Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Программа "МЫ вместе" для начальной школы

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ для младших школьников
«Мы вместе» ( для детей от 7 до 12 лет)
Целью данной программы является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.
При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:
• Обучение навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
• Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
• Повышение самооценки детей и родительской компетентности.
• Обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.
Организация занятий: цикл занятий включает в себя 8 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю. Совместные занятия по 1час 30 мин., занятия только для родителей – 2 часа. 1-5 совместные для родителей и детей ; 6-7 – только с участием родителей; 8-е занятие – совместное завершающее.
Методические средства, используемые в программе: коммуникативные игры, совместная деятельность родителей и детей (рисование, конструирование), ролевое моделирование.
Структура цикла:
Диагностический этап. Проводится на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и на заключительном занятии.
Задача: диагностика стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.
1. Подготовительный этап:
Основная задача: знакомство участников , формирование в группе атмосферы доверия и безопасности.
2. Собственно коррекционно-развивающий этап
Задачи:
• Обучение родителя и ребенка навыкам сотрудничества.
• Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми.
• Развитие навыков рефлексии.
• Обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.
3. Завершающий этап.
Задача: апробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.

Критерии оценки эффективности программы
Для объективной оценки эффективности работы группы на диагностическом этапе проводится дифференциальное обследование всех участников. Родители заполняют опросник «Анализ семейных взаимоотношений», выполняют «Кинетический рисунок семьи» и совместный рисунок с детьми, семейную социограмму ( см.Приложение).
Дети выполняют «Кинетический рисунок семьи» и совместный рисунок с родителями, семейную социограмму. Так же психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей методом стандартизированного наблюдения (см. приложение).
На заключительной встрече, по окончании цикла, родители заполняют анкету участника тренинга, вновь оценивают свое межличностное общение с ребенком, дети и родители заполняют семейную социограмму, родители и дети выполняют совместный рисунок на одном листе. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей по 3-х бальной шкале ( 1 балл-низкий, 2 балла- средний, 3 балла- высокий уровень).
Эффективность измеряется качественным анализом рисуночных проб, положительной динамикой в оценках родителей своих взимоотношений с детьми, повышением коммуникативных навыков детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Кол-во часов
1 Знакомство, сплочение группы 3
2 Учимся сотрудничать 4,5
3 Общаться с ребенком – как? (для родителей) 2
4 Поощрения и наказания (для родителей) 2
5 Завершение работы группы 1,5
Итого 13

Правила группы. Тренер вводит правила группы и обсуждает их с участниками тренинга:
* Конфиденциальность ( секретность) происходящего в группе.
* Говорим только от себя и о себе ( Я-высказывания» ).
* Доверительный стиль общения. Обращение по имени ко всем участникам.

ЗАНЯТИЕ № 1 ( дети совместно с родителями)
Тема: Знакомство. Сплочение группы.
1. Разминка.
Упражнение «Ласковое имя» ( участники сидят в кругу).
Инструкция: Участник справа от ведущего называет свое имя и бросает кому-нибудь мяч. Тот, у кого окажется мяч, придумывает ему ласковое имя и передает мяч следующему игроку, пока все участники не побывают в роли придумывающих. Когда мяч окажется у первого участника, он говорит, какое имя ему больше всего понравилось и передает мяч следующему. (10 мин.)
Упражнение «Меняемся местами» ( участники сидят в кругу, у тренера в руках мяч).
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я … (или у меня…). Будьте внимательны, у каждого из нас мяч может побывать несколько раз». ( 5 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Неожиданные картинки» ( участники сидят в кругу).
Цель: Повышение групповой сплоченности. Каждому участнику раздается лист бумаги и фломастер.
Инструкция: 1. «Возьмите лист бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Затем начните рисовать какую-нибудь картинку (участники рисуют в течение двух минут).
2.По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину
( 2 минуты).
3. Снова передайте свой рисунок соседу слева, продолжайте рисовать.
В конце упражнения каждый участник получает ту картинку, которую он начал рисовать.
Обсуждение упражнения:
• Нравится ли вам ваш рисунок?
• Понравилось ли дорисовывать чужие рисунки?
• Какой рисунок вам нравится больше всего?
Упражнение «Найди себе пару» ( участники стоят полукругом)
Ведущий раздает заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных каждому участнику. Поскольку все названия парные, каждый сможет найти себе пару после команды тренера
Инструкция: «Закройте глаза. По моей команде каждый из вас начинает кричать на языке своего животного. Ваша задача, не открывая глаз, по голосу найти свою пару». ( 10 мин.)
Упражнение «Тень» ( участники разбиваются на пары родитель-ребенок).
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.
Инструкция: один (родитель) – путник, другой (ребенок) – его тень. Путник идет через поле, а за ним, через 2-3 шага сзади, его тень. «Тень старается , точь-в-точь, скопировать движения путника. Через некоторое время участники меняются ролями. Обмен чувствами, впечатлениями. (10-15 мин.)
3. Завершение работы группы.
Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.
Цель: получение от участников тренинга обратной связи ( что понравилось, что стало открытием). ( 10 мин.)
ЗАНЯТИЕ № 2 ( дети совместно с родителями)
Тема: Повышение групповой сплоченности. Обучение родителей и детей навыкам партнерства.
Инструментарий: листы (формат А4), фломастеры, листочки бумаги с написанными на них названиями животных для каждого участника ( названия животных парные: корова-корова, петух-петух и т.д.),.
1. Разминка.
Упражнение «3 качества» ( участники сидят в кругу)
Инструкция. Необходимо, назвав свое имя, придумать одно или несколько присущих вам качеств, начинающихся с той же буквы, что и ваше имя.
Упражнение «Построение».
Инструкция: ведущий задает какой-либо признак для построения, участники должны за определенный промежуток времени выполнить его ( например за 1 мин.). Тренер проверяет правильность построения.
- построение в шеренгу по росту;
- по цвету глаз ( в начале – темноглазые, в конце - светлоглазые);
- по размеру обуви. ( 5 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Слепой» (пары – родитель и ребенок сидят рядом за столами).
Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.
Инструкция: мама и ребенок сидят рядом за столом. Перед ним лежит лист бумаги. Одному из партнеров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. Другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями. (20 мин.)
Обсуждение упражнения:
• Что было труднее: рисовать с закрытыми глазами или руководить рисующим? Почему?
• Что больше понравилось: рисовать или руководить? (10 мин.)
Упражнение «Мостик» (участники сидят полукругом).
Цель: достижение взаимопонимания, согласованности в действиях.
Инструкция: на полу параллельно друг другу рисуются две линии ( или выкладываются с помощью лент). Расстояние между линиями приблизительно 25-30 см. Это мост. Приглашается пара – родитель и ребенок. Задача: без слов, используя только мимику и жесты, разойтись на мостике. (10-15 мин.)
Упражнение «Что говорит тебе кукла?»
Цель: выявить актуальные проблемы участников группы.
Инструкция: тренер берет в руки куклу и , обращаясь к участникам, говорит: «К нам пришла очень мудрая дама. (Обращаясь к соседу слева). Возьми ее так, чтобы она смотрела на тебя. Что она говорит тебе?» Участник, к которому обратился тренер, должен ответить на вопрос прямой речью. Например: «Миша, веди себя прилично» или «Ты слишком доверчива,Таня.»
Обсуждение упражнения.
Заданная тренером установка на мудрость и проницательность «дамы» способствует тому, что каждый участник игры вкладывает в уста «дамы» фразу, связанную обычно с актуальной для него проблемой. (15 мин.)
3. Завершение работы группы.
Участникам группы дается задание в течение одной минуты подумать и сказать: «если бы у моей мамы ( у моего ребенка) была волшебная палочка, то она (он) бы загадал(а)…»
Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

ЗАНЯТИЕ № 3 ( дети совместно с родителями)
Тема: Обучение навыкам продуктивного сотрудничества родителя и ребенка»
Инструментарий: листы бумаги с написанными на них словами, булавка, маленькая игрушка, лист полуватмана, фломастреы.
1. Разминка.
Упражнение «Зеркало»
Инструкция: участники становятся в два круга ( внешний и внутренний). Один круг – «зеркало», второй – человек, стоящий перед ним. Человек показывает разные движения, «зеркало» должно как можно точнее повторить их. По сигналу ведущего один круг делает шаг в сторону. Образуется новая пара, которая продолжает выполнять задание, и так до тех пор, пока участники не вернуться к первоначальной позиции. Затем игроки меняются ролями: те, кто был «зеркалом», становится человеком, а «человек» -зеркалом. ( 10 мин.)
Упражнение « Скажи мне мой секрет».
Цель: развитие навыков невербального общения и создание благоприятного психологического климата.
Инструкция: каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, коме вас самих. Это будет какое-нибудь слово, которое прикрепляется вам на спину. Ваша задача – отгадать это слово с помощью группы. Группа должна молча показывать значение этого слова только с помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться .Слова крепятся по очереди каждому.
Примеры слов: ученик, брезгливость, зарядка, письмо, болезнь, медведь. ( 15 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Двое с одним фломастером» ( пары – родитель и ребенок – сидят за столами рядом друг с другом).
Цель: обучение навыкам сотрудничества.
Инструкция: «Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одним и тем же фломастером. При этом строго-настрого запрещается говорить друг с другом. Оба человека в паре должны постоянно держать фломастер в руке, не выпуская его ни на мгновение. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует, и понять, что он хочет нарисовать. Рисуем в течение пяти минут.
После завершения показать свои работы остальным участникам группы.
Обсуждения упражнения:
• Сложно ли вам было рисовать молча?
• Пришли ли вы со своим партнером к единому мнению?
• Трудно ли было от того, что изображение постоянно менялось? (10 мин.)
Упражнение «Слепое слушание» ( родитель и ребенок сидят за столом напротив друг друга, между ними ставится перегородка).
Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.
Инструкция: каждому из участников в паре раздается по семь спичек. Родитель строит за перегородкой из своих спичек какую-нибудь фигуру, а затем словами пытается объяснить ребенку, как ему построить такую же. Ни родитель, ни ребенок не должны видеть действия друг друга. По окончании работы перегородка убирается, а фигуры сравниваются. Затем родитель и ребенок меняются ролями. Если паре очень легко дается выполнение этого задания, то количество спичек можно увеличивать. ( 15-20 мин.)
Упражнение «Доверие» (участники сидят в кругу)
Цель: развитие чувства доверия, эмпатии.
Инструкция: выходит пара- родитель и ребенок. Ребенок становится спиной к родителю, отойдя на некоторое расстояние. Родитель вытягивает вперед руки. Задача ребенка – не сгибая ног в коленях, упасть на руки родителю. (5-10 мин.)
3. Завершение работы группы.
Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

ЗАНЯТИЕ № 4 ( дети совместно с родителями)
Тема: Достижение взаимопонимания между родителем и ребенком.
Инструментарий: мяч, повязки на глаза.
1. Разминка.
Упражнение «Танец лавота» (участники стоят по кругу).
Инструкция: все ходят по кругу и повторяют вместе с ведущим: «Весело танцуем «тра-та-та», танец наш веселый, танец лавота». Далее ведущий спрашивает: «За руки держались?» Все вместе:»Нет». Берутся за руки и повторяют слова песни. Ведущий спрашивает: «За руки держались» Все вместе отвечают: «Да!». Затем ведущий последовательно перечисляет ( за плечи, за талию, за уши). ( 5 мин.)
Упражнение «Комплименты» ( участники сидят в кругу)
Инструкция: «Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты. Нужно бросить мяч любому из участников и сказать ему что-то приятное. А тот отвечает: «Да, конечно ,но, кроме того, я еще и …» ( 10 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Цель: достижение взаимопонимания на разных уровнях взаимодействия.
Инструкция: участнику, играющему роль «слепого», завязывают глаза. «Поводырь» водит его по комнате, знакомит с окружающим миром, предметами. Становится его «глазами». Водить «слепого» следует аккуратно, бережно, чтобы он не наткнулся на предметы, на другую пару. Затем пары меняются местами. ( 10-15 мин.)
Упражнение «Мне нравится» ( родитель и ребенок сидят на стульях напротив друг друга).
Цель: установление позитивного диалога между ребенком и родителем.
Инструкция: родитель и ребенок разговаривают друг с другом, постоянно проговаривая начало предложенной фразы: «Мне нравится, что ты…» - и добавляют к ней содержание. Таким образом, возникает позитивный диалог. Родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратную связь». Обмен чувствами. (10 мин.)
Упражнение «Каракули».
Цель: Сплочение членов семьи и участников группы.
Инструкция: на стол кладется лист полуватмана, участники располагаются вокруг стола. Каждый берет себе один фломастер ( цвета не должны повторяться). Далее участники быстро рисуют на листе каракули - беспорядочные, непрерывные линии. Затем каждый по- очереди пытается, исходя из собственных представлений, дорисовать созданные каракули. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.
Обсуждение упражнения:
* Что участники группы видят на рисунке?
* Можно ли увидеть какие-либо сюжеты или образы, отражающее настроение участников или взаимоотношения в семье? ( 15 мин.)

3. Завершение работы группы.
Упражнение «Поход».
Цель: сплочение участников группы, повышение эмоционального фона.
Инструкция: «Давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное. Сделать это надо без слов, только с помощью жестов. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из нас, и не повторяться. После того как каждый из участников положил что-то в рюкзак, тренер обращается к группе с вопросом: «Что положил в наш рюкзак …?», называя имя того или иного члена группы. Все остальные угадывают. (10 мин.)
Обратная связь от участников тренинга. (10 мин.)

ЗАНЯТИЕ № 5 (дети совместно с родителями)
Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.
Инструментарий: спички – две коробки, шарф, клей, ножницы, листы бумаги А4, иллюстрированные журналы.
1. Разминка.
Упражнение «Что можно сделать с предметом» (участники сидят в кругу).
Цель: развитие творческого мышления.
Инструкция: каждый, по очереди, должен сказать, как можно использовать этот предмет ( шарф). Начинает игру тренер, продолжает участник справа от него и далее по кругу. Тот участник, который не может придумать, как использовать данный предмет, выбывает из игры. Побеждает участник, придумавший больше всего способов. ( 10 мин.)
Упражнение «Домик».
Инструкция: участникам дается задание нарисовать свою семью в виде домика и подписать, какая часть дома символизирует какого члена семьи. Например, крыша-папа, фундамент – мама, окошко – ребенок и т.д.
Обсуждение упражнения:
• Почему тот или иной член семьи выбран этой частью дома?
Тренер расшифровывает обозначения частей домика: фундамент-это основание дома, тот член семьи , на ком все держится и на кого все давят. Крыша-тот член семьи, который отвечает за безопасность. Стены –несущая конструкция дома, без этого члена семьи все рухнет. Окна – это тот член семьи, ради которого все делается ( чаще всего окна – это дети), труба – тот член семьи, который отвечает за эмоциональные отношения в семье. ( 15 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Семейные заповеди» ( родители и дети сидят в кругу, объединившись в пары).
Цель: исследование семейных традиций, ценностей.
Инструкция: родитель вместе с ребенком составляет список семейных заповедей ( обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи).
Затем происходит взаимообмен написанным в кругу. ( 15-20 мин.)
Обсуждения упражнения:
• Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет? ( 10 мин.)
Упражнение « Коллаж семьи».
Цель: сплочение членов семьи.
Инструкция: родитель и ребенок совместно выполняют коллаж своей семьи, используя вырезки из журналов. ( 25 мин.)
Обсуждение упражнения.
Каждая семья представляет свой коллаж. Остальные члены группы могут задавать уточняющие вопросы. ( 10 мин.)
Упражнение «Репортер».
Цель: исследование межличностных отношений в семье.
Инструкция: тренер просит одного ребенка выйти в центр круга. Тренер и ребенок садятся друг напротив друга. Ребенку говорится следующее: «Представь себе, что сейчас по телевизору выступает твоя мама и репортер задает ей вопросы о ее ребенке, то есть о тебе. Но сейчас ты будешь выступать в роли своей мамы и попробуешь ответить на мои вопросы о тебе так, как бы отвечала твоя мама.» Для ввода в роль ребенку задаются вопросы об имени ( он должен представится именем мамы), о профессии, о возрасте. Затем репортер спрашивает ребенка непосредственно о нем самом. Примерный перечень вопросов: «Скажите, у вас есть ребенок? Как его зовут? Сколько ему лет? Расскажите, какой у вас ребенок? Чем вы любите заниматься вместе? Представьте, что Вас сейчас видит ребенок, что бы Вы ему сказали?». В роли опрашиваемого должен побывать каждый ребенок. Затем в центр круга вызывается родитель, и он отвечает на вопросы о маме в роли ребенка. Перечень вопросов примерно тот же. Обсуждение упражнения. (30 мин.)
3.Завершение работы группы.
Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.
ЗАНЯТИЕ № 6 (дети совместно с родителями)
Тема: Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
Инструментарий: игрушка маленькая тигра, покрывало, диск с релаксирующей музыкой, магнитофон.
1. Разминка.
Упражнение «Угадай» ( участники сидят в кругу)
Инструкция: «Нам предстоит совместно решить одну задачу: всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, как можно быстрее выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Ведущий считает: один, два, три – на счет «три», все одновременно выбрасывают пальцы. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку». ( 5 мин.)
Упражнение «Охота на тигра» ( участники стоят в кругу).
Инструкция: участники встают в круг, выбирается водящий – «охотник», который отходит в сторону, поворачивается к остальным спиной и считает до 10. В это время участники по кругу передают друг другу в руки маленькую игрушку ( тигра). По окончании счета, тот , у кого находится тигр, вытягивает руки вперед, закрывая игрушку ладонями. Остальные делают то же самое. Задача «охотника» - найти тигра с трех попыток. После этого «охотник» выбирает нового водящего. ( 10 мин.)
2. Основная часть
Упражнение «Кинематограф».
Цель: сплочение членов семьи и участников группы.
Инструкция: ведущий говорит о том, что каждая семейная пара ( родитель и ребенок) сейчас являются режиссерами, которые будут снимать фильм о семье. Необходимо придумать название, жанр и главного героя фильма. После того, как каждая семья представит свои идеи, участников просят объединиться с теми, чьи идеи им покажутся созвучными или интересными. Минигруппы должны придумать и инсценировать свой фильм о семье.
Обсуждение упражнения. ( 40 мин.)
3. Завершение работы группы.
Упражнение «Покрывало».
Цель: развитие доверия.
Инструция: все участники становятся вокруг покрывала и берутся за него. Один участник садится ли ложится на покрывало, остальные приподнимают его и бережно покачивая, опускают. Упражнение выполняется под релаксирующую музыку. ( 10 мин.)

Обмен чувствами и впечатлениями от занятия. ( 10 мин),

ЗАНЯТИЕ № 7 ( для родителей).
Тема: «Я – высказывания». «Временной язык»
Цель занятия: обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.
Задачи:
1. Помочь понять родителям психологическое различие между «Я –высказыванием» и «Ты - высказыванием».
2. Пробовать осваивать родителям на примерах навык «Я – высказывания».
3. Познакомить родителей с понятиями «временной язык» и «постоянный язык».
Инструментарий: листы бумаги ( формата А4), простые карандаши на каждого участника, схемы «Я-сообщений» на каждого участника ( См. приложение).
1. Разминка.
Упражнение «Поругай ребенка».
Инструкция: один родитель изображает ребенка, другой родитель его ругает из разных положений:
- ребенок сидит, родитель стоит;
- родитель сидит, ребенок стоит;
- родитель и ребенок стоят друг к другу спиной.
Затем пары меняются ролями.
Обмен чувствами. ( 15 мин.)
2. Основная часть.
Информация для родителей.
«Ты – сообщения» часто нарушают процесс общения, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель. Примеры «Ты – сообщений»: «Ты всегда оставляешь грязь после себя!», «Прекрати это делать!», «Тебе сто раз нужно повторять одно и то же!» и др. «Я – сообщения» являются более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Для примера приведем схему сообщения для родителя, который устал и не желает играть со своим сыном.
« Ты – сообщение»:
Родитель устал: «Ты меня утомил». – Реакция ребенка: «Я – плохой».
«Я – сообщение»:
Родитель устал: «Я очень устал». – Реакция ребенка: «Папа устал».

Знакомство родителей с моделью «Я – сообщений».
«Я – сообщение» включает в себя три основных компонента:
1. Описание ситуации ( когда, если), вызвавшей напряжение.
2. Точное называние своего чувства в этой ситуации ( Я чувствую).
3. Предпочитаемый вами исход. (мне хотелось бы).
Пример: «Когда я вижу грязь на полу, мне становится очень обидно, и я бы очень хотела, чтобы ты снимал ботинки в коридоре». ( 10 мин.)
Упражнение №1 ( все сидят в кругу). Родителям раздаются схемы «Я сообщений».
Инструкция: один из родителей описывает какой-то факт поведения ребенка, который для него неприемлем, остальные формулируют «Я – сообщения» и затем предъявляют в кругу. (15 мин.)
Упражнение №2
Инструкция: родители делятся на пары, один из родителей- ребенок, второй – его мама. Тренер проговаривает приготовленное заранее «Ты –сообщение» родителю- «ребенку», а задача второго участника в паре переформулировать его в «Я – сообщение». Затем участники меняются ролями.
Примеры «Ты – сообщений»:
«С тобой бесполезно что-то обсуждать, никогда ничего не слушаешь».
«Уроки ты сделать не можешь, комнату убрать свою не можешь. Ты сам вообще что-то можешь?»
«Сколько раз тебе говорить, чтобы ты мыл руки после улицы?»
Обсуждение упражнения:
• Какие чувства Вы испытывали в роли ребенка, когда Вам предъявлялось «Ты – сообщение». Что хотелось сделать или ответить?
• Трудно ли было формулировать «Я – сообщения», если да, то в чем состояла эта трудность?
( 25 мин.)
Информация для родителей. «Временной» или «постоянный» язык.
Примеры фраз на постоянном языке: «Ты всегда играешь, а не занимаешься»; «Все время опаздываешь»; «Вечно ты бросаешь вещи, где попало».
Примеры фраз на временном языке: «Сегодня твои вещи лежат не на месте». «Ты играешь уже полтора часа, а занимался только 10 минут». «Ты опоздал сегодня на 15 минут!». ( 15 мин.)
Упражнение №1 ( все сидят в кругу).
Инструкция: каждый из родителей, по очереди, придумывает или вспоминает фразу на постоянном языке, которую он наиболее часто произносит в отношении своего ребенка или членов семьи, а остальные участники переформулируют ее на временной язык. ( 10 мин.)
3.Завершение работы группы.
Подведение итогов. Обмен чувствами.
Домашнее задание. Записать несколько примеров, когда удалось использовать в общении с ребенком «Я – высказывание» ( 10 мин.)
ЗАНЯТИЕ № 8 (для родителей).
Тема: «Активное слушание».
Цель: знакомство с приемами активного слушания, развитие навыков активного слушания.
Инструментарий: мяч.
1. Разогрев.
Психогимнастическое упражнение.
Инструкция: участники бросают друг другу мяч со словами: «Мне кажется, в детстве ты был (а)…». В ответ каждый может согласиться или нет, сказав «да», «нет», или «я такого не помню». ( 5 мин.)
Обсуждение домашнего задания в форме обмена содержанием записей из дневников ( удалось или не удалось использовать в общении с ребенком «Я – высказывания», какие были трудности».) ( 15 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Выслушай другого» ( родители делятся на пары и садятся напротив друг друга).
Инструкция: сначала один выражает свое мнение по поводу заданной темы, а второй внимательно слушает, стараясь запомнить сообщаемую информацию. Затем он должен пересказать как можно ближе к тексту. Ключевые слова: « как я понимаю», «другими словами ты считаешь», «если я тебя правильно поняла». Через три минуты ведущий останавливает беседу. «Сейчас у говорящего будет одна минута, в течение которой надо будет сказать «слушающему», что в его поведении помогало, а что затрудняло рассказ. Затем пары меняются местами.
Пример темы для обсуждения: «Трудности и проблемы в воспитании ребенка».
Обсуждение упражнения:
• Получилось ли «хорошо» слышать другого? ( 30 мин.)
Информационная часть.
Информирование родителей включает рассказ о том, какое может быть слушание – пассивное ( безмолвное) и активное ( рефлексивное). Активное слушание создает отношения теплоты, родители могут «влезть в шкуру ребенка», у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Приемы активного слушания: пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник; уточнение – направлено на выяснение, конкретизацию чего-то ( «Ты сказал, что это происходит давно, а как давно это происходит?»); отражение чувств – проговаривание чувств, которые испытывает другой человек ( «Мне кажется, ты обижен»); проговаривание подтекста – проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника ( например у фразы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?», подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила»); резюмирование используется в продолжительных беседах ( «Итак, мы договорились с тобой»).
Правила хорошего слушания:
1. Слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления собеседника ( мимика, жесты, поза).
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника, используя приемы активного слушания.
3. Не давай советов.
4. Не давай оценок. ( 15 мин.)
Упражнение: «Слушать чувства».
Инструкция: ведущий зачитывает какое-то сообщение от имени ребенка, а задача родителя – сформулировать в утвердительной форме те чувства, которые они услышали в этом сообщении.
Примеры сообщений:
1. « Я больше никогда не буду играть с Олей, она плохая».
2. «У меня завтра контрольная».
3. «Все дети пошли к морю. Мне не с кем играть».
4. «Математика очень трудная. Я слишком глупый, чтобы в ней разобраться».
Далее родители по очереди называют сообщение, а остальные формулируют чувства. ( 15 мин.)
3. Завершение работы группы.
Обмен чувствами, впечатлениями. ( 10 мин.)
ЗАНЯТИЕ № 9 (для родителей).
Тема: «Поощрения и наказания»
Цель: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.
Инструментарий: анкета «Выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка» для каждого родителя ( см. приложение)
1. Разминка. Упражнение «Ассоциация».
Инструкция: тренер смотрит на соседа справа и говорит, с каким месяцем он у него ассоциируется, и далее все продолжают по кругу. Затем все рассаживаются по порядку месяцев в году и вновь, гладя на соседа справа ( но это уже другой человек), объясняют, почему у этого человека именно такой месяц. ( 5 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение.
Инструкция: необходимо вспомнить какое-нибудь наказание из своего детства, которое запомнилось на всю жизнь, оставило след. Поделиться своими переживаниями в кругу. ( 15 мин.)
Обсуждение с родителями следующих вопросов:
• Какие методы поощрения и наказания используются в семье?
• Нужны ли физические наказания? ( 30 мин.)
Методы воздействия на ребенка.
Родители заполняют анкету «Выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка». Анализ и обсуждение данной анкеты.
Знакомство родителей с каталогом негативных эффектов типичных родительских реакций по Т.Гордону ( см. приложение) ( 15 мин.)
3. Заключительная часть.
Подведение итогов. Тренер записывает на доске основные принципы поощрения и наказаний.(10 мин.)
ЗАНЯТИЕ № 10 (дети совместно с родителями)
Тема: Завершение работы группы. Подведение итогов.
Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми.
Инструментарий: листы бумаги ( формата А4), простые карандаши на каждого участника, фломастеры, анкета участника тренинга для каждого родителя ( См. приложение), карточки игры Хорна.
1.Разминка
Упражнение «Если бы…» ( все участники сидят в кругу).
Инструкция: тренер обращается сначала ко всем взрослым и просит их немного пофантазировать: что было бы если бы они на миг стали детьми – дочками и сыновьями, а их дети, которые присутствовали на занятии, стали бы их родителями. Затем тренер передает мяч по кругу и просит взрослых по очереди сказать буквально по одному предложению, что бы они хотели сделать или иметь в этой ситуации и т.д. Если сидящий рядом ребенок хочет спросить маму о чем-либо, он может это сделать. Мама отвечает одним предложением.
Затем тренер просит детей ответить на вопрос, что было бы, если бы они стали мамами и папами. (10мин.)
2.Основная часть
Игра Хорна
Инструкция: каждый участник по очереди вытаскивает карточку и читает ее, если высказывание подходит ему он оставляет ее себе, если нет, может отдать ее любому, если считает, что она ему подходит. Принимающий карточку может ее как взять ( если угадали) и отказаться, если высказывание к нему не относится. ( 40 мин.)
Диагностическая часть
В заключении родители оценивают по пятибалльной шкале свои взаимоотношения с детьми. Далее дети и родители выполняют семейную социограмму. После чего родители и дети выполняют совместный рисунок ( дерево с листьями - отпечатки ладошек).

Далее родители заполняют анкету участника.
3.Завершение работы группы. Подведение итогов. Заключительное слово ведущего.
«Сегодня мы с вами завершаем наши занятия. Вместе мы прошли какой-то отрезок пути, успели привыкнуть друг к другу, подружиться. Каждая семья уникальна по-своему, и мне хотелось бы как-то по-особенному отметить вклад каждой диады в наш групповой процесс».
Награждение участников грамотами и фотографиями.
Обмен чувствами, впечатлениями от данного цикла занятий.
Прощание. (10 мин.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Выслушайте своего ребенка Тренинг для воспитателей детского сада Упражнения на прогулке для детей дошкольного возраста
Программа коррекции страхов и тревожных состояний у детей в возрасте 5 - 10 лет
Опубликовано: 2957 дней назад (15 марта 2016)
Просмотров: 14989
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Татьяна Геннадьевна Мирошникова # 16 марта 2016 в 16:54 0
Очень понравилось интересный материал. Думаю, поможет детям и родителям стать ближе друг к другу, покажет важность взаимопонимания в семье. Счастливая семья - счастливые дети, а значит,- счастливое будущее.Данная разработка помогает в непринужденной форме, обратить внимание родителей на семейные приоритеты. Взглянуть со стороны, чему они больше уделяют времени, карьере, материальным благам или ребенку, который, возможно остался в стороне.
Огромное спасибо за разработку!