Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час в начальной школе на тему: Как люди приветствовали друг друга на Руси

Конспект классного часа на тему: "Как люди приветствовали друг друга на Руси" для начальной школы

Автор: Дайлиденок Любовь Евгеньевна, начинающий педагог г. Кострома
Описание: Материал предназначен для учителей начальных классов, классных руководителей.
Цель урока: Знакомство детей с формами приветствия на Руси.
Задачи:
1. Расширить кругозор знаний детей.
2. Помочь ребятам почувствовать полноту тактильных ощущений с помощью игры.
3. Создать благоприятную атмосферу в классе.
Использованный материал: цветок «Умная Ромашка», «Тучка», «Солнышко».
Организационный момент:
(Учитель проверяет готовность детей к уроку)
Учитель:
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Добрый день, дорогие ребята. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим частичку своего настроения друг - другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
Подготовительный этап:
Учитель: Сегодняшнее занятие у нас не простое, а волшебное. А знаете почему? Потому что мы отправимся с вами в волшебную страну, где узнаем много интересного. Вы готовы? Закройте глаза. Все вместе считаем до десяти (один, два, три…) и мы с вами в волшебной стране.
Нас ждет в этой стране много интересного. Но попасть туда не просто, надо получить пропуск. Вам нужно разделиться на группы по 4 человека. Подумать сначала каждый самостоятельно, затем обсудите свои варианты в группе, какие слова мы используем при встрече друг с другом, и затем назовите по одному слову – приветствию. Та группа, которая назовет слово-приветствие, та и получает «пропуск» в волшебную страну слов. На обсуждение вам дается 2 минуты. Кто справиться раньше поднимает руки.
Ребята по очереди называют слова, например, «привет», «здравствуйте», «доброе утро» и т.д.
Ход урока:
Учитель:
Сегодня мы узнаем, как раньше на Руси приветствовали друг друга, какие слова ушли из оборота, а какие мы используем до сих пор.
Итак, что за чудеса ждут нас в этой стране?!
Первое чудо: «Встреча с цветком под названием «Умная Ромашка»». Работа в парах.

Перед вами цветок с необычными лепестками. На каждом лепестке написаны слова. Хотите узнать, какие слова скрываются за каждым лепестком?
Ученики отвечают: «Да!»
Учитель:
Для этого каждая пара будет отрывать по одному лепестку. Вы сначала зачитываете это слово, затем попробуете своими слова объяснить, как вы думаете, что оно обозначает, затем я прочитаю вам правильный ответ.
Используемые слова, с правильными значениями в скобках:
- Здравствуйте (форма приветствия сложившаяся в конце 17 века- повелеваю тебе здравствовати, или пожелание здоровья ).
- Привет (обращенное к кому-либо выражение дружелюбия, расположения, добрых пожеланий)
- Добрый день/утро/вечер (приветствие при встрече и пожелания добросердечного, т.е. сердечного, душевного дня/утра/вечера)
- Приветствую (вас) (подать знак доброго отношения к кому-либо)
- Мое почтение (глубокое уважение к кому-либо)
- Нижайший поклон (низкий поклон в знак уважения)
- Доброго здоровья (пожелание хорошего здоровья)
- Радуйся (знак приветствия)
- Бог в помощь! (использовалось, когда человек проходил мимо работающих людей)
- Здравия тебе и долгих лет жизни! (пожелание здоровья и долго жить)
- Буди тебе добро сего дне! (Утреннее приветствие в XVII веке – пожелание добра на сегодняшний день).
- «Свеженько тебе!» (здоровались с девушкой, черпающей воду из реки или колодца.)
-«Хлеб да соль!» ( говорили тем, кто принимал пищу) .


Учитель: Русь всегда была хлебосольной и доброжелательной.
Нигде так не умели привечать и встречать гостей так, как это было на Руси.
Хлеб и соль, вот обязательные атрибуты для встречи гостей.
Замечательный обычай, всякого проезжего и прохожего приглашать к себе в дом и угощать, пришел к нам из далекой древности.
Приветствовали гостя, конечно, хлебом с солью. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний.
Нарезать и подать хлеб с солью должен был сам хозяин. Тем самым между гостем и хозяином должно было установиться отношение доверия. Отказ отведать хлеб-соль расценивался как оскорбление.
Учитель:
Второе чудо: «приветствие без слов».
Для этого давайте поиграем в игру.
Игра называется «Давайте поздороваемся». Правила игры:
Дети хаотично двигаются по классу (можно выйти в коридор) и по сигналу учителя (хлопок в ладоши) здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
— один хлопок — здороваемся за руку;
— два хлопка — здороваемся плечиками;
— три хлопка — здороваемся спинками.
Запрет на разговор поможет ребятам почувствовать полноту тактильных ощущений.

Учитель:
Молодцы ребята. Теперь продолжим наше занятие.
Итак, а что значит само слово «приветствие?»
Приветствие — это обращение к кому- либо с приветом; речь с выражением добрых пожеланий, своего расположения.
Приветствия могут выражаться жестом, словами, рукопожатием.

В течение многих веков для приветствия складывались свои правила. Люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко.
Мужчина должен приподнять шляпу, не доходя нескольких шагов до встречного, с которым намеревается поздороваться, но другие головные уборы не приподнимает. Обычай снимать головной убор при приветствии был общепринят почти 500 лет назад. Входя в комнату, люди снимают головной убор.
Вопрос ребятам: Как вы думаете, что означает этот жест?
Ребята отвечают.
Учитель: Молодцы. Правильный ответ: этим жестом вы показываете хозяевам, что уважаете дом, в который пришли, и живущих в нем людей.
Учитель:
На Руси было принято раскланиваться при встрече.

Но и поклоны бывали разные. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался "большим обычаем". Знакомых и друзей встречали "малым обычаем" - поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест "от сердца к земле" является исконно славянским, а "от сердца к солнцу" нет. Прикладывание руки к сердцу сопровождало любой поклон - так наши предки выражали сердечность и чистоту своих намерений. Любой поклон означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела - шею.
Учитель:
Форма приветствия – объятия.

Обнимания были распространены на Руси, но и этот вид приветствия имел разновидности. Один из интереснейших примеров - мужское объятие "сердцем к сердцу", показывающее, на первый взгляд, полное доверие мужчин друг к другу, но в действительности свидетельствующее об обратном, ведь именно таким образом мужчины проверяли, нет ли оружия у потенциального опасного соперника.

Такое пасхальное приветствие дошло и до наших дней.
Учитель:
Рукопожатия - древнейший жест, сообщающий очень много собеседникам без единого слова. По тому, насколько сильным и долгим является рукопожатие, можно определить чрезвычайно много. Длительность рукопожатия пропорциональна теплоте отношений, близкие друзья или люди, давно не видевшие друг друга и радующиеся встрече могли совершать горячее рукопожатие не одной рукой, а обеими. Старший обычно первым протягивал руку младшему - это было как бы приглашением того в свой круг. Рука обязательно должна быть "голой" - это правило сохранилось и до наших дней. Открытая рука свидетельствует о доверии.

Важно помнить следующее:
Первым должен приветствовать:
- младший по возрасту- старшего по возрасту;
Первым протянуть руку:
- женщина-мужчине;
- старший по возрасту (должности) -младшему по возрасту(должности)
Заключительная часть:
Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Мы узнали с вами много нового интересного.
Ребята у вас на партах лежат солнышки и тучки, если вам понравилось занятие , то поднимите « солнышко», если не понравилось, поднимите – «тучки».


Заключительное слово учителя:
Здравствуйте — желаю Вам здоровья!
В слове этом — мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души славянской красота!
Почему у нас в ходу «привет»?
Полагаю, сколько не ищите,
Все равно, не сыщете ответ.
На «Привет» — «Пока» и «Извините».
Вовсе не в «Привете» дело, нет!
Просто в радость — человека встретить,
«Сколько зим!» — воскликнуть — «сколько лет!»
И улыбкой на «Привет!» ответить.
Если с вами повстречаюсь вновь я,
Знайте, что «Привет» мой — ерунда.
Я хочу вам пожелать здоровья —
Здравствуйте! Сейчас и навсегда!
(автор Ковалева Елена)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в начальной школе на тему: Права детей Классный час в начальной школе на тему: Дружба Беседа с учащими начальной школы на тему: Приметы Классный час в начальной школе на тему: Театр

Похожие статьи:

Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?

Классный час в начальной школе «Пернатые друзья»

Классный час в начальной школе «Нормы нравственного поведения»

Классный час для 1-4 класса. Слава богатырская

Занятие в начальной школе. Правила поведения у воды

Участник №65 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 30 апреля 2017 года
Аппликация "Пасха" своими руками для детей начальной школы. Мастер-класс с пошаговыми фото. Шаблоны | Аппликация "Корзина с цветами" из бумаги своими руками. Шаблоны. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 515 дней назад (25 апреля 2017)
Просмотров: 3364
Рубрика: Конспект
+32
Голосов: 32
Комментарии (71)
Светлана Витальевна Рарич # 25 апреля 2017 в 13:25 +3
Замечательное занятие. обязательно возьму себе в копилку! спасибо и примите мой голос +1
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 25 апреля 2017 в 13:27 +3
Спасибо за поддержку и первый голос!
Татьяна Витальевна Руднева # 25 апреля 2017 в 14:56 +3
Уважаемая Любовь Евгеньевна! Мне очень понравилось Ваше занятие. Вы затронули важную тему - культуру поведения. Дети теперь будут знать различные варианты приветствий, уместность их в конкретных ситуациях. Хорошо, что воспитанники были не просто пассивными слушателями, а активными участниками. Им были предложены разнообразные задания, игры. В заключение прозвучало очень интересное стихотворение. Считаю Вашу разработку полезной и с большим удовольствием голосую за неё.
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 25 апреля 2017 в 16:03 +2
Спасибо за комментарий и голос!
Каргаполова Татьяна Михайловна # 25 апреля 2017 в 14:59 +4
Очень интересная тема! Культура поведения всегда важна, дети должны знать, как надо правильно говорить и приветствовать друг друга. Задания и игры очень познавательные и интересные. Стихотворение замечательное - итог темы. Удачно подобраны иллюстрации. Вы - большой молодец. Примите голос!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 25 апреля 2017 в 16:04 +2
Спасибо за добрые слова и голос!
Ольга Борисовна Петрякова # 25 апреля 2017 в 15:14 +3
Здравствуйте, Любовь Евгеньевна!Интересное занятие у вас получилась.Культура поведения, культура общения, очень важные темы во все времена.Хорошо, что дети отгадывали загадки, принимали участие в играх. Для занятия вы подобрали красочные иллюстрации. Примите мой голос!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 25 апреля 2017 в 16:04 +1
Спасибо за голос!
Алёна Владимировна Кузьминых # 25 апреля 2017 в 17:21 +5
Здравствуйте, Любовь Евгеньевна!
Очень интересная тема! Культура поведения всегда важна, дети должны знать, как надо правильно говорить и приветствовать друг друга. Разработка очень полезна для многих. Возьму себе на заметку. Примите голос! Удачи!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 25 апреля 2017 в 17:27 +5
Спасибо большое. Рада, что вам понравился мой конспект.
Галина Владимировна Козюкова # 25 апреля 2017 в 17:34 +4
Здравствуйте, Любовь Евгеньевна, классный час получился интересным и познавательным, Вы расширили представления детей о культуре приветствия, познакомили с традициями русского народа. Голосую и желаю Вам удачи!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 25 апреля 2017 в 17:52 +3
Спасибо за пожелания и голос!
Лариса Александровна Сошникова # 25 апреля 2017 в 18:05 +3
Здравствуйте, Любовь Евгеньевна!
Замечательное путешествие в волшебную страну приветствий! В ходе образовательной деятельности детям скучать не придется, они не только узнают много нового, но поиграют.
Возьму сюжет себе на заметку! СПАСИБО за идею!
Примите голос!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 25 апреля 2017 в 18:29 +2
Спасибо за поддержку.
Вера Валерьевна Ляпина # 25 апреля 2017 в 21:21 +5
Добрый вечер, Любовь Евгеньевна! Очень рада была отправиться с вами в путешествие. Оно оказалось просто волшебным. При всей кажущейся простоте правил взаимных приветствий и представлений они требуют определенных знаний и достаточного внимания. Вы сумели показать все самое необходимое детям в интересной форме. Идея очень хороша. Голосую за ваше мероприятие.
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 25 апреля 2017 в 21:26 +1
Спасибо большое за комментарий и поддержку. Мнение коллег мне очень важно.
Яна Александровна Кошкина # 25 апреля 2017 в 21:30 +1
Очень интересная работа!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 25 апреля 2017 в 21:51 +1
Спасибо!
Татьяна Викторовна Иванова # 25 апреля 2017 в 21:31 +2
Любовь Евгеньевна! Примите мой голос.
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 25 апреля 2017 в 21:51 +2
Спасибо!
Елена Ивановна Кремень # 25 апреля 2017 в 22:03 +3
Здравствуйте, Любовь Евгеньевна! Интересная и познавательная тема для воспитанников. Успехов и примите голос!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 25 апреля 2017 в 22:06 +2
Спасибо за голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 26 апреля 2017 в 10:27 +2
Голос! Публикация пригодится для проведения бесед, классных часов!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 26 апреля 2017 в 10:57 +2
Спасибо!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 26 апреля 2017 в 10:57 +2
Спасибо!
Надежда Николаевна Антонова # 26 апреля 2017 в 13:32 +3
Интересное и познавательное занятие.Ваша тема актуальна.Спасибо , что делитесь с нами свои опытом.
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 26 апреля 2017 в 13:34 +2
Спасибо за комментарий.
Светлана Александровна Баскакова # 26 апреля 2017 в 20:19 +7
Любовь Евгеньевна,добрый вечер!Тема актуальная и нужная. Вы отлично справились с целью урока. Очень понравилось включение в занятие рукопожатий и обниманий. Думаю, что эти игровые моменты добавили позитивных эмоций всем участникам.Голосую и желаю успехов!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 26 апреля 2017 в 21:47 +3
Спасибо за пожелания и поддержку.
Наталья Анатольевна Елизова # 27 апреля 2017 в 08:07 +3
Интересная тема выбрана для классного часа. Материал хорошо продуман, тщательно подготовлен. После проведения этого классного часа цель и задачи будут реализованы. Учащимся будет интересно на данном уроке и, думаю, надолго запомнится. Спасибо за предоставленный материал.
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 27 апреля 2017 в 08:24 +1
Спасибо за комментарий.
Вaлентина Николаевна Ковальчук # 27 апреля 2017 в 09:00 +4
Здравствуйте, Любовь Евгеньевна! Тема актуальная. Детей всегда учила, что здороваясь, надо обязательно называть человека по имени, по имени отчеству. Сейчас делать это становится всё труднее.Голос!!!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 27 апреля 2017 в 09:03 +1
Спасибо!
Наталия Юрьевна Мурашова # 27 апреля 2017 в 09:56 +3
Здравствуйте, Любовь Евгеньевна! Спасибо за приглашение.
Конспект классного часа на тему: "Как люди приветствовали друг друга на Руси" для учащихся начальной школы мне очень понравился. Порадовала и подборка материала, и его изложение, и фотографии. Голосую, конечно!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 27 апреля 2017 в 22:37 +1
Спасибо!
Юлия Вяльцева # 27 апреля 2017 в 11:22 +4
Здравствуйте, Любовь Евгеньевна! Вы разработали замечательный классный час для ребят, актуальный во все времена и для любого возраста. О правилах культуры приветствий многие плохо знают. Вы в интересной и доступной форме даете знания, создаете доброжелательную атмосферу на уроке. С довольствием голосую за Вашу работу! Желаю успехов!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 27 апреля 2017 в 22:38 +1
Спасибо за поддержку!
Марина Александровна Андронова # 27 апреля 2017 в 19:58 +3
Примите голос и удачи в конкурсе!!! v
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 27 апреля 2017 в 22:37 +2
Спасибо!
Наталья Александровна Цуцерова # 27 апреля 2017 в 20:07 +2
Добрый вечер! С интересом познакомилась с материалом. Очень понравился ваш классный час, отличная идея и актуальная. Материал богатый, объемный, познавательный и занимательный. Я думаю детки с удовольствием узнали новое и сделали выводы. Удачи и творческих успехов. Удачи в конкурсе.
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 27 апреля 2017 в 22:38 +2
Спасибо за добрые пожелания и поддержку.
Шахаризада Аскаровна Ахметова # 27 апреля 2017 в 20:14 +5
Добрый вечер, Любовь Евгеньевна! Спасибо за приглашение. Приветствию всегда надо учиться, а ваш урок как раз кстати. Самая полезная информация для детей. Вам голос!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 27 апреля 2017 в 22:39 +4
Спасибо!
Лариса Анатольевна Маслиенко # 28 апреля 2017 в 12:21 +2
Здравствуйте, Любовь Евгеньевна! Мне очень понравилось Ваше занятие, посвященное культуре поведения, где дети приняли активное участие. Материал интересный, познавательный, полезный. Хорошо придумана рефлексия. Обычно используют смайлики или лицо человека, которому нужно дорисовать мимику. Примите мой голос № 20
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 28 апреля 2017 в 13:34 0
Спасибо за комментарий и за ГОЛОС!
Ирина Борисовна Порхачева # 28 апреля 2017 в 13:39 +3
Любовь Евгеньевна,здравствуйте! Мне очень понравилось занятие, тема нужная, интересная и полезная для напоминания о хороших манерах"Как люди приветствовали друг друга на Руси". Удачи в конкурсе!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 28 апреля 2017 в 14:26 0
Спасибо!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 28 апреля 2017 в 14:26 +1
Спасибо!
Светлана Вадимовна Ясенецкая # 28 апреля 2017 в 18:11 +1
Любовь Евгеньевна! Очень хорошая разработка, мне было интересно читать, узнала много нового. Все четко, грамотно, ярко оформлено. Вы молодчина!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 28 апреля 2017 в 18:12 +1
Спасибо!
Ольга Леонидовна Рукавишникова # 28 апреля 2017 в 19:09 +2
Потрясающая разработка классного часа "Как люди на Руси приветствовали друг друга". Сколько разных приветствий узнала . Очень полезный материал! Возьму на заметку! Голосую с удовольствием!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 28 апреля 2017 в 19:21 +1
Спасибо за добрые слова и ГОЛОС!
Наталья Филинкова # 28 апреля 2017 в 19:28 +1
Замечательное занятие, очень понравилось, узнала много интересного, обязательно возьму себе в копилку! спасибо и примите мой голос !!!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 28 апреля 2017 в 19:56 0
Спасибо за поддержку.
Ольга Сергеевна Дьякова # 28 апреля 2017 в 20:54 +2
Любовь Евгеньевна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, познавательный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 28 апреля 2017 в 21:30 0
Спасибо большое!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 28 апреля 2017 в 21:31 0
Уважаемые коллеги! Спасибо вам за поддержку, ваше мнение для меня имеет большое значение.
Наталья Викторовна Бурдейная # 29 апреля 2017 в 06:35 +2
Спасибо за интересное и познавательное мероприятие! Беру в закладки, познакомлю своих воспитанников!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 29 апреля 2017 в 20:03 +1
Спасибо!
Елена Викторовна Гончаренко # 30 апреля 2017 в 13:41 +1
голосую
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 30 апреля 2017 в 14:37 0
Спасибо!
Александра Евгеньевна Александрова # 30 апреля 2017 в 20:34 +1
Уважаемая Любовь Евгеньевна!С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, познавательный, содержательный материал.
Голос!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 1 мая 2017 в 22:35 0
Большое СПАСИБО!
Елена Владиславовна Пимонова # 2 мая 2017 в 19:17 +2
Доброго времени суток, Любовь Евгеньевна! Большое спасибо за приглашение в гости. Прошу прощения за некоторую задержку с комментарием. Отличная идея для классного часа. Материал великолепный, замечательно изложенный и проиллюстрированный.
Удачи в творчестве и примите голос!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 2 мая 2017 в 19:19 0
СПАСИБО за поддержку!
Светлана Геннадьевна Ботвенко # 17 мая 2017 в 12:34 +1
Интересное мероприятие. Голос!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 17 мая 2017 в 15:52 0
спасибо!
Алла Алексеевна Кондратьева # 18 мая 2017 в 18:46 +4
Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 18 мая 2017 в 18:53 +1
Спасибо!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 21 мая 2017 в 22:36 +2
Очень интересная тема! Культура поведения всегда важна, дети должны знать, как надо правильно говорить и приветствовать друг друга. Задания и игры очень познавательные и интересные. Удачно подобраны иллюстрации. Голос!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 21 мая 2017 в 22:44 +1
Спасибо за поддержку!