речь, память, мышление.

личностные и метапредметные:
• Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания.
• Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
• Коммуникативные УУД: ориентация на позицию других людей, отличной от собственной; уважение иной точки зрения; умение слушать и понимать речь других.
• Регулятивные УУД: Проговаривание последовательности действий на уроке.
Оборудование: выставка книг, репродукции картин, аудиозапись цикла П.И. Чайковского «Времена года» («Весна»), заготовки рисунков первоцветов.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Речевая разминка:
- Прочитайте стихотворение, выбрав способ.
Позывные (слайд 2)
Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и берёзы
Под зябкими звёздами спят.
Но в воздухе есть перемены,
Они разбудили сосну:
Иголочки, словно антенны,
Уже уловили весну.
(В. Орлов)
- О каких позывных говорит нам автор?
- Как вы думаете, почему начали урок с этого стихотворения?
Сегодня мы начинает изучать новый раздел.
3. Работа по теме урока
- Знакомство с новым разделом
-Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?
-Предположите, что мы будем изучать в данном разделе, чему учиться, чему научимся.
- На с.107 прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.
- Весенние приметы
- Назовите главные приметы весны. Какие из них вам больше всего нравятся?
- Прочитайте текст на с.108

4. Физкультминутка (слайд 3)
Встали мышки в хоровод.
В барабан ударил кот (хлопки)
Стали мышки танцевать, всем конфеты раздавать. (пританцовывают)
Тра – ля – ля, тра – ля – ля!
Задрожала вся земля. (наклоны)

5. Продолжение работы по теме урока
- Прослушивание музыки
Дети слушают аудиозапись: часть «Весна» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. (слайд 4)
- Что вам представилось во время прослушивания?

- Знакомство с одними из самых красивых и редких цветов на Земле
(заранее ученикам было дано задание подготовить краткое сообщение об одном из первоцветов ). (слайд 5)
Рассказ учителя: Существует древняя легенда: «Во мраке и стуже будто-бы лежала когда-то Мать Сыра Земля – не было ни тепла, ни света. И сказал однажды Ярило (Ярило, Яр – у древних славян бог Солнца, весны и плодородия): «Взгляни сквозь тьму кромешную, хороша ль, пригожа ль она, придется ль по мысли нам?» Он пронзил пламенем взора своего слои мрака, что лежали над спавшей Землей. Сразу воссияло красное Солнце, полились жаркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля и нежилась в юной своей красе, жадно пила солнечные лучи, набиралась до полных краев живоносной силой. Молвил тогда Ярило, посветлев мудрыми очами: «Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, голубыми реками, серебряными озерами, зеленой травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми…»
Еще только начал таять снег, побежали весенние ручьи, а в лесу наступает праздник. Расцветают первоцветы. Это самые первые и самые храбрые цветы.
Ученик: «Мы к вам пришли, чтобы рассказать о первых весенних цветах – первоцветах»
Почему нельзя рвать первые весенние цветы? Почему большинство первоцветов занесены в «Красную книгу»? Как сохранить на нашей планете эти цветы?
Ученик: Почему нельзя покупать у торговцев редкие цветы. Ведь если мы будем покупать первоцветы, то те, кто их срывают в лесу, будут еще больше их срывать, чтобы как можно больше продать.
Ученик: Призыв ко всем ученикам: (слайд 6)
«Если вы готовы нас поддержать и хотите сохранить на планете Земля первые весенние цветы, то расскажите об этом своим близким, друзьям! Сами никогда не рвите цветы и остановите тех, кто хочет сорвать весенний цветок. Подумайте, что следующей весной такой цветок может и не появиться из-под снега!»
Они должны жить! Так можно сказать о каждом животном и растении. Должна жить каждая травинка, каждая букашка! Особенно надо охранять исчезающие виды. В наше время им очень трудно быть незащищенными. Люди, берегите природу!
Ученик: Подснежниками в России принято называть самые разнообразные растения, зацветающие весной первыми. Однако существуют самые настоящие подснежники. Научное их название - "галантус", что в переводе с латыни обозначает «молочноцветник». (слайд 7)
Ученик: Существует легенда, что однажды, когда богиня Флора раздавала всем цветам костюмы для карнавала, своему любимцу - подснежнику она подарила белое платье. Снег тоже хотел принять участие в карнавале, вот только карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Однако никто так и не согласился, потому что все очень боялись холода. И только подснежник укрыл снег своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.
Учитель: Первые цветы появляются в лиственных лесах. Цветут они рано весной, летом наземные части их отмирают, остаются лишь подземные побеги- луковицы, клубни, корневища. Подснежники это: гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная и др.
Ученик: Голубая пролеска. Она любит произрастать в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разливаются. Ей не страшны весенние заморозки, потому что в моих клетках содержится повышенная концентрация сахара. (слайд 8)
Ученик: Медуница. Рядом с пролеской цветет не совсем обычный цветок, который сам по себе – разноцветный букетик. Это медуница. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке кроме розовых появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. Она прекрасный медонос, недаром её называют Медуницей. (слайд 9)
Ученик: Мать-и-мачеха - Листья у неё крупные, необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягкими волосками и как будто теплые. За эти особенности цветок получил свое имя: нежная сторона добрая «мать», а верхняя сторона листьев неласковая «мачеха». Латинское название мое означает «Выводящее кашель». (слайд 10)
Ученик: Хохлатка - Цветки собраны в нарядную кисточку. И у каждого цветка - будто небольшой хохолок. Всего несколько дней радую своей красотой глаз. Уже в конце весны её не увидите. Исчезнут не только цветы, но и стебель и листья. Останется только клубень в почве. От него на следующий год и будет расти растение. И, конечно, от семян, которые упали на землю. Но цветет растение лишь на 4 -5 год своей жизни. (слайд 11)
Ученик: Ветреница - Зацветет ветреница - и покажется, что вернулась зима и украсила все большими снежинками. Нахмурится небо, соберется дождь - и белые цветы тут же закроются. Почти у всех весенних растений цветки на ночь и при наступлении ненастья и очень холодной погоды закрываются. Это способствует их сохранению при неблагоприятной погоде и сохранению пыльцы. Название сразу ветер напоминает. Ранней весной от весеннего теплого ветра появляется этот маленький, тонконогий, желтенький, нежный цветочек. (слайд 12)
Ученик:
На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их.
И бездумно, безжалостно рвали. (слайд 13)
Ученик: Первоцветы - очень нежные и уязвимые растения, они требуют к себе бережного отношения. Все они нуждаются в охране. За свою нежную красоту эти растения постоянно становятся жертвами человека. Их безжалостно рвут на букеты, иногда просто срывают и выбрасывают. Такое отношение к первоцветам приводит к тому, что мы все реже можем любоваться ими в весеннем лесу. При сборе цветов под ногами погибают семена, всходы и формирующиеся в момент цветения луковицы.
Учитель:
И я еще не раз, наверно,
природой буду изумлен.
Она, как песня, соразмерна,
Равна со всеми, как закон.
Пройди по ней. Лесами. Лугом.
Пей чудеса, как из ведра.
И если сможешь стать ей другом -
Не расточай его добра.
Ученик: Срывая растения ради красивых цветов, мы лишаем их будущих плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а оставаясь в природе, они ещё долго могли бы радовать людей! Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. (слайд 14)
Ученик: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Учитель: К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди скрывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут. В красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой». (слайд 15)
И хочется закончить наше мероприятие зарисовкой красивых букетов цветов. Которые будут искусственными, а не живыми.
Итог занятия:
Все рисунки в конце занятия складываются в папку с титульным листом «Первоцветы». В конце урока получается книга.
Учитель: - Вот наша книга о первоцветах готова. Все сегодня очень хорошо поработали. (слайд 16)
Презентация на тему: Первоцветы

Рекомендуем посмотреть:

КВН по сказкам Сутеева, 2 класс Весенняя поделка в детский сад своими руками для детей 6-7 лет Весенняя открытка для детского сада своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. Первые весенние цветы

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Крылов «Ворона и лисица»

Крылов «Мартышка и Очки»

Крылов «Волк на псарне»

Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Развитие речи учащихся в 1-4 коррекционных классах VII вида. Игры и упражнения
Опубликовано: 2593 дня назад (18 марта 2017)
Просмотров: 2280
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!