Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Консультация для родителей детского сада по развитию речи

Методические рекомендации для родителей по развитию речи.
Советы по развитию лексико – грамматического строя языка предназначены для родителей детей старшей группы компенсирующей направленности.
Автор: Рожнева Наталья Сергеевна учитель - логопед МБДОУ Д/с "Светлячок"
Назначение: Материал будет полезен учителям - логопедам, воспитателям, родителям.
Цель: привлечь родителей к работе по преодолению лексико – грамматических нарушений у детей с ОНР посредством дидактических игр.
Задачи: 1. Показать родителям актуальность данной темы.
2. Познакомить родителей с играми и упражнениями для формирования лексико – грамматического строя языка.

Все родители хотят, чтобы их дети умели правильно говорить. Но для этого недостаточно выговаривать все звуки, нужно иметь достаточный словарный запас, уметь правильно выстраивать предложения.
Рассмотрим основные трудности на пути к красивой речи.
Объем активного словаря детей отстает от пассивного, то есть они понимают большое количество слов, но сами в речи их не употребляют, трудно усваивают слова с обобщающим значением, как и обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Возникают сложности и при словообразовании и словоизменении. Дети неправильно образуют названия детенышей животных, птиц. Например, как называется малыш у медведицы? – медведик. Ребята затрудняются образовать форму множественного числа от слова, предъявленного в единственном числе, и наоборот. Например: лев – левы, пень – пени…
Как правило, дети испытывают трудности при употреблении антонимов. Например, при подборе антонима к слову крупный, называют прилагательное маленький, а к слову низкий – большой.
Грамматические ошибки выражаются в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, затруднениях в применении предлогов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Эти ошибки очень стойкие. Ребенку с общим недоразвитием речи недостаточно просто услышать языковую норму, для введения ее в активный словарь нужны многократные упражнения, как на занятиях, так и в повседневной жизни: на прогулке, во время игр. Сегодня я расскажу вам, как можно развивать грамматический строй речи в процессе обычных дел, не усаживая ребенка на специальные занятия.
Большинство таких игр них не требует специальной подготовки, их можно использовать на кухне или по дороге в детский сад.
Всегда и везде можно считать предметы. Главное в этих упражнениях – обращать внимание на правильное окончание. По дороге в детский сад или из детского сада можно считать деревья, дома, машины и т.д. Например: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин… Поднимаясь или спускаясь по лестнице, можно считать ступеньки. Накрывая на стол можно посчитать посуду: ложки, тарелки, вилки, кружки, ножи и т. д. Собирая урожай можно считать фрукты и овощи. Играя вместе, вы можете посчитать игрушки: кубики, кукол, машинки, матрешек и т.д.
Можно давать ребенку задания на согласование имен прилагательных с существительными. Использовать эти задания можно в разных местах: дома, в магазине, на улице. Как и в предыдущем упражнении, главное здесь – обращать внимание на правильные окончания. Попросите ребенка найти предметы определенного цвета, формы или вкуса. Например: какие ты видишь предметы синего цвета? Это могут быть синие сапоги, синяя машина или скамейка, синее ведро. Можно дать задание найти круглые предметы. Это могут быть круглый мяч, круглое яблоко, круглый клубок… Подбирайте предметы и по вкусу: сладкий сахар, сладкая конфета, сладкий торт и т.д. Если это оказалось просто, попросите найти что-то твердое, гладкое, тяжелое и т.д.
На кухне можно поиграть в игру «что из чего?». Попросите ребенка ответить, какой суп или салат получится из мяса, рыбы, гороха, фасоли и т.д. Например, из гороха получится гороховый суп, из молока – молочный… Также можно спросить, какой компот или варенье получится из каких – нибудь ягод и фруктов. Например, из яблок можно сварить яблочный компот или яблочное варенье. Не забывайте следить за правильным употреблением окончаний. После съедобного можно перейти к несъедобному. Вспомните вместе с ребенком, из каких материалов сделана посуда и мебель, образуйте качественные прилагательные. Например, если стакан из стекла, он какой?- стеклянный, разделочная доска из дерева, значит она какая? – деревянная и т.д.
Загадывайте друг другу загадки по описанию, при составлении которых используются только имена прилагательные. Например: пушистая, ласковая, усатая, зеленоглазая (кошка). Аналогичные загадки можно придумывать, используя глаголы; ребенок должен угадать по действию. Например: мычит, ходит, дает молоко (корова).
Для закрепления названий детенышей животных поиграйте в игру «У кого кто?». В ней ребенку нужно назвать детенышей животных и птиц. Например: как называется малыш у слонихи? – слоненок. В похожей игре «назови семью» требуется вспомнить название самца, самки и детеныша. Например: папа – тигр, мама – тигрица, малыш – тигренок.
В играх «чей след?» и «чей нос?» можно потренироваться в образовании притяжательных имен прилагательных. Например: след лисы (чей?) – лисий; нос волка (чей?) - волчий.
Для закрепления правильного употребления имен существительных с притяжательными местоимениями есть игра «жадная кукла». «Давным – давно жила на свете очень жадная кукла. Про все, что она видела, сразу говорила: «Мое!» Взрослый показывает какой- нибудь предмет, а ребенок подбирает подходящее к нему местоимение. Например, морковь – моя морковь, лук – мой лук, полотенце – моё полотенце, конфеты – мои конфеты.
Игра «скажи наоборот» поможет расширить словарь антонимов. Подбирайте слова разных частей речи, чтобы увеличивался словарь прилагательных, наречий, глаголов. Например: длинный, а наоборот – короткий; весело, а наоборот – грустно, покупает, а наоборот – продает и т. д.
Поиграйте в очень простую игру «один - много». Скажите ребенку: «Я буду говорить про один предмет, а ты – про много». Здесь можно использовать слова из любых лексических тем: фрукты, овощи, посуда, транспорт, мебель и т. д. А можно просто называть то, что вы видите по дороге в детский сад. Например: машина – машины, дом – дома, магазин – магазины…
По пути в детский сад можно играть в «четвертый лишний». Ребенок должен не только назвать «лишнее» слово, но и объяснить свой выбор. Например: стол, шкаф, кукла, кресло. «Лишнее» слово – кукла, потому что это название игрушки, а остальные слова – названия мебели. В игре можно использовать не только существительные, но и глаголы или прилагательные. Например: веселый, радостный, зеленый, счастливый.
Дома можно отрабатывать употребление предлогов. Поможет в этом игра «прятки» с любимыми игрушками вашего ребенка. Например, где спрятался мишка? – под столом. Где спряталась кукла? – на шкафу и т. д.
Детям достаточно сложно научиться правильно употреблять приставочные глаголы. Здесь может помочь игра в машинки "ехали - ехали". Постройте горку, гараж, мост, дом и отправляйтесь в путь, не забывая при этом обговаривать все свои действия. Например, машина из гаража (что сделала?) – выехала, до моста (что сделала?) – доехала, мост (что сделала?) – переехала и т.д.
Дети будут обязательно допускать ошибки при выполнении этих упражнений. Никогда не повторяйте неправильно сказанную фразу, а просите «сказать красиво».
Помните, что вы сами можете помочь своему ребенку сделать шаг к правильной и красивой речи.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей ДОУ Игры на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Консультация для родителей детского сада Рекомендация для родителей будущих первоклассников

Похожие статьи:

Консультация для родителей детского сада «В магазин с ребенком»

Консультация для родителей. Путешествие с ребенком летом

Консультация для родителей «Велосипед и ребенок»

Типы семейного воспитания и их характеристика

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Зимняя картина из ниток для детского сада своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Цветы из бумаги своими руками к 8 марта в детском саду. Средняя группа
Опубликовано: 625 дней назад (2 марта 2017)
Просмотров: 2469
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Подгорных Ольга Михайловна # 11 марта 2017 в 10:41 0
консультация очень полезна и интересна,+1