Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

План учебного занятия по инженерной графике с презентацией. Сборочный чертеж

Группа 6РЭ71
Специальность 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых
месторождений
Дисциплина ОП01. Инженерная графика
Раздел дисциплины Машиностроительное черчение
Вид занятия Лекция с элементами беседы
Тип занятия Формирование и усвоение новых знаний
Тема: Сборочный чертеж. Чтение сборочных чертежей
Цели
Учебная:
- Формирование умений разрабатывать и читать сборочные чертежи и чертежи технологического оборудования
- Способствовать развитию ПК 2.5. Оформлять технологическую и техническую документацию по эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования.
- Содействие развитию творческого подхода к учению и выведению обучающихся на уровень самоорганизации при чтении сборочных чертежей.
(У1, З5, З7,ОК4,ПК2.5)
Развивающая:
- Развитие пространственного воображения и технического мышления
- Развитие умения работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК6; cамостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 8.
(У1, З5, З7,ОК5,ПК2.5)
Воспитательная
- Способствовать расширению общего кругозора студента;
- Воспитание аккуратности при самостоятельной работе, интереса к предмету, технической грамотности
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 1;
- Создать положительную мотивацию к изучению дисциплины.
- Продолжить формирование умения работать в коллективе.
(У1, З5, З7, ОК6, ПК2.5)

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа, сотрудничество, опережающее домашнее задание, работа в парах, работа с карточками-заданиями, чтение чертежей.

Оборудование: опорный конспект преподавателя; ноутбук, проектор для демонстрации презентации по теме занятия, вентиль - натуральный образец, графическая документация, выполненная в САПР «Компас»; сборочные чертежи как раздаточный материал.

Межпредметные связи: математика, физика, электротехника, техническая механика, материаловедение, ПМ01 МДК.01.01. Разработка нефтяных и газовых месторождений.
Ход урока
1. Организация начала занятия. (2-3 мин)
Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности студентов. (7- 10 мин)
1.Вступительное слово преподавателя (организовать и направить к цели познавательную деятельность студентов).
Человек живёт в мире вещей, которые иначе называются изделиями.
- Одежда, обувь, игрушки, инструменты, мебель, транспортные средства, станки -это изделия, состоящие из деталей, собранных в определённой последовательности, т.е, изделием называется любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на пpедпpиятии.
Вопрос студентам.Вспомните, какие виды изделий в машиностроении по ГОСТ существуют?
Студент: Виды изделий: детали, сборочные единицы, комплексы, комплекты.
Преподаватель. Совершенно верно, в процессе учебной деятельности мы уже выполняли конструкторскую графическую документацию.
Вопрос студентам.
Какие изделия и какие виды графических документов мы уже умеем выполнять?
Студент.
Деталь - изделие, изготовленное из отдельного по наименованию и маpки материала, без применения сборочных операций.
Для создания изделия - деталь необходимо выполнить эскиз и рабочий чертеж.
Cбоpочная единица - изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями (свинчиванием, сваркой, клепкой, развальцовкой, склеиванием)
Преподаватель. Мы выполнили чертежи разъемных и неразъемных соединений (болтовое, шпилечное, зубчатые передачи) (слайд 3).
Для того чтобы представить и понять устройство и принцип работы нефтегазового оборудования этого не достаточно, разъемные и неразъемные соединения – это лишь составляющие сборочной единицы (слайд 4).

3. Усвоение нового материала. (35-40 мин)
План лекции
1. Понятие сборочного чертежа
2. Требования к сборочному чертежу
3. Последовательность выполнения СБ
4. Спецификация сборочного чертежа
5. Чтение СБ

1 Понятие сборочного чертежа
Для того чтобы ориентироваться в технологическом процессе, знать принцип работы оборудования, его устройство, а также его обслуживание и ремонт необходимо уметь читать графическую документацию. К графической документации на сборочную единицу относят сборочный чертеж.
Сборочный чертеж - документ, cодеpжащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки (изготовления) и контроля (СБ). (слайд4).
Разработать сборочный чертеж – значит выполнить изображение сборочной единицы по требованиям ЕСКД.
Прочитать сборочный чертеж – значит представить устройство и принцип работы изображенного на нем изделия.
СБ нефтегазового оборудования достаточно сложные, т.к состоят из большого числа деталей. На данном этапе воспринять это очень трудно, поэтому сегодня мы будем опираться на сборочную единицу – вентиль.(СЛАЙД)
Студент (опережающее домашнее задание).
Вентиль предназначен для бесступенчатого регулирования расхода жидкости. Вентиль относиться к трубопроводной арматуре различного назначения для предприятий всех отраслей промышленности и жилищно-коммунального сектора
Вентили имеют большое число конструктивных разновидностей. В зависимости от назначения клапаны подразделяются на запорные, регулирующие, предохранительные, перепускные, обратные, проходные.Устанавливаются главным образом на прямолинейных участках трубопровода.Вентиль, в отличие от крана, рассчитан на установку в магистрали, поэтому необходимо соблюдать правила установки во избежание возникновения гидравлического сопротивления. В результате несоблюдения этих правил вода проходит внутри корпуса вентиля в обратном направлении, нежели это предусмотрено самой конструкцией..
(Вентиль - натуральный образец, 3д изображение вентиля и СБ вентиля в Компасе).
ВЫВОД: ознакомились с назначением сборочной единицы

2. Требования к СБ
- Выполняются по стандартам ЕСКД (форматы, основная надпись, линии, шрифт)
- Содержат изображение сборочной единицы (виды, сечения, разрезы, условности, упрощения)
- Содержат габаритные, присоединительные, установочные размеры
- Проставлены номера позиций
- Спецификация
ВЫВОД: ознакомились с основными требованиями к ЕСКД.

3.Последовательность выполнения сборочного чертежа (Сборочный чертеж вентиля в САПР "Компас-3д")
1) Ознакомиться с устройством, работой и порядком сборки сборочной единицы. Прочитать рабочие чертежи всех деталей, входящих в сборочную единицу, т.е. мысленно представить форму и размеры каждой из них, ее место в сборочной единице, взаимодействие с другими деталями.
2) Установить масштаб чертежа, формат листа, нанести рамку на поле чертежа и основную надпись.
3) Произвести компоновку изображений, для этого вычислить габаритные размеры изделия.
4) Выбрать необходимое число изображений с таким расчётом, чтобы на сборочном чертеже была полностью раскрыта конструкция изделия и взаимодействие ее составных частей. Общее количество всех изображений сборочной единицы на сборочном чертеже должно быть всегда наименьшим, а в совокупности со спецификацией - достаточным для выполнения всех необходимых сборочных операций, совместной обработки (пригонки, регулирования составных частей) и контроля.
Главное изображение сборочной единицы должно давать наибольшее представление о расположении и взаимосвязи ее составных частей, соединяемых по данному сборочному чертежу.
5) Вычертить контур основной детали и вычертить остальные детали по размерам, взятым с рабочих чертежей деталей, в той последовательности, в которой собирают изделие
6) Тщательно проверить выполненный чертеж, обвести его и заштриховать сечения.
7) Нанести габаритные, установочные и присоединительные размеры.
Габаритные размеры, т. е. наибольшие внешние размеры изделия по трем измерениям (высота, длина, ширина).
Установочные размеры, т. е. размеры, которые необходимы для установки сборочной единицы по месту использования.
Присоединительные размеры, т. е. размеры элементов детали, изделия, обеспечивающих возможность присоединения их к другому изделию
8) Нанести линии-выноски для номеров позиций
9) Заполнить основную надпись.
10) На отдельных форматах (А4) составить спецификацию.
11) Проставить номера позиций деталей на сборочном чертеже согласно спецификации.
12) Условности и упрощения на чертеже.
Нанесение номеров позиции.
Hа сборочном чертеже все составные части сборочной единицы нумеруются в соответствии с номерами позиций, указанными в спецификации. Номера позиций наносят на полках линий-выносок, проводимых от изображений составных частей согласно ГОСТ 2.109 - 68 и 2.316 - 68. Один конец линии-выноски, пересекающий линию контура, заканчивается точкой, другой - полкой. Линии-выноски не должны быть параллельными линиям штриховки и не должны пересекаться между собой. Полки линий-выносок располагают параллельно основной надписи чертежа вне контура изображения и группируют в колонку или стpочку. Hомеpа позиций наносят на чертежах один pаз, повторяющиеся номеpа позиций выделяют двойной полкой. размер шрифта номеров позиций должен быть на один - два размера больше, чем размер шрифта, принятого для размерных чисел на том же чертеже.
Условности и упрощения на СБ
1. Перемещающиеся части сборочной единицы изображают в крайних или промежуточных положениях. На сборочном чертеже условно изображают:
а) клапаны вентилей, насосов, двигателей, диски (клинья) задвижек - в положении "закрыто" для перемещения движущейся среды;
в) домкраты в положении начала подъема груза
2. Сварные, паяные, клееные и другие изделия из однородного материала в сборке с другими изделиями в разрезах и сечениях штрихуют как монолитный предмет (в одну сторону).
3. На изображениях сборочной единицы допускается не показывать:
а) мелкие конструктивные элементы на поверхностях деталей: фаски, кольцевые проточки для выхода режущего инструмента, накатки.
б) в разрезах, согласно правилам ГОСТ 2.305 – 68 болты, винты, шпильки, шпонки, заклепки, не пустотелые валы, шпиндели, шатуны, при продольном разрезе показываются нерассеченными.
ВЫВОД: важно соблюдать последовательность выполнения СБ, при работе по данному принципу все требования будут соблюдены

4.Спецификация сборочного чертежа.
Спецификация — это текстовой конструкторский документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса или комплекта.
Описание спецификации дается в ГОСТ 2.108-68, ГОСТ 2.105-79 и ГОСТ 2.113-73. Она выполняется на листе формата А4, который оформляется внутренней рамкой и содержит основную надпись чертежа. Над основной надписью помещаются графы спецификации.
Допускается спецификацию сборочной единицы совмещать с чертежом, если он выполнен на листе формата А4.
На учебных чертежах сборочных единиц разрешается уменьшать размеры основной надписи и заполнять спецификацию в сокращенном виде.
ВЫВОД: спецификация основной конструкторский документ для сборочной единицы

5.Чтение СБ.
Алгоритм чтения сборочных чертежей и наглядных изображений сборочных единиц.
-Определить название изделия.
-Установить число наименований и количество деталей.
-Определить масштаб изображения.
-Проанализировать количество и характер изображений на сборочном чертеже.
-Проанализировать геометрическую форму каждой детали.
-Определить очертание каждой детали сборочной единицы на всех изображениях чертежа.
-Определить виды соединения деталей в данной сборочной единице.
-Проанализировать и установить тип размеров.
-Выявить условности и упрощения, использованные на сборочном чертеже.
-Установить последовательность сборки изделия.
ВЫВОД:Для правильного чтения и выполнения чертежей сборочных единиц необходимо придерживаться алгоритма.
4.Закрепление изученного материала. (20-30 мин)
Форма: Работа в паре.
Вид задания: Чтение сборочных чертежей:
Преподаватель раздает студентам карточки – задания с изображением сборочной единицы. Работая в паре, необходимо по рекомендуемому алгоритму чтения чертежей прочитать сборочный чертеж.

5.Подведение итогов урока. (2-3 мин)
5.1. Самооценка и оценка работы в группах и отдельных студентов.
5.2.Использование алгоритма оценки работы группы, отдельных студентов.
5.3.Стимуляция высказывания личного мнения о занятии и способах работы на занятии.

6. Домашнее задание. (3мин)
6.1.Подготовиться к практической работе.

Основные источники (ОИ):
1) Куликов В.П. Инженерной графика - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2016. – 318.
2) Куликов В.П., Кузин А.В. Инженерная графика - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368

Дополнительные источники (ДИ):
1) Куклин Н.Г. Детали машин - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512
Презентация на тему: Сборочный чертеж

Похожие записи:

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование учебного курса "Решение логических задач" Конспект учебного занятия в дополнительном образовании Технологическая карта учебного занятия группы тхэквондо 1 года обучения Перспективный план на апрель для 2 младшей группы
Участник №6 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2019 года
Классный час к 8 марта в колледже. Сценарий
Опубликовано: 1892 дня назад (13 февраля 2019)
Просмотров: 3565
Рубрика: План занятия
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!