Конспект урока окружающего мира "Питание органы пищеварения", 3 класс (Гармония)
Тема урока окружающего мира: Питание и органы пищеварения. Как питались наши предки. Тип урока: ОЗНМ Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.
Задачи урока: - познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами; - составить с детьми правила правильного питания; - развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; - развивать мышление, память, умение слушать; - воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью; - воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ; - формирование УУД.
1.Личностные УУД • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
2.Регулятивные УУД Ученик развивает навыки: • принимать и сохранять заданную учебную цель, • учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале, • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, • адекватно понимать оценку взрослого, • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД Школьник учится: • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе, • обобщать полученные знания, • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД Школьник учиться: • слушать собеседника, • задавать вопросы, • контролировать действия партнёра, • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа; индивидуальная. парная Этапы деятельности на уроке Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Прозвенел звонок, Начинается урок. Сегодня мы продолжаем «путешествие» по нашему организму Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Личностные: Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально- положительного настроения на урок, создание ситуации успеха, доверия Актуализация знаний (10 мин) Проверка домашнего задания. — Какие органы относятся к дыхательной системе? — Расскажите о работе органов дыхания. — Что изобрел человек, чтобы дышать под водой, в космосе, в загрязненном воздухе? — Как беречь органы дыхания? — Почему в помещении с закрытыми окнами через определенное время становится трудно дышать? — Чем опасно курение? Отвечают на вопросы Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи (из своего жизненного опыта Сообщение темы и цели урока. (3 мин) Слайд 3. – Для чего человек ест? (Для роста, движения, работы). Какое значение в жизни человека имеет питание? Долго ли человек и другие живые организмы могут обходиться без пищи? (Человек – около 30 дней, змеи несколько месяцев.) Слайд 4. – Вы правильно определили, зачем человек ест. Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни. Любое движение нуждается в топливе. Автомобилям нужен бензин. Растениям нужна почва и солнечный свет. Для нас топливом является еда. Двигаться в нашем случае – означает быть живым человеком. Мы нуждаемся в постоянном питании, так как всё время расходуем нашу энергию. – Какие органы помогают человеку, чтобы он мог питаться? – Предположите о чём будем говорить на уроке? (О питании и органах пищеварения). Слайд 5. Тема урока: «Питание и органы пищеварения». – Сегодня мы продолжаем «путешествие» по нашему организму. Сопровождать нас будет удивительный доктор – Здоровая Пища. – А ещё сегодня будем постигать тайны здорового образа жизни человека. Мы узнаем о составе пищи и какую пищу необходимо принимать человеку. Слайд 6. Учитель: А ещё сегодня мы с вами будем искать ответы на вопросы: • Какая пища полезная и какая вредная? • Как пища преобразуется и усваивается нашим организмом? • Какие органы участвуют в этом процессе? – Какой должен быть состав пищи? (Ответы детей) формулируют цели урока Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсужден Поиск решения проблемы (открытие нового знания) (10 мин) Учитель: – Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. – Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему? Слайд 7. Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы: Слайд 8. (Ответы детей)
Учитель. – Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Слайд 9. – Что значит умеренность? (Не переедать) – А разнообразие? (Ответы детей) Вывод. Нужно есть разнообразную пищу. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Слайд 10. – На какие группы две группы можно разделить эти продукты? (Рстительного и животного происхождения) Посмотрите на экран. Слайд 11. – Назовите, какие продукты – растительного происхождения, а какие – животного? – Послушайте и посмотрите рекламу о пользе овощей.(сообщение ученика) Слайд 12 Работа по учебнику (ч. 2, с. 25-26): чтение статьи. Беседа по вопросам: – С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. Какие все это вещества? – Во всех продуктах питания есть определённые группы веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. – Соли кальция и фосфора входят в состав костей, железо – в состав крови. – В продуктах питания преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы. Таким образом, можно разделить все продукты. Проделаем это все вместе (с опорой на иллюстрацию в учебнике, ч. 2, с. 25). Практическая работа. Слайд 13. Белки, жиры, углеводы Вывод: все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу, можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы. Послушайте, для чего они нужны нам. Сообщают дети. Сообщение «Белки» – строительный материал для клеток. Нужно, чтобы вы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться. Чтобы вырасти, ты, мог, В пище должен быть белок. Он в яйце, конечно, есть, В твороге его не счесть. В молоке и в мясе тоже Есть он и тебе поможет. Сообщение «Углеводы» – топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы. Фрукты, овощи и крупы – Удивительная группа – Нам в тепло и в непогоду Поставляют углеводы, Нам клетчатку посылают, Витамины добавляют И энергией питают. Сообщение «Жиры» – продовольственные и топливные склады (склад еды, топлива, одежды), прежде всего. Строительный материал для мозга и нервной системы. Жир, что в пище мы едим, Очень нам необходим: Сохранит температуру, Повлияет на фигуру, Защитит от холодов, Шубой нам служить готов. – Может ли человек питаться однообразной пищей? – Питание должно быть разнообразным. Такое питание называется сбалансированным. – Какой вывод можно сделать? Слайд 14. Вывод: Чтобы быть здоровым, надо питаться разнообразно, есть больше овощей, фруктов, кисломолочных продуктов. Это очень важно особенно в детском и юношеском возрасте, когда идёт формирование скелета, мускулатуры, нервной системы и так далее. Работа по тетради №2 (задание 16 ) – по усмотрению учителя. Учащиеся работают самостоятельно. знакомятся с новой информацией, самостоятельно делают выводы .Отвечают на вопросы. Работают в учебнике Фронтальная работа, сообщения учащихся Рекламируют продукты Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточныецели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников, при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план
Динамическая пауза (1 мин) Слайд 15. Люди с самого рождения, Жить не могут без движения! Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко (ходьба с подниманием рук). На полянку мы заходим, Много ягод там находим. Земляника так душиста, Что не лень нам наклониться. (Наклоны вперёд.) Выполняют физические упражнения Личностные: Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении Работа над новой темой (10 мин) Как организм переваривает пищу. – Вот мы и выяснили, какая пища полезная, а какая вредная и также выяснили, чем надо питаться, чтобы быть здоровым. Теперь доктор Здоровая Пища попадает в рот. Проведём исследовательскую работу:«Что происходит с пищей во рту?» Все ребята берут в рот печенье и откусывают кусочек, жуют и делают вывод, что пища мокнет (смачивается слюной и измельчается зубами) – Но куда, же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло? Слайд 16. – На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею произошли чудесные превращения. Рассказать какие? Так давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи. – Давайте, посмотрим весь путь движения пищи по нашему организму, как она видоизменяется и усваивается организмом. А помогут мне в этом наши дети (группа детей исполняют роли органов пищеварения и рассказывают путь превращения пищи). Слайд 17, 18. Ученик 1. (В руках рисунок ротовой полости.) Сначала пища попадает в ротовую полость, мы откусываем и пережёвываем её зубами, перемешиваем языком, Уже во рту пища начинает перевариваться с помощью слюны. Ученик 2. Во рту у нас разные зубы, посмотрим на экран: Определяют их роль • резцы (8 шт.) – отрезают, откусывают • клыки (4 шт.) – отрывают • коренные зубы – дробят и мельчат Слайд 19. Ученик 3. (В руках рисунок языка). Язык перемешивает пищу и продвигает её в глотку. Мозг получает информацию от языка и слизистой оболочки рта и определяет съедобна пища или нет. Слайд 20. Ученик 4. (В руках рисунок пищевода) Язык проталкивает пищу в глотку, оттуда пища проходит в ПИЩЕВОД. Пищевод-трубка, соединяющая глотку и желудок. Мышцы ПИЩЕВОДА проталкивают пищу в желудок. Слайд 21. Ученик 5. (В руках рисунок желудка)Желудок – растяжимый мышечный мешок, расположенный в брюшной полости. Желудок получает пережёванную и смоченную слюной пищу, СМЕШИВАЕТ ЕЁ С ЖЕЛУДОЧНЫМ СОКОМ и проталкивает в кишечник (двенадцатиперстную кишку). Пища в желудке переваривается 3–6 часов. БЕЛКИ начинают перевариваться в желудке. Жирная пища задерживается в желудке дольше (7–8 ч), чем молочная и содержащая углеводы (3–4 ч). Вода быстрее проходит через желудок, чем молоко. Учитель: Почему плохо пережёванная пища дольше задерживается в желудке? Уже в ЖЕЛУДКЕ начинается ВСАВЫВАНИЕ веществ (сахар, растворенные соли) Слайд 22. Ученик 6. Рисунок кишечника) Из желудка пища поступает в КИШЕЧНИК Он состоит из тонкого (2–4 м) и толстого кишечника (1,5 м). Не смотрите на то, что кишечник свернут очень плотно, длина его целых 8 метров. Слайд 23. Ученик 7. (рисунок печени) Начальный отдел тонкого кишечника ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ КИШКА (25 см), она соединяется с печенью и поджелудочной железой. ПЕЧЕНЬ и ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗАиграют большую роль в пищеварении. ПЕЧЕНЬ выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения – ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ) ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА выделяет в кишечник поджелудочный сок, который тоже необходим для пищеварения. За 7–9 ч пища окончательно переварилась. Здесь отделяется вода от пищи. Она всасывается ВОРСИНКАМИ. Непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника. Какие органы участвуют в пищеварении? Назовите по порядку. Слайд 24. ВЫВОД: Кажется, так просто вы сели за стол и съели кусочек бутерброда, он снабдил вас энергией для вашего активного движения, для полёта ваших мыслей. Мы даже и не задумываемся, какой это сложный процесс. Чтобы получить энергию из пищи, надо строить вот такую огромную фабрику кухню. Отгадывают загадки Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Рефлексия (самоконтроль и самооценка) Воспроизведение новых знаний (10мин) . Работа по тетради №2 (задание 20) Самостоятельная работа даётся 3 группам (дифференцировано) Задание 1 группе. Соедини название органа и его определение: 1. Полость, в которой происходит пережёвывание и смачивание пищи слюной. ПИЩЕВОД 2. Растяжимый мышечный мешок, расположенный в брюшной полости. ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ КИШКА 3. Трубка, соединяющая глотку с желудком. ТОЛСТАЯ КИШКА 4. Начальный отдел тонкого кишечника, соединённый с печенью поджелудочной железой. РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ 5. Конечный отдел пищеварения. ЖЕЛУДОК Задание 2-й группе. Запиши названия отделов пищеварительной системы по порядку: 1. 2. 3. 4. 5. Задание 3-й группе. Проведём ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ: Один ученик нашей школы предложил вот такое меню на обед: • Первое блюдо: Блины с вареньем • Второе блюдо: Кусок торта • Третье блюдо: Пепси Слайд 25. – Чтобы фабрика кухня работала слаженно, надо выполнять правила приёма пищи: • Питайся разнообразной пищей. • Меньше ешь сладостей, они угнетают отделение желудочного сока. • Не перенасыщайте себя жирной пищей. • Всегда полезны овощи, фрукты. • Старайтесь есть в одно и то же время. • Пить лучше обычную воду. Перед едой мойте руки. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Личностные : Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Рефлексия. Домашнее задание - Слайд 26. Итак, друзья вот и закончилось наше путешествие ещё по одной станции. Я хочу сказать: Что мне этот урок дал для жизни? Мне показалось важным… Слайд 27 с. 26–28 вопросы, Записывают домашнее задание
Здравствуйте У Вас в тексте есть таблицы, слайды, поэтому Вас необходимо выслать конспект +презентацию по электронной почте на адрес sv@kladraz.ru Это всё записано и в правилах. С уважением, Администратор сайта
Здравствуйте, Алла Васильевна. Урок о здоровом питании интересный, информация для учащихся нужная, но немного не хватает наглядности. Я обычно копирую и вставляю в разработку слайды как картинки. Примите мой голос №1