Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Опыт работы воспитателя детского сада. Развитие речи детей младшей группы через устное народное творчество

Опыт работы воспитателя ДОУ
Тема: Устное народное творчество в развитии речи детей младшего возраста
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: Развитие разговорной речи , творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности Задачи:
• Познакомить детей с устным народным творчеством.
• Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки.
• Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
• Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
• Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
• Сплотить детский коллектив.
При составлении плана руководствовалась следующими принципами:
• 1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

• 2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

• 3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

• 4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

• 5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Срок реализации: 2015-2016 учебный год.
План работы «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего возраста»
Сентябрь.
Цель. Знакомить детей с русским народным фольклором- потешками, прибаутками, играми. НООД Тема: «Ладушки в гостях у бабушки»
НООД Тема: «Как у нашего кота» Цель: Помочь детям понять содержание потешки.
Октябрь.
НООД «У бабушки в деревне»
Цель: Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

НООД «Баю – баюшки баю, баю Машеньку мою»
Цель: выучить колыбельную для младенца куклы Маши.
Ноябрь.
НООД «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: Развивать познавательный интерес, любознательность к русскому фольклору.
НООД «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
Цель: познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.


Декабрь.
НООД ««Уж, ты зимушка зима».
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зиме и зимних явлениях,
2. воспитание дружеских отношений между детьми,
3. поднятие радостного настроения, вызвать положительные эмоции.
НООД «Сундучок Деда Мороза» НОД по ИЗО-деятельности «Украшаем новогоднюю стенгазету»
Январь.
Открытое интегрированное занятие по речевому развитию
«Мы расскажем вместе сказку»
Цель: развитие совместной игровой деятельности по средством театрализованной и сюжетно-ролевой игр.



НООД «Девочка и лиса»
(просмотр мультфильма «Девочка и лиса»)
НООД «Знакомство с русской избой»
Цель: Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.



Февраль.
НООД «Милости просим, гости дорогие»
Цель:
1. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной.
2. Вводить понятие слов «большой», «средний», «маленький».
3. Закрепить умение ориентироваться на слова «открыть», «закрыть».
4. Формировать эмоционально окрашенное чувство причастности к культуре русского народа.

Показ театра на столе по сказке «Заюшкина избушка»
Цель: познакомить с новой сказкой, и новыми словами (лубиная избушка, ледяная)
Март.
НООД «Солнышко, нарядись, красное, покажись
Цель: изготовление картины из пластилина. (Предметная лепка.)
Задачи: вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Научить лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска (сплющенного шара) и лучиков (жгутиков). Показать возможность сочетания разный по форме деталей в одном образе. Развивать чувство формы, ритма, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
Март.
Развлечение «Широкая Масленица»
Цель: познакомить детей с праздником «Масленица»

«Пересказ сказки «Репка». (упражнение на различение близких по звучанию слов)
Цель: учить детей совместному со взрослым пересказу сказки.
Показ театра на столе по сказке «Заюшкина избушка»
Апрель.
НООД «Лесные животные»
Задачи:
— расширить знания детей о лесных животных;
— развивать связную речь детей;
— обогащать словарный запас;
— продолжать знакомить детей с потешками;
— воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, вовремя прийти на помощь.
Обыгрывание сказки «Маша и три медведя»

Проект «Русская народная игрушка – матрешка»
Цель проекта:Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.



Май.
Открытая совместная деятельность с родителями
« В гости к нам идет матрешка»
Задачи: Познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;
• Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Вот такой вот мой первый опыт в работе воспитателем.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в младшей группе по логоритмике Конспект НОД в младшей группе по социальному воспитанию. Петушок и его семья НОД по развитию речи детей в младшей группе. Дикие животные осенью Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: Рассматривание картины "Дети кормят кури
Лепбук "Деревья" для детского сада своими руками
Опубликовано: 276 дней назад (16 октября 2017)
Просмотров: 1898
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (3)
Татьяна Игоревна Москаленко # 16 октября 2017 в 22:31 0
Интересная работа.Много нового узнала для себя.
Екатерина Иванова # 20 октября 2017 в 11:43 0
Спасибо!
Галина Владимировна Павлова # 5 февраля 2018 в 11:49 0
Екатерина Николаевна, спасибо Вам, что поделились своим опытом работы по теме: "Развитие речи детей младшей группы через устное народное творчество". Ваш труд- большой и довольно продуманный, все материалы и проводимые занятия, мероприятия соответствуют заявленному возрасту. Видно, что Вы основательно занялись данным вопросом и подготовили материал за целый год, судя по интересным фото. Ваш материал будет полезен как для начинающих воспитателей, так и для воспитателей с небольшим опытом.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов в публикациях на сайте!!!