Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Эмоциональное выгорание у педагогов дополнительного образования

Эмоциональное выгорание у педагогов дополнительного образования
Цели:
1. Развитие коммуникативных умений сотрудничества.
2. Снятие психофизического напряжения.
3. Помочь личности лучше понять себя разобраться в своих чувствах, взглядах.
4. Развитие доброго, внимательного отношения к окружающим людям.
5. Создание теплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании окружающих.
Задачи:
- обозначить цели и задачи тренинга;
- заинтересовать участников совместной работой;
- создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе как основу для открытого общения с собой и другими;
-помочь каждому участнику группы занять активную позицию при взаимодействии с людьми.

Вводная часть.
Для начала мы познакомимся с правилами сегодняшнего занятия:
1. Правило «поднятой руки» (можно говорить, только когда поднял руку).
2. Правило трех «П» (понять, принять и поддержать человека таким, какой он есть).
3. Каждый человек – это «звезда» (каждый человек индивидуален, уникален и неповторим).
4. «Закрытая зона»- все, что происходит, и все, о чем говорится на нашем занятии, касается только нашей группы, и вне группы не распространяется.
5. «Здесь и теперь» - стараться думать о том, что происходит на занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе занятия, запомнить наиболее значимые для себя упражнения и их результат.
Теоретическая часть
Наверное, у каждого из нас возникали конфликтные ситуации, и мы действовали в них в соответствии с собственным опытом, темпераментом, с наличием в той или иной степени ресурсного состояния.
Хочется спросить, а что вы чувствовали в такие моменты?
— Досаду.
— Раздражение.
— Безысходность.
— Злость.
И как обычно мы реагируем в такой ситуации?
А что вы чувствуете в этой ситуации?
— Вину, беспомощность, бессилие, страх, некомпетентность...
Помогает ли это разрешить ситуацию?
Наверное, нет. Да еще и настроение портится из-за того, что не сдержались, давление поднимается, сердце хватает. И потом долго переживаем из-за того, что все не так складывается, как бы хотелось. Опускаются руки, не хочется идти на работу. Сейчас очень много говорят о детях, об их проблемах. Не умаляя значения детских проблем, хочу все-таки сказать, что учитель, находясь в ресурсном состоянии, сможет гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье, и здоровье детей.
Например: вы едете в троллейбусе в прекрасном настроении, ощущение такое, что можете горы свернуть. Троллейбус дергается — массивный мужчина наступает вам на ногу. Что делаете вы? (Доброжелательно, с юмором выходим из ситуации.)
А теперь вы бесконечно устали, сумки оттягивают руки. Вам наступили на ногу. Как вы реагируете? (Кричим, обижаемся, злимся. Даже слезу пускаем...)
Сейчас я хочу вам предложить несколько упражнений, которые помогут активизировать ваши ресурсы. Хочу напомнить, что умения и навыки возникают при многократном повторении. Когда вы чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным, сердитым, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле прямо противоположно тому, что вы в действительности хотите.
Поэтому давайте потратим несколько минут, чтобы привести себя в состояние, наиболее подходящее для достижения положительного результата, то есть в состояние умиротворения.
Обобщение данных, а также результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основные стадии синдрома.
Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
За рубежом описаны различные методы и способы предотвращения указанного синдрома. Опыт работы автора показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.
Симптомы профессионального выгорания
ПЕРВАЯ ГРУППА:
психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА:
социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА:
поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель затрудняется в принятии решений;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Тест на профессиональное выгорание.

Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).

1. Меня тяготит педагогическая деятельность.
2. У меня нет желания общаться после работы.
3. У меня в группе есть "плохие" дети.
4. Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.
5. Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.

Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.

Ключ:
5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания;
9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания;
13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания.

Практическая часть
«Добрые слова»

Инструкция: человеческий язык включает много добрых и ласковых слов. Их знают все. Слышать их всегда приятно. Однако не все далеко люди употребляют эти слова. Одни стесняются, другие не умеют, а третьих не учили. Вы часто говорите добрые слова своим близким, родным, знакомым, друзьям? Что бы нести добро в мир надо уметь эти слова произносить. Давайте попробуем подобрать добрые, ласковые слова для своего соседа. А делать будем следующим образом. (Раздать бумажные сердечки). На листочках вы пишите имя своего соседа и присущие ему качества, начинающиеся на каждую букву его имени.
Например: А- аккуратная,
Н – нежная,
Н – надежная,
А – активная.
Участники пишут, затем в слух произносят и дарят сердечко своему соседу.

Психолог. Для снятия эмоционального напряжения существуют различные способы регуляции организма. Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1
Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:
— глубоко выдохните;
— задержите дыхание так долго, как сможете;
— сделайте несколько глубоких вдохов;
— снова задержите дыхание.
Способ 2
Сядьте на стул, выпрямите спину, руки расслаблены. Положите их на колени ладонями вверх, голову держите прямо. Перед выполнением упражнения сделайте полный глубокий выдох. Затем плавный, медленный вдох через нос (4-6 с.). Задержите дыхание на вдохе (2-3с) и медленно выдохните через нос (4-6 с). Повторите через каждые 2-3 с в течение 4-5 мин. Выполняя упражнение регулярно, вы научитесь управлять своим эмоциональным и физическим состоянием.

Способ 3
Чтобы использовать образы для саморегуляции:
— Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
— Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите — облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слышите — пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете — тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
— При ощущении напряженности, усталости:
1) сядьте удобно, по возможности закрыв глаза;
2) дышите медленно и глубоко;
3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
6) откройте глаза и вернитесь к работе.

Упражнение «Путешествие в прошлое»
Время проведения: 10 минут.
Цель: научиться использовать воображаемые образы для достижения нервно-мышечного расслабления.
Вспомните тот период времени, когда вы были совершенно спокойны, расслаблены, ощущали гармонию с самим собой и с окружающими.
Вспомните все в мельчайших подробностях.
Например, речь может идти о путешествии на море, о походе в горы, об экскурсии.
Вспомните ваши ощущения относительно всех каналов восприятия информации: визуальный (что вы видите), аудиальный (какие звуки вам вспоминаются), кинестетический (что вы ощущаете).
Каждый раз при воспоминании у вас возникают соответствующие ощущения. Скажите себе: этот образ вызывает во мне состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности.
Пусть путешествие в прошлое продолжается до тех пор, пока оно доставляет вам удовольствие. Осуществляйте такие путешествия как можно чаще, когда вам нужно отдохнуть после серьезной травмирующей ситуации или перед трудным делом.

Упражнение «Горячий воздушный шар»
Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.
Постепенно полностью расслабьтесь.
Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.
Рассмотрите эту картину как можно подробнее.
Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.
Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

Чем живет ваша душа
Инструкция: На этой картинке вы видите необитаемый островок с паль-мой и океан вокруг него. Вам надо нарисовать человека, солнце и корабль. Все остальные детали — на ваше усмот¬рение. Главное, чтобы рисунок приобрел законченный вид и понравился вам.
Ключ к тесту:
Тест достаточно простой, его легко интерпретировать, если знаешь значение всех символов. Но для начала обратите внимание на то, какая из заданных фигур ВЫДЕЛЕНА СИЛЬНЕЕ ОСТАЛЬНЫХ. (Приложение 1)

Упражнение «Внутренний ребёнок»
Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш «внутренний ребенок», и мы начинаем действовать исходя из этого эго-состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать.
А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку».
Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4–5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе.
Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите в свое сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует. А как себя чувствуете вы?

Упражнение "Храм тишины"
Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города... Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум... гудят автомобили, визжат тормоза... Может быть, вы слышите и другие звуки?
Обратите внимание на витрины магазинов... булочную... цветочный магазин... Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?.. Вы подойдете и поприветствуете этого человека? Или пройдете мимо?.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит: "Храм тишины" Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной
Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете?
Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

Рефлексия.
- Что ожидали Вы от мероприятия? Оправдались ли Ваши ожидания?
- Ценна ли полученная информация для Вас? Что особенно значимо?
- Каков Ваш настрой на дальнейшую работу?

Приложение 1

Если ЧЕЛОВЕК, то это значит, что в настоящее время вы заняты прежде всего собою, своими внутренними проблемами и до других людей вам нет никакого дела.
Если ярче всего обрисован КОРАБЛЬ, то можно пред¬положить, что вас беспокоят проблемы общественной жизни, то есть ваши дружеские или деловые отноше-ния с другими людьми.
Если вы сделали основной упор на СОЛНЦЕ, то, ско¬рее всего, в данный период жизни ваше внимание скон¬центрировано на вашей энергии, жизненных силах.
Более точную информацию вы получите, расшифро¬вав символы.
СОЛНЦЕ – это символ вашей жизненной силы, ва¬шей энергии. Ваше солнце сияет высоко над пальмой – вы полны сил, бодры и чувствуете себя, как никогда, хорошо. Чем ближе ваше солнце к горизонту, тем мень¬ше в вас жизненных сил. Закат – прямое указание на необходимость сделать передышку в работе, поменять обстановку, получить новые впечатления. Если же вы нарисовали восход, то очень скоро вы вновь будете бодры, веселы и полны сил.
ЧЕЛОВЕК, точнее, его местонахождение, поза и лицо (эмоция, запечатленная на нем) – это ваше душевное состояние на данный конкретный момент жизни. Че¬ловек блаженно раскинулся на острове, и явно наслаж¬дается одиночеством – вы нуждаетесь в уединении, вы устали от людей. Вашему человеку плохо на острове – это говорит о вашей жажде общения. Человек занят каким-либо делом – в вашей душе царят спокойствие и умиротворение.
КОРАБЛЬ – это реальная возможность изменить су¬ществующее положение дел. Смотрите сами, восполь¬зуетесь ли вы ею. Ваш человек стремится к кораблю, желает, во что бы то ни стало, на него попасть – вы ощу¬щаете настоятельную потребность изменить свою жизнь, у вас на душе неспокойно. Если ваш человечек не обращает на корабль внимания – вас устраивает то, что происходит с вами в настоящий момент, вы доволь¬ны.
ВОДА – это ваша связь с окружающим миром. Если ваш человек не боится воды, то это значит, что у вас нет проблем в общении с людьми.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока. Знакомство с русской избой Конспект интегрированного занятия с воспитанниками творческих объединений Сценарий праздника посвящения в кружковцы Тренинг для педагогов ДОУ на тему: Эмоциональное выгорание педагогов

Похожие статьи:

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Сценарий отчетного концерта в детско-юношеском центре

Городской конкурс к году кино. Сценарий

Конкурс для школьников «Мир профессий»

Сценарий ко Дню народного единства в доме детского творчества
Опубликовано: 531 день назад (1 февраля 2017)
Просмотров: 689
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Комментарии (2)
Светлана Николаевна Мухина # 1 февраля 2017 в 23:00 0
Актуальная тема, сама являюсь педагогом доп. образования) Голосую и приглашаю в гости на свою страничку.
Алла Алексеевна Кондратьева # 4 февраля 2017 в 19:41 +3
Добрый вечер, Татьяна! Интересная, нужная публикация! Только вот эта проблема у всех педагогов!Голос!