Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Опыт работы воспитателя детского сада. Развитие речи детей младшей группы через устное народное творчество

Опыт работы воспитателя ДОУ
Тема: Устное народное творчество в развитии речи детей младшего возраста
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: Развитие разговорной речи , творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности Задачи:
• Познакомить детей с устным народным творчеством.
• Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки.
• Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
• Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
• Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
• Сплотить детский коллектив.
При составлении плана руководствовалась следующими принципами:
• 1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

• 2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

• 3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

• 4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

• 5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Срок реализации: 2015-2016 учебный год.
План работы «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего возраста»
Сентябрь.
Цель. Знакомить детей с русским народным фольклором- потешками, прибаутками, играми. НООД Тема: «Ладушки в гостях у бабушки»
НООД Тема: «Как у нашего кота» Цель: Помочь детям понять содержание потешки.
Октябрь.
НООД «У бабушки в деревне»
Цель: Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

НООД «Баю – баюшки баю, баю Машеньку мою»
Цель: выучить колыбельную для младенца куклы Маши.
Ноябрь.
НООД «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: Развивать познавательный интерес, любознательность к русскому фольклору.
НООД «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
Цель: познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.


Декабрь.
НООД ««Уж, ты зимушка зима».
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зиме и зимних явлениях,
2. воспитание дружеских отношений между детьми,
3. поднятие радостного настроения, вызвать положительные эмоции.
НООД «Сундучок Деда Мороза» НОД по ИЗО-деятельности «Украшаем новогоднюю стенгазету»
Январь.
Открытое интегрированное занятие по речевому развитию
«Мы расскажем вместе сказку»
Цель: развитие совместной игровой деятельности по средством театрализованной и сюжетно-ролевой игр.



НООД «Девочка и лиса»
(просмотр мультфильма «Девочка и лиса»)
НООД «Знакомство с русской избой»
Цель: Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.



Февраль.
НООД «Милости просим, гости дорогие»
Цель:
1. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной.
2. Вводить понятие слов «большой», «средний», «маленький».
3. Закрепить умение ориентироваться на слова «открыть», «закрыть».
4. Формировать эмоционально окрашенное чувство причастности к культуре русского народа.

Показ театра на столе по сказке «Заюшкина избушка»
Цель: познакомить с новой сказкой, и новыми словами (лубиная избушка, ледяная)
Март.
НООД «Солнышко, нарядись, красное, покажись
Цель: изготовление картины из пластилина. (Предметная лепка.)
Задачи: вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Научить лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска (сплющенного шара) и лучиков (жгутиков). Показать возможность сочетания разный по форме деталей в одном образе. Развивать чувство формы, ритма, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
Март.
Развлечение «Широкая Масленица»
Цель: познакомить детей с праздником «Масленица»

«Пересказ сказки «Репка». (упражнение на различение близких по звучанию слов)
Цель: учить детей совместному со взрослым пересказу сказки.
Показ театра на столе по сказке «Заюшкина избушка»
Апрель.
НООД «Лесные животные»
Задачи:
— расширить знания детей о лесных животных;
— развивать связную речь детей;
— обогащать словарный запас;
— продолжать знакомить детей с потешками;
— воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, вовремя прийти на помощь.
Обыгрывание сказки «Маша и три медведя»

Проект «Русская народная игрушка – матрешка»
Цель проекта:Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.



Май.
Открытая совместная деятельность с родителями
« В гости к нам идет матрешка»
Задачи: Познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;
• Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Вот такой вот мой первый опыт в работе воспитателем.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в младшей группе по логоритмике Конспект НОД в младшей группе по социальному воспитанию. Петушок и его семья НОД по развитию речи детей в младшей группе. Дикие животные осенью Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: Рассматривание картины "Дети кормят кури
Лепбук "Деревья" для детского сада своими руками
Опубликовано: 2376 дней назад (16 октября 2017)
Просмотров: 12306
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (4)
Татьяна Игоревна Москаленко # 16 октября 2017 в 22:31 0
Интересная работа.Много нового узнала для себя.
Екатерина Иванова # 20 октября 2017 в 11:43 0
Спасибо!
Галина Владимировна Павлова # 5 февраля 2018 в 11:49 0
Екатерина Николаевна, спасибо Вам, что поделились своим опытом работы по теме: "Развитие речи детей младшей группы через устное народное творчество". Ваш труд- большой и довольно продуманный, все материалы и проводимые занятия, мероприятия соответствуют заявленному возрасту. Видно, что Вы основательно занялись данным вопросом и подготовили материал за целый год, судя по интересным фото. Ваш материал будет полезен как для начинающих воспитателей, так и для воспитателей с небольшим опытом.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов в публикациях на сайте!!!
Екатерина Иванова # 18 февраля 2022 в 21:47 0
Большое вам спасибо за отзыв! Очень приятно!