Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Программа "Школа безопасности". Туризм

Авторская программа "Школа безопасности" (горно-пешеходный туризм).
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА).
Наименование объединения: РФ Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
станицы Полтавской

Наименование учебной дисциплины: туристско-краеведческая; горно-пешеходный туризм (основы жизнедеятельности и формирование культуры безопасности жизнедеятельности).
Срок реализации программы: четыре года.
Вид программы: авторская программа: «Школа безопасности»;
По признаку программа – специализированная; по цели обучения – познавательная;
по форме организации содержания процесса – модульная.

Возраст обучающихся: от 12 до 17 лет.
Ф.И.О. автора: Астахова Алёна Григорьевна.

1. Пояснительная записка.
Жизнь полна неожиданностей. Особенно, если эта жизнь проходит вдали от городской суеты. Эта программа адресована для тех, кто хочет обучить детей и подростков достойно выходить из чрезвычайных ситуаций в своих дальних (и не очень) путешествиях.
Технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности представляет совокупность культурно-информационного воздействия, направленного на развитие поведенческих мотивов и качеств личности безопасного типа, способности принимать безопасные решения, привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков, выработку морально-психологической устойчивости и социальной компетентности в быту и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Вполне естественно, что эта деятельность для достижения конечной цели должна проходить не только на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе, но и во внеурочное время. С этой целью и была разработана авторская программа «Школа безопасности» Корж Алёной Григорьевной.
1.2. Актуальность.
Почти ежедневно пресса, радио и телевидение сообщает нам о терпящих бедствие самолетах и кораблях. Аварии, катастрофы и стихийные бедствия уносят десятки тысяч жизней. Теряются на маршрутах туристы, погибают в пустынях и таежных дебрях заблудившиеся путешественники. Что должен делать человек, волей судьбы оказавшийся один на один с суровой природой, вдали от населенных пунктов, в открытом море, горах или пустыне? Что нужно предпринять для сохранения жизни? Как подавать сигналы бедствия, добывать воду и пищу, когда кончились припасы, как разводить костер в непогоду, сооружать укрытия из подручных материалов для защиты от дождя, холода или палящего солнца? Какие есть средства спасения и как ими пользоваться, что делать при эвакуации на борт спасательного вертолета? И вообще — как выжить?
Опасности встречаются нам на каждом шагу, что в городе, что в природе. Это несомненный факт, в который почему-то мало кто хочет верить. В нашем сознании крепко засело убеждение, что если камню суждено упасть, то он упадет на чужую голову. Зачастую мы склонны видеть причины наших бедствий скорее в неведении или необъяснимом стечении обстоятельств, нежели расценивать их как результат наших же неправильных действий. Между тем, реальные случаи говорят об обратном: мы сами виноваты в своих несчастьях. Существенную долю вины за это должны взять на себя родители и учителя, которые не позаботились сделать подрастающему поколению «прививку» от постоянного благодушия относительно сохранения ими собственной жизни в экстремальных ситуациях.
Современная цивилизация изнежила человека, развратила мягкой мебелью и автомобилем, отучила жить среди дикой природы. В самом деле, многие ли из нас умеют найти в пустынной местности воду, добыть без спичек огонь, выбраться из трясины, оказать первую доврачебную медицинскую помощь, ориентироваться и точно двигаться в нужном направлении, преодолевать крутые склоны гор и обрывы, подавать сигналы бедствия и вообще знать, как поступить, чтобы выжить, если в результате какой-либо непредвиденной ситуации или несчастного случая человек оказался один на один с природой в безлюдной местности или на море.
В настоящее время обществом ставится задача не только обучения детей основам жизнедеятельности, но и более широкая – формирование у них культуры безопасности жизнедеятельности (Проект концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности», письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 30.08.05 г. за № 03-1572).
Для эффективного обучения детей безопасной жизнедеятельности необходимо успешное усвоение знаний, выработка умений и навыков, а также желание, заинтересованность в обеспечении собственной безопасности и безопасности окружающих. Основанная цель при этом – достижение такого уровня развития детей, их творческих сил и способностей, при которых они сумеют эффективно обезопасить свою жизнедеятельность имея соответствующую мотивацию.
1.3. Краткие сведения о коллективе.
Психолого-педагогическая особенность. Статус, вид группы – профильный; состав группы постоянный – 15 человек; используется групповая форма занятий. Организация обучения на добровольных началах: дети – родители – педагоги.
Возраст учащихся с 12 до 17 лет (6-11 классы). С учётом возрастной периодизации детей, лучшее время для начала занятий – 12 лет. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов группы в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачётных мероприятиях.
Особенности набора детей. Для зачисления в группу, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Запись в кружок осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Обязательно для всех допуск врача к занятиям.
Режим работы. Авторская программа «Школа безопасности» рассчитана на четыре года обучения, каждый год рассчитан на 36 учебных недель с 6-ти часовой нагрузкой в неделю, 24-е часа в месяц, за учебный год - 216 часов. В случае необходимости может быть реализована в течение более длительного срока.
Режим работы кружка в течение года постоянен, как правило, занятия проводятся 2 раза в неделю в определённые дни и часы.
Учебные походы и тренировки проводятся в выходные дни и в каникулярное время (в зависимости от погодных условий). Педагог может увеличивать объём учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время.
Летние зачётные походы и соревнования в сетку часов не включены.
1.4. Отличительные особенности данной программы.
По признаку – программа специализированная и направлена на выявление, развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний и умений в горно-пешеходном туризме, пребывания человека в экстремальных ситуациях и событиях техногенного и криминогенного характера, формирование навыков на уровне практического применения.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – программа модульная, так как по способу организации своего содержания составлена из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
Программа отличается такими качествами, как:
• актуальность (ориентация на решение наиболее серьёзных проблем);
• прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
• рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
• реалистичность (наличие чёткого финансового, кадрового, временного обоснований);
• контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определённых целей).
Приведу пример такого качества программы как прогностичность.
Задания темы «Занимательная походная математика» можно адаптировать к условиям местности, где проживают юные туристы. Например, если в этой местности нет реки, но есть канал (ров) и т.п., то методы по определению ширины реки будут автоматически перенесены на определение ширины канала.
Есть и другие отличия, например:
• программа построена так, чтобы можно было использовать её для развития межпредметных связей. Например, тема «Походная математика» - алгебра, геометрия и т.д.;
• в группу принимаются все дети без исключения, в том числе и дети с дивиантным поведением, так как туризм способен радикально менять и перестраивать характеры;
• особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма;
• в конце каждого месяца проводятся воспитательно-познавательные беседы;
• новый подход к проведению родительских собраний;
• введены новые блоки тем - группы этапов и специальные задания: группа «Жизнеобеспечение человека», группа «Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения», группа «Преодоление препятствий без помощи специального снаряжения», группа «Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера», группа «Поисково-спасательные работы», группа «Местоположение человека», группа «Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера».
2. Цели и задачи.
Основная цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, создание условий для развития творческого потенциала, самореализации, социальной адаптации, укрепления здоровья и подготовки юных спасателей.
Повышение технического и тактического мастерства участников.
Пропаганда и популяризация основ безопасности жизнедеятельности.
Подготовка к соревнованиям «Школа безопасности».
Цели программы предусматривают решение следующих задач:
- подготовить воспитанников к экстремальным ситуациям пребывания в естественных природных условиях и к чрезвычайным событиям техногенного и криминогенного характера;
- расширение географии путешествий учащихся нашего края;
- профилактика асоциального поведения детей и подростков;
- повышение занятости детей в свободное время;
- организация полноценного досуга;
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
- воспитание чувства патриотизма, уважения, любви к своей культуре и истории;
- развитие личных качеств, связанных с умственными, познавательными и творческими способностями;
- развитие логического мышления, речи, воображения, общения; развитие способностей к самообразованию;
- развитие интереса к спортивным туристским походам;
- обучение приемам самостоятельной работы с книгой, картами и туристским снаряжением;
- эстетическое воспитание аккуратности, опрятности, культуры поведения, умение ценить красоту;
- физическое развитие и оздоровление детей;
- мотивирование участников на концепцию здорового образа жизни.
3. Учебно-тематический план.
Теоретические занятия в помещении проводятся до 2-х часов, тренировки на местности до 4-х часов, походы до 8-ми часов в день.
Для походов и соревнований используются выходные дни и каникулярное время.
Зачётный поход и многодневные мероприятия (лагеря, слёты, соревнования и т.д.)
в сетку часов не включены.
4. Содержание тем программы.
Реферативное описание тем
1-го года обучения.

1. Вводное занятие.
Вводное, организационное занятие. Комплектование группы. Знакомство с коллективом. Родительское собрание. Обоснование предлагаемой программы. Краткий обзор тем. Знакомство с районами путешествий. Обсуждение плана работы на год. Что такое туризм? Ознакомление с историей предмета. Чем полезны и интересны походы и экскурсии. Ознакомление под роспись с ТБ на занятиях. Медицинский контроль.
2. История туризма и путешествий.
Туризм – это спорт, отдых, здоровье, удовольствие, хобби, развлечение, работа, форма самоутверждения, общение, способ познания окружающего мира — можете добавить ещё и что-то своё.
Первые путешественники. Исторические цели путешествий. Русские экспедиции и путешественники. Эпоха великих географических открытий. Путешественники и исследователи ХХ-го века.Детский туризм в России. Передовые педагоги XIX века. Развитие краеведения. Роль А.С. Макаренко в развитии детского туризма.
3. Структура туризма.
Активный и пассивный способы передвижения. Плановый и самодеятельный туризм. Основные способы передвижения. Промежуточные виды. Технология и структура функционирования туризма в России. Мероприятия спортивно-оздоровительного туризма. Цели и результаты деятельности. Виды соревнований в спортивно-оздоровительном туризме.Цели и значение туристских путешествий. Формы туризма. Основы категорирования туристских маршрутов.Комплектование группы.Подбор участников похода. Психологические советы всем участникам похода. Обязанности в группе.
4. Специальная физическая подготовка туриста.
Общая и специальная физическая подготовка. Воспитание: силы, ловкости и быстроты. Специальная физическая подготовка туриста. Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики. Примерные упражнения для развития силы рук. Упражнения для развития гибкости и силы мышц туловища. Примерные упражнения на растягивание и расслабление. Примерные упражнения для развития силы ног. Бег. Прыжки. Примерные упражнения в равновесии.
Физическая культура и закаливание на маршруте: утренняя зарядка, солнце и купание. Три комплекса общеразвивающих физических упражнений для занятий с туристами на местности. Примерные планы занятий.
Контрольные нормативы для участников путешествий I – III к. с. Контрольный кросс-тест для определения степени подготовленности туристов к пешим походам.
Симптомы утомления после нагрузок различной величины: лёгкое, сильное, очень сильное утомление и восстановление после предельных нагрузок.
Врачебно-педагогические наблюдения, контроль и самоконтроль туристов. Измеряются следующие физические качества туристов по методике Душанина С.А., Пироговой Е.А., Иващенко Л.Я.: гибкость, быстрота двигательной реакции и ловкость, скоростная сила, скоростная выносливость, скоростно-силовая выносливость и общая выносливость.
Возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека. Ортостатическая проба. Клиностатическая проба. Вестибулярная проба. Артериальное давление Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге). Задержка дыхания на выдохе (проба Генче). Проба Мартине Проба Руфье. Гарвардский степ-тест. Повторные нагрузки для туристской тренировки для пешего способа передвижения.
Тестирование физической подготовленности школьников занимающихся туризмом: тест «Фламинго; теппинг-тест; контрольное упражнение – тест: наклон вперёд из положения сидя, см. и прыжок в длину с места, см. Контрольное упражнение – тест: подтягивание на перекладине (мальчик и девочки). Кистевая динамометрия. Контрольное упражнение – тест: челночный бег (3*10), сек., 6-минутный бег, м. и бег на 30 м., сек.
Семь комплексов тренировочных занятий для выполнения в домашних условиях. Туристы должны знать основы тренировки бегуна, лыжника и велосипедиста: практические рекомендации и советы.
Подвижные игры: «Мяч капитану», «Всадники», «Салки в тройках», «Не давай мяч водящему», «Тренируем глазомер», «Увидел – запомнил», «Секретный пакет», «Берег и река», «Атомы и молекулы», «Белки на дереве», «Али-Баба и разрывные цепи». Считалки…
5. Общие сведения о снаряжении.
Личное снаряжение. О некоторых деталях одежды: одежда, верхняя одежда, защита от дождя – куртки, накидки от дождя, защита от холода, беспалые перчатки, головной убор. Носки. Обувь: советы по эксплуатации ботинок, чистка и уход, хранение ботинок. Спальные мешки. Типы спальных мешков и их упаковка. Посуда. Специальные предметы и нужные «мелочи».
Рюкзак: история возникновения рюкзака, рюкзак – украшение? Типы рюкзаков. Области применения рюкзаков: экспедиционные, штурмовые, городские, специальные, рюкзаки для автостопа. Выбор рюкзака. Рекомендации для выбора рюкзака. Укладка рюкзака. Надевание рюкзака. Подгонка рюкзаков на практике. Чехлы от дождя. Чистка рюкзака. Запчасти или фурнитура.
Групповое снаряжение.
Что взять с собой в поход? Групповой полиэтилен или тент. Котлы для варки пищи «Вставки». Топоры. Пилы. Ремнабор. Костровое хозяйство.
Медицинская аптечка. Принципы формирования. Расчёт количества медикаментов. Упаковка аптечки: жёсткость, герметизация, амортизация ударов, надписи на лекарствах, список с рекомендациями, облегчение веса, изоляция стекла, удобство переноски вне рюкзака, яркая маркировка упаковки. Индивидуальная аптечка. Малая аптечка. Аптечка экстренной помощи. Основная аптечка: перевязочные материалы, антисептики наружного действия, средства, применяемые при поражении глаз и ушей, болеутоляющие и жаропонижающие средства, сердечно-сосудистые средства, противоаллергические средства, спазмолитики, успокаивающие средства, лекарства, применяемые при болезнях органов дыхания, лекарства, применяемые при болезнях желудка и кишечника, противоинфекционные средства, разные средства для наружного употребления, разные средства для внутреннего применения, инструменты. Ампульная укладка.
Палатки. Типы палаток по назначению. Установка двускатной палатки. Конструктивные типы палаток: полусфера, полубочка, комбинированные палатки, экзотика. Палатки и комфорт. Тамбуры и входы. Каркасные палатки: вентиляция, ткань, швы, дно, цвет, дуги, вес. Хранение и уход за палаткой.
Специальное снаряжение.
Разнотипные карабины. Ледоруб. Каски.
Радиостанции. От чего зависит дальность связи. Сова И-6. Алан-607
Фонари налобные светодиодные. Фонари ацетиленовые с пьезоподжигом.
Газовые горелки. Мультитопливные горелки. Жидкотопливные горелки.
Практические занятия. Укладка рюкзака. Упаковка основной аптечки, индивидуальной, малой и аптечки экстренной помощи. Установка конструктивных типов палаток. Ознакомление со специальным снаряжением.
Конкурсы: «Кто быстрее», «Кто быстрее построит дом», «Палаточный городок».
6. Бивуаки и костры.
Техника бивачных работ. Где нельзя располагать лагерь: камнепады, русло горной реки, густой кустарник или хвойные заросли. Организация ночлега. Схема: «Классификация техники бивачных работ».
Виды биваков: устройство площадки на склоне, висячий бивак в гамаках различной конструкции, биваки на скалах, бивак в пещере, вынужденные (сидячие) биваки на скалах, «холодный» бивак при отсутствии палаток и спальных мешков.
Укрытия: укрытие типа «иглу», укрытие в снежной яме у ствола дерева. Техника безопасности при выборе стоянки для привала.
Костры.Виды и формы костров. Розжиг костра. Способы укладки дров следующих костров: шалаш, колодец, таёжный, камин, полинезийский костёр, звёздный и три бревна («пушка», «нодья»). Костёр под дождём. Костёр в снежной яме. Очаг в горной местности. Костёр между двумя деревьями. Техника безопасности у костра.
Практические занятия. Способы укладки дров различных типов костров. Укладка и разжигание костра. Противопожарная ТБ.
Конкурсы: «Какие типы костров ты знаешь?», «Забавные превращения слов», «Хитрая задача», «Лучший костровой», «Разбей лагерь (бивак)», «Ответь на вопрос».
7. Техника и тактика движения в походе.
Изучение района путешествия. Разговор с группой перед походом. Выбор района путешествия. Выбор маршрута. Типы маршрутов: линейные, радиальные, кольцевые, комбинированные. Разработка маршрута. Планирование (расчёт) переходов. График движения. Схема «Физических нагрузок по дням перехода».
Подготовка группы к выходу на маршрут. Получение разрешения на путешествие: маршрутный лист, маршрутная книжка, заявочная книжка, план путешествия, список участников похода и спортивные характеристики, питание на маршруте, смета расходов, перечень снаряжения, схема маршрута, порядок связи, маршрутно-квалификационная комиссия. Контроль за проведением самодеятельных походов. Подведение итогов путешествия: общая характеристика района похода, подготовка к путешествию, проведение похода и техническое описание маршрута, дневник путешествия, выводы о походе и рекомендации другим группам.
Расчёт движения в походе. Режим дня. Режим движения на маршруте. Пять циклических ритмов: смена сезонов года, локальные физические ритмы, суточный ритм времени, внутриорганизменные циклы обмена веществ, ритмичность чередования активной работы и отдыха.
Темп движения. Возможности группы: возможности, нагрузка, утомление, выносливость и адаптация.
Тактика движения - выбор принципиальных способов и линии передвижения. Оценка пути и выбор линии движения. Порядок построения группы при движении.
Техника передвижения. Виды и специфика. Туристская техника. Переходы по равнинной местности. Естественные препятствия и техника их прохождения. Спуски и подъёмы. Схемы: «Классификация техники спортивного туризма», «Классификация техники преодоления естественных препятствий».
Движение по тропам: по пересечённой местности, на крутых участках пути, техника движения по тропам на подъёмах и спусках, на некрутых спусках, на очень крутых спусках и спуск налегке.
Движение по травянистым склонам: подъём и спуск по травянистому склону, движение поперёк склона и при перемене направления.
Буреломы в глухих лесах. Прохождение песков и осыпей. Скалы. Непреодолимые естественные препятствия.
Элементы техники и тактики переправ. Техника переправ. Выбор места для переправы вброд. Переправа с шестом. Переправа вброд: вдвоём, втроём-шеренгой. Переправа вброд по перилам. Схема: «Классификация техники переправ». Схема организации страховки идущего вброд первым при переправе через реку без камней и с камнями. Переправа по бревну: неподвижное бревно с перилами, укладка бревна командой, качающееся бревно. Переправа по клади. Переправа по навесным брёвнам. Технические приёмы на навесной переправе. Организация полиспастной системы натяжения основной верёвки. Элементы техники и тактики преодоления снежно-фирнового рельефа.
Практические занятия. Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересечённой местности: лес, густой кустарник, завалы.
8. Узлы.
История применения верёвок. О верёвках. Классификация узлов: контрольные узлы, узлы для связывания концов верёвки, узлы для присоединения верёвки к объекту (опоре), схватывающие узлы.
Узлы для связывания концов верёвки: прямой узел, Академический узел, встречный узел, ткацкий узел, шкотовый узел, брамшкотовый узел и узел грепвайн.
Узлы для присоединения верёвки к опоре: проводник, проводник-восьмёрка, стремя, двойной проводник, булинь, узел «двойной булинь», грудная обвязка, Австрийский проводник, карабинная удавка, удавка, узел «удава», двойной узел «удава», штык, узел «штык с обносом».
Схватывающие узлы: пруссик, Австрийский схватывающий, узел Бахмана.
Узлы для ознакомления: узел проводника «повышенной надёжности», узел Гарда, узел УИАА, узел «на ложку». Способы бухтования верёвок.
Практические занятия. Узлы для связывания концов верёвки. Узлы для присоединения верёвки к опоре. Схватывающие узлы
Конкурс: «Кто быстрее завяжет узел».
9. Новогодняя феерия.
Новогоднее мероприятие: «И блёстки сыплются на снег». Конкурсы и поздравления. Чаепитие. Дискотека.
10.Туристское многоборье.
Руководство для судей и участников соревнований (А. Теплоухов). Снаряжение. Верёвки. Рабочие верёвки, применяемые для организации страховки, перил и сопровождения. Блокировка повреждённого участка верёвки.
Карабины. Организация перил и транспортных верёвок на спуске (подъёме) участников, организация пункта страховки; замыкание личной страховочной системы, подключение страховочной верёвки к участнику. Организация натяжения верёвок с помощью блоков и полиспастов; подключение носилок с «пострадавшим» к перилам навесной переправы и транспортным верёвкам на подъёме (спуске); соединение рабочих верёвок; организация самостраховки; организация промежуточных точек страховки; подключение сопровождающих верёвок к участнику и опоре; подключение беседок (личной страховочной системы) к перилам.
Блоки и полиспасты. Блок (сплав, ось блока, суммарное количество шкивов). Полиспасты - нагружаемы элементы. Страховочные системы. Ширина ремне (лент) грудной обвязки и беседки. Обеспечение свободного висения. Расположение системы. Нагрузка обвязки. Эксплуатация при низких температурах, швы, металлические части. Применение страховочных систем.
Выполнение самостраховки из основной верёвки. Зажимы – вспомогательное средство для организации движения по перилам.
Рукавицы. Применение при выполнении технических приёмов: спуск по перилам, выполнение страховки; торможение носилок, движущихся по навесной переправе; движение по навесной переправе, работа с сопровождающей верёвкой при прохождении участником навесной переправы; работа с транспортной верёвкой при спуске участников или груза по склону; работа с верёвкой при укладке бревна через преграду.
Каски. Участник обязан находиться в каске при прохождении следующих технических этапов: навесная переправа, переправа вброд, переправа по бревну, переправа по верёвке с перилами; подъём, траверс, спуск, в том числе и спортивный; переправа маятником; преодоление и работа на лавиноопасном склоне.
11. Отдельные технические приёмы.
Переправа первого участника вброд. Переправа первого участника. Страхующая и сопровождающая верёвки. Переправа участника с шестом. Переправа методом «Кораблик».
Переправа первого участника по тонкому льду. Расположение сопровождающей и страхующей верёвок. Свободные концы верёвок.
Переправа первого участника через реку по бревну. Переправа с обеспечением страховки основной верёвки. Сопровождающая верёвка – как дополнительная точка опоры. Судейская страховка. Передвижение первого участника разными способами.
Переправа первого участника через сухой овраг (каньон) по дну и по бревну. Организация страховки через опорную точку. Судейская страховка. Передвижение первого участника разными способами.
Траверс склона участником, идущим на командной страховке (траверс первым участником). Организация страховки через опорную точку. Судейская страховка.
Преодоление подъёма первым участником с командной страховкой. Движение участника с нижней командной страховкой свободным лазанием и верхней судейской верёвкой. Закрепление свободного конца страховочной верёвки на опоре.
Организация перил. Роль перил. Крепление перил к опорам. Применение одинарного полиспаста. Прикрепление полиспаста к рабочей (натягиваемой) верёвке. Снятие средств подключения полиспаста участником, подвешенным к натянутым перилам навесной переправы. Организация перил на спуске по склонам. Организация перил при подъёме участников по склону. Снятие перил с целевой стороны этапа.
Укладка бревна. Укладка бревна силами команды с исходного берега в створ. Контролирование усами-оттяжками из основной верёвки, закреплёнными за верхний конец бревна.
Движение по перилам; вброд, по бревну через реку, овраг и по тонкому льду. Подключение участника при движении к перилам с карабином самостраховки. Сопровождающая верёвка. Закрепление свободного конца сопровождающей верёвки к опоре.
Движение по навесной переправе. Переправа на карабине. Порядок пристёгивания к перилам: встать на самостраховку на перила; подключить сопровождающую верёвку к участнику; подключиться к перилам. Порядок отстёгивания от перил.
Траверс по перилам. Организация самостраховки по перилам с использованием короткой самостраховки (короткого уса). Контроль центра тяжести. Дополнительная точка опоры.
Спуск (подъём) по склону с самостраховкой по перилам. Использование схватывающего узла. Длина петли для вязки схватывающего узла. Перемещение схватывающего узла.
Подъём по склону с верхней командной страховкой. Организация верхней командной страховки. Выполнение страховки через опорную точку. Движение участника любыми способами. Дополнительная точка опоры для участника идущего с верхней командной страховкой свободным лазанием.
Спуск по перилам (дюльфер). Верхняя командная страховка. Движение участников дюльфером с применением дополнительных фрикционных устройств. Контроль движения перильной верёвки по телу. Спортивный спуск. Преодоление спуска спортивным способом с самостраховкой по перилам.
Переправа маятником через ручей, овраг. Подключение участника самостраховкой к маятниковой верёвке. Использование зажимов для опорной точки на перилах. Транспортировка груза на этапах. Транспортировка рюкзаков со снаряжением и контрольного груза. Транспортировка груза при переправе по бревну.
Транспортировка груза участником, сопровождающим пострадавшего, при переправе маятником, по тонкому льду на подъёмах (спусках).
Движение по верёвке с перилами (параллельные перла). Переправа участников. Подключение участника к верхней верёвке. Сопровождение.
12. Группы этапов и специальные задания. Группа «Жизнеобеспечение человека».
Установка и снятие палатки. Штрафные баллы. Укладка рюкзака. Правильность расположения предметов в рюкзаке. Штрафные баллы. Разжигание костра. Кипячение воды (пережигание нити). Фиксация результата по моменту закипания воды или перегорания нити. Добывание огня без спичек. Методы хранения и переноса огня. ТБ у костра. Штрафные баллы.
Организация навесов, укрытий из подручных средств. Изготовить навес. Организация ночёвки под ним. Костёр. Методы приготовления пищи, хранения продуктов. Практическое приготовление пищи при отсутствии предметов оборудования походной кухни. Ответы по карточкам-заданиям.
Съедобные и ядовитые растения их распознавание, методы приготовления. Практическое или по карточкам определение растений, приготовление блюд из съедобных растений (тесты на знание технологии приготовления). Съедобные и ядовитые грибы, их распознание, методы приготовления (тесты). Практическое или по карточкам определение грибов, приготовление грибов (тесты на знание технологии приготовления).
13. Группа «Преодоление препятствий без помощи специального снаряжения».
Переправа по горизонтальной верёвке.
Натягивание основной верёвки между надёжными опорами. Натягивание судейской страховочной верёвки. Крепление страховочного уса. Крепление вспомогательной верёвки. Возврат страховочного уса на исходный берег и транспортировка сорвавшегося с рабочей верёвки участника. Схема оборудования этапа «Переправа по горизонтальной верёвке». Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (1,3,5).
Переправа по горизонтальному или наклонному бревну.
Преодоление этапа. Угол наклона бревна 300. Схема оборудования этапа «Переправа по наклонному бревну». Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (1,3,5).
Переправа по качающимся перекладинам.
Перекладины подвешены на высоте 2-2,5 м и участники при переправе держатся за них руками. Перекладины подвешены на высоте 0,3-0,5 м и участники переступают по ним ногами. Схемы оборудования этапа «Переправа по качающимся перекладинам». Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (1,3,5).
Преодоление подвесного бревна.
Установка подвесного бревна на высоте 30-50 см. Способ передвижения – ползком. Схема оборудования этапа «Подвесное бревно». Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (1,2,3,5).
Этап «Бабочка».
Натягивание основной верёвки. Крепление верёвки-перила к двум опорам на 1,5-2 м к середине рабочей верёвки. Схема оборудования этапа «Бабочка». Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (1,3,4,5).
Этап «Паутина».
Натягивание верёвок на высоте 0,5-0,7 м. Схема оборудования этапа «Паутина». Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (2,3,5).
Этап «Ромб».
Натягивание перекладины на высоте 1-1,5 м над землёй. Схема оборудования этапа «Ромб». Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (1,2,3,5).
Преодоление заболоченного участка по кочкам.
Длина этапа. Установка кочек. Поворот при движении. Схема оборудования этапа «Преодоление заболоченного участка по кочкам». Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (1,2,3,6).
Преодоление заболоченного участка с помощью жердей.
Длина этапа. Расстояние между опорами и их крепление. Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (1,2,6).
Движение по узкому лазу.
Имитация движения в завале. Зигзагообразный коридор. Штрафные баллы.
Переправа с использованием подручных средств.
Самостоятельный выбор и изготовление плавсредств для переправы. Штрафные баллы.
Переправа вброд.
Группа переправляется в месте, указанном судьями. Самостоятельный выбор места переправы. Штрафные баллы.
14. Группа «Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера».
Приёмы самообороны.
Демонстрация самообороны или приёмы по заданию судьи учитывая сложившуюся ситуацию. Приёмы обращения с газовым пистолетом и баллончиком.
Правильность применения газового пистолета или баллончика.
Действия при захвате группы или участника террористами.
Поведение группы (участника) при захвате террористами и внешнее описание нападавших, особые приметы, имена, клички - судьям.
15. Организация и подготовка путешествий.
Определение целей похода, выбор района, времени и маршрута в зависимости от подготовки и туристского опыта группы. Сбор сведений о районе. Разработка маршрута, графика движения, материального обеспечения и сметы. Особенности разработки аварийных вариантов.
Психологические аспекты подбора группы. Распределение обязанностей. Требования к учебно-тренировочному походу: повышенная надёжность организации мероприятия (чёткость, слаженность, образцовость); повышение требования к организации безопасности.
Обеспечение снаряжением, медаптечкой и продуктами питания. Особенности подготовки, объём предпоходных тренировок, требования по обеспечению безопасности, специальный набор продуктов, снаряжения и медикаментов, использование забросок, планирование цикла акклиматизации, обязательность схоженности и психологической совместимости участников, дублирование руководства и обеспечение надёжной связи, необходимость медицинского контроля участников похода.
Оформление путевых документов, утверждение маршрута о выходе и завершении похода.
Контрольный сбор. Памятка по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности с росписью в журнале. Закупка продуктов питания. Укладка личного и группового снаряжения. Проверка групповой готовности к выходу на маршрут. Проверка укладки и упаковки снаряжения и продуктов питания.
16. Походы.
Участие в туристских учебно-тренировочных, оздоровительных, эколого-патриотических походах; учебно-комплексных экскурсиях; походах выходного дня, экскурсиях; туристских слётах, соревнованиях; районных и краевых конкурсах, фестивалях и олимпиадах.
17. Ремонт снаряжения.
Обсуждение итогов похода в группе.Ремонт снаряжения. Чистка и уход за снаряжением: специальные щёточки и современные высокотехнологичные пропитки. Сушка обуви: чистка, уход и хранение. Спальные мешки: чистка и уход. Ремонт, чистка и пропитка рюкзаков. Чехлы от дождя и фурнитура. Ремонт, чистка и пропитка палаток. Уход и их хранение. Хранение и уход за специальным снаряжением.
Сдача инвентаря.Назначение и роль отчёта о походе. Отчёт о походе (письменный и устный, полный и краткий, фотостенды, стенгазеты, видеофильмы, презентации, творческий отчёт, статьи в СМИ и т.д.).
Оформление значков и спортивных разрядов участникам.
18. Итоговое занятие.
Открытый урок. Спортивно–туристская эстафета. Переправы: по горизонтальной верёвке, наклонному бревну, по качающимся перекладинам. Преодоление подвесного бревна. Этапы: «бабочка», «паутина», «ромб». Преодоление заболоченного участка по кочкам.
Воспитательно-познавательные беседы.
Я люблю тебя жизнь…
Предупреждение случаев вандализма, краж и других правонарушений: что необходимо взять с собой при выходе из дома; какие украшения надеть девушкам-подросткам; что делать в случае нападения; как передвигаться навстречу транспорту; опасность подземных уличных переходов; использование карт; передвижение по улицам ночного города; места массового скопления людей; весёлые компании; встречи на улицах с собаками; преодоление различных естественных препятствий; кражи; что делать, если кто-то преследует и пристаёт; проникновение в частную собственность.
Спасибо, не курю! История табака, причины по которым мы курим. Правила, придерживаясь которых курильщик может отвыкнуть от курения. Советы как бросить курить.
Алкоголизм: причины алкоголизма, социальная микросреда, индивидуально-биологические особенности личности, нравственная незрелость личности. Эпизодическое употребление алкоголя: начальное звено в приобщении человека к спиртным напиткам. Злоупотребление алкоголем. Три стадии алкоголизма. Профилактика алкоголизма: ограничение доступности алкоголя, уменьшение спроса на него.
Крик души… Курение гашиша, особенность курильщиков «травки», приём кокаина. Если твой друг замыкается в себе. Общая стратегия поведения, четыре её основных элемента. Игра «Синанона».
Беседа с родителями о том, что нужно сделать уже сейчас! Ответы на вопросы: что такое наркотики? что такое наркомания? Какова средняя продолжительность жизни наркомана? какие причины чаще всего приводят наркоманов к смерти? Можно ли по внешнему виду отличить наркоманов от обычных людей? На какой стадии наркомания излечима? Когда ещё не поздно лечить наркоманию? Как ограничить распространение наркомании? Какие проблемы с законом чаще всего возникают у наркоманов?
Причины подростковой наркомании. Зависимость. Различие между психической и физической зависимостью.
Новый вид терроризма… Будьте внимательны и осторожны в общественных местах.
Правила пожарной безопасности при проведении новогодних мероприятий: помещение, количество мест в помещении, дежурные, первичные средства пожаротушения, установка ёлки и её украшения; окна, решётки и подходы к ним; коридоры, проходы и выходы; световые эффекты; маскарадные костюмы.
Уважаемые родители, научите детей ПДД ! Правил поведения на дороге для родителей. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Знай и обязательно соблюдай следующие правила дорожного движения.
Учите ребёнка смотреть, наблюдать и ориентироваться на улице ! Рекомендации и советы.
Профилактика правонарушений на объектах железнодорожного транспорта. Ответы на вопросы: какие два вагона представляют наибольшую угрозу для пассажиров при столкновении поездов? какие самые безопасные места в вагоне? можно ли высовывать голову в окно? какие аварийные выходы вы знаете? чем страшен пожар в поезде? можно ли гулять по железнодорожному пути? как нужно вести себя на перроне?
Охрана окружающей среды. Загрязнение атмосферного воздуха транспортным средством. Промышленные предприятия и энергетические объекты. Охрана атмосферного воздуха в населённых пунктах. Охрана источников питьевой воды. Действие шума на человека.
Чтобы не заблудиться в лесу. Несколько простых советов.
Реферативное описание тем
2-го года обучения.
1. Организационное занятие.

2. История туризма и путешествий.
3. Специальная физическая подготовка туриста.
4. Общие сведения о снаряжении.
5. Бивуаки и костры.
6. Техника и тактика движения в походе.
7. Узлы.
8. Новогоднее мероприятие.[/b]
9. Туристское многоборье.
10. Транспортировка пострадавшего.
Требования к носилкам. Полотно носилок. Рама носилок. Носилки с настилом. Шесты носилок. Застёжки, пуговицы, молнии. Крепление пострадавшего к носилкам.
Транспортировка пострадавшего на носилках по пересечённой местности. Конструкция носилок. Транспортировка двумя и более участниками. Положение пострадавшего при движении на спуске, по горизонтальной поверхности и на подъёме. Переправа вброд. Транспортировка пострадавшего по навесной переправе. Транспортировка на носилках. Петли подвесок. Подключение носилок к перилам. Двусторонне сопровождение основной верёвкой при транспортировке носилок с пострадавшим по перилам. Порядок подключения носилок к перилам.
Транспортировка пострадавшего на сопровождающем на этапах «подъём» и «спуск» по склону. Приспособления для переноса пострадавшего. Двойная транспортировочная верёвка. Наличие верхней командной страховки.
Транспортировка пострадавшего на несущем по бревну с перилами. Перенос пострадавшего на сопровождающем. Блокировка пострадавшего с несущим при переправе по бревну. Сопровождающие верёвки. Свободные концы сопровождающих верёвок.
Транспортировка пострадавшего на носилках на этапах «подъём», «спуск» по склону с сопровождающим. Конструкция носилок. Блокировка пострадавшего и сопровождающего. Положение носилок при транспортировке. Подключение верхней командной верёвки к сопровождающему.
Организация системы спуска пострадавшего с сопровождающим. Сдвоенная транспортная верёвка. Тормозное устройство. Выдача транспортной верёвки. Свободные концы транспортной и страхующей верёвок.
Организация системы подъёма пострадавшего с сопровождающим. Использование системы полиспаста. Организация полиспаста. Использование зажимов. Схватывающий узел. Страховка одинарной верёвкой.
Транспортировка пострадавшего на волокушах. Транспортировка пострадавшего в спальном мешке и каске. Транспортировка по горизонтальной поверхности и на подъёмах, по пересечённой местности.
Транспортировка пострадавшего на волокушах по тонкому льду. Транспортировка пострадавшего в волокушах подключённых к перилам. Сопровождение верёвками с обоих сторон. Закрепление свободных концов сопровождающих верёвок на опоре. Страховка пострадавшего к перилам длинной самостраховкой.
11. Группа «Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения».
Переправа по верёвке с перилами (параллельные верёвки). Натягивание нижней верёвки с использованием блоков, полиспастов, специальных приспособлений. Натягивание верхней верёвки на высоте 1-1,5 м над нижней. Длина этапа. Самостраховка участника через страховочный ус. Длина уса. Схема оборудования этапа «Переправа по верёвке с перилами».
Укладка бревна и переправа по бревну.
Участники переправляются по бревну, уложенному судьями. Действия участников аналогичны действиям на параллельных верёвках.
Участники сами укладывают бревно через препятствие. С помощью основной верёвки поднятие одного конца бревна и укладка его на другой берег. Закрепление перил на другом берегу с помощью первого участника. Страховка первого участника основной верёвкой двумя другими участниками. Переправка рюкзаков по перилам. Вспомогательная верёвка (челнок). Сдёргивание верёвки. Схема оборудования этапа «Укладка бревна и переправа по нему». Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (1,2,3,5,7,9,10,11).
Движение по высокоподнятому бревну.
Высота над землёй 3-4 м. К концам бревна подведены два наклонных бревна. Страховка через карабин к перилам. На спуске работа в рукавицах. Схема оборудования этапа «Движение по высокоподнятому бревну». Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (1,2,3,5,7,9,10,11).
Переправа на плавсредствах.
Паромная переправа. Первый участник переправляется с использованием командной страховки и закрепляет перила на другом берегу. Штрафные баллы.
Подъём, траверс и спуск с использованием перил.
Длина склона. Крутизна не более 400.Граница начала и конца этапа, граница коридора. Участники преодолевают подъём (спуск), организуя самостраховку в зависимости от крутизны склона спортивным способом или с помощью схватывающего узла. Местоположение схватывающего узла при подъёме и спуске. Перестёжка. Для дистанций 2-3 класса навешивание перил командой. Первый участник, используя альпеншток, поднимается по клону. Организация командной страховки (нижняя при подъёме, верхняя при спуске). Штрафные баллы. Таблица ошибок и нарушений (1,3,4,6,7,8,9,12).
Навесная переправа. Используется на дистанциях 1-2 класса. Натягивание нижней рабочей верёвки. Длина этапа. Рабочая верёвка натягивается под углом 10-200. Точка обязательного торможения в 1-2 м от опоры. Навешивание страховочной основной верёвки. Вспомогательная верёвка (челнок).
12. Отдельные технические приёмы.
13. Группы этапов и специальные задания. Группа «Жизнеобеспечение человека».
Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака.. Разжигание костра. Кипячение воды (пережигание нити). Организация навесов, укрытий из подручных средств. Штрафные баллы. Методы приготовления пищи, хранения продуктов. Съедобные и ядовитые растения их распознавание, методы приготовления. Съедобные и ядовитые грибы, их распознание, методы приготовления (тесты).
14. Группа «Преодоление препятствий без помощи специального снаряжения».
Переправа по горизонтальной верёвке. Переправа по горизонтальному или наклонному бревну. Переправа по качающимся перекладинам. Преодоление подвесного бревна. Этап «Бабочка». Этап «Паутина». Этап «Ромб». Преодоление заболоченного участка по кочкам. Преодоление заболоченного участка с помощью жердей. Движение по узкому лазу. Переправа с использованием подручных средств. Переправа вброд.
15. Группа «Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера».
16. Группа «Поисково-спасательные работы».
Поиск пострадавшего. Пострадавший находится на маршруте. Составить легенду маршрута или зарисовать маршрутную ленту. Подготовить своё сообщение. Передача легенды по рации. Задан определённый район местонахождения «пострадавшего», участники сами выбирают вариант маршрута и способа поиска.
Спасательные работы на воде. Задания. Подплыть на лодке к «утопающему», втащить его в лодку и доставить на берег. Бросить спасательный круг (пояс) в зону «утопающего». Бросить спасательный конец Александрова в зону «утопающего». Обозначение зоны из нетонущего материала. Штрафные баллы.
Изготовление транспортировочных средств. Изготовить транспортировочное средство, учитывая характер травмы «пострадавшего». Оценка пригодности конструкции.
Транспортировка «пострадавшего». Дистанция 3 класса. Надёжность транспортировочного средства. Преодоление водной преграды. Штрафные баллы.
Подача сигналов бедствия. Выбор места. Разжечь сигнальный костёр, подать сигнал зеркальцем, выложить условный знак международного кода. Штрафные баллы.
17. Организация и подготовка путешествий.
18. Походы.
19. Ремонт снаряжения.
20. Итоговое занятие.
Воспитательно-познавательные беседы.
Реферативное описание тем 3-го года обучения.
1. Организационное занятие.

2. Туристское многоборье.
3. Транспортировка пострадавшего.
4. Группа «Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения».
Переправа по верёвке с перилами (параллельные верёвки). Укладка бревна и переправа по бревну. Движение по высокоподнятому бревну. Переправа на плавсредствах. Подъём, траверс и спуск с использованием перил. Навесная переправа.
5. Отдельные технические приёмы.
6. Группы этапов и специальные задания. Группа «Местоположение человека» (ориентирование на местности).
Топографическая подготовка и ориентирование на маршруте. Топография. Топографическая карта. Масштаб. Определение масштаба карты. Измерение кривых и ломаных линий. Курвиметр. Содержание топографической карты. Упражнения и задачи для определения масштаба. Способы изображения рельефа на картах. Способ отмывки. Гипсометрический способ. Подготовка карты к работе и разграфка листов. Копирование карт. Хранение и сбережение карт. Ориентирование на маршруте. Смысл и содержание туристского ориентирования: техника ориентирования на местности, азимут, умение сомневаться. Средства и условия для ориентирования. Способы ориентирования. Топографическая карта местности. Небесные светила. Специальные действия: привязка и разведка. Прокладка маршрута и составление плана движения. Ключевые точки. План-график похода. Особые проблемы в проложении маршрута. Рекомендации при расчёте графика движения. Изображение схемы маршрута. Штрафные баллы. Съёмка местности. Глазомерная съёмка местности. Маршрутная глазомерная съёмка, способ перпендикуляров. Площадная съёмка, полярный способ съёмки.
Определение сторон света без компаса. Штрафные баллы. Действия в случае потери ориентировки. Определение сторон горизонта при помощи Солнца и часов, по Полярной звезде, по Луне, по слышимости различных звуков, определение местоположения объекта по свету.
Ориентирование. Ориентирование по горизонту. Измерение азимутов. Движение по азимуту. Определение величины и направления магнитного склонения: по восходу и закату солнца, по карте. Обход препятствий. Упражнения и задачи для закрепления темы. Определение сторон горизонта по местным предметам и различным признакам: по лесоустроительным столбам, по расположению церковного алтаря и крестам на куполах. Наименее точное определение сторон горизонта по местным предметам. Ориентирование по звуку. Слышимость звуков на ровной местности.
Компас Адрианова. Жидкостный компас модель НС «Универсал». Пять правил обращения с компасом. Проверка исправности компаса. Ориентирование по карте. Ориентирование карты по компасу, по двум ориентирам, по сторонам горизонта, по линиям и направлениям местности.
Условные топографические знаки. Четыре вида условных топографических знаков. Шесть групп УТЗ. Конкурсы. Определение точки стояния методом засечек. Штрафные баллы. Топографическая привязка приёмами глазомерной съёмки. Полярный способ. Способ Болотова. Способ засечки по измеренным расстояниям. Способ топографической привязки по створу с промером. Способ топографической привязки по перпендикуляру к створу или к линейному объекту.
Топографическая привязка с помощью приборов. Полярный способ. Способ топографической привязки ходом в две стороны. Способ засечки по обратным дирекционным углам. Способ засечки по измеренным расстояниям. Работа с компасом.
Движение по азимуту. Штрафные баллы. Движение в заданном направлении. Движение по обозначенному маршруту и движение по маркированной трассе. Штрафные баллы. Движение по легенде.
7. Новогодняя феерия.
8. СФП туриста.
9. Группа «Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера».
Определение местоположения радиоактивного источника.Прибор радиационной разведки серии ДП-5. Размещение источника излучения. Действия команды: подготовка прибора, поиск источника излучения, отметка флажком. Штрафные баллы. Преодоление зоны заражения.
Комплект костюмов химической защиты. Проверка герметичности и исправности работы противогазов в задымлённой палатке. Эвакуация пострадавшего. Штрафные баллы. Решение пожаротактической задачи.
Работа с огнетушителями. Тушение очага возгорания с помощью подручных средств. Попадание струей воды из брантсбойта в мишень. Преодоление забора, подъём или спуск по стене. Штрафные баллы.
Действия в районе аварии с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ. Команда попала в район аварии – утечка аммиака. Табличка с указанием направления ветра. Выполнение задания с использованием противогаза или подручных средств. Штрафные баллы. Передвижение группы с соблюдением правил дорожного движения. Тестирование участников с помощью карточек в объёме правил дорожного движения для пешехода и велосипедиста. Движение вдоль дорог и их переход.
10. Занимательная походная математика.
Простейшие приёмы измерения и оценки расстояний: шагами (скоростью перехода), по видимым размерам предмета (путём геометрических построений). Определение расстояния до недоступного предмета: ширина реки, высота дерева, глубина озера, диаметр пруда, высота горы. Измерение расстояний на местности: шагами, глазомерным способом; по времени движения. Приёмы составления схемы и понятие о глазомерной съёмке: схема, клиновый масштаб, кроки.
11. Группы этапов и специальные задания. Группа «Жизнеобеспечение человека».
12. Группа «Преодоление препятствий без помощи специального снаряжения».
Переправа по горизонтальной верёвке. Переправа по горизонтальному или наклонному бревну. Переправа по качающимся перекладинам. Преодоление подвесного бревна. Этап «Бабочка». Этап «Паутина». Этап «Ромб». Преодоление заболоченного участка по кочкам. Преодоление заболоченного участка с помощью жердей. Движение по узкому лазу. Переправа с использованием подручных средств. Переправа вброд.
13. Группа «Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера».
14. Группа «Поисково-спасательные работы».
15. Организация и подготовка путешествий.
16. Походы.
17. Ремонт снаряжения.
18. Итоговое занятие.
Воспитательно-познавательные беседы.
Реферативное описание тем
4-го года обучения.
1. Организационное занятие.

2. Туристское многоборье.
3.Транспортировка пострадавшего.
4. Группа «Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения».
5. Отдельные технические приёмы.
6. Группа «Организация первой доврачебной помощи».
Первая доврачебная помощь в походе. Личная гигиена туриста. Подготовка к походу. Самомассаж. Самоконтроль туриста. Потёртости и мозоли. Горная болезнь. Желудочно-кишечные заболевания. Заболевания и повреждения глаз.
Кровотечения. Кровотечение из раны. Остановка артериального кровотечения. Наложение жгута. Кровотечение из носа. Кровотечение из уха. Порезы и другие ранения. Наложение жгута. Его установка. Указательная записка. Ушибы. Растяжение связок. Вывихи.
Переломы. Закрытый и открытый переломы. Укусы ядовитых змей. Укусы насекомых. Конкурс: «Лучший санитар группы». Обмороки.
Ожоги. Обморожения. Солнечный и тепловой удары. Отравлении дымом, газом. При поражении электричеством. Поражение молнией. Диагностика заболеваний. Использование лекарственных средств. Использование природных лекарственных средств. Иммобилизация.
Первая помощь тонувшему. Искусственное дыхание: способом Шефера, Каллистова, Сильвестра, Лаборда и непрямой массаж сердца. Конкурс: «Ускоренная медпомощь».
Транспортировка пострадавших. Способы переноски пострадавшего: на руках, на рюкзаке, при помощи носилочных лент, в рюкзаке, на бухте верёвки, на носилках из шестов.
Перевязка подручными средствами. Фиксация конечности шинами. Неосторожное обращение с конечностью при наложении шин. Штрафные баллы. Элементы техники и тактики спасательных работ подручными средствами. На берегу, команда оказывает медицинскую помощь «пострадавшему» на воде при условии, что его уже вытащили на берег. Штрафные баллы. Конкурс: «Оперативность и смекалка».
7. Группы этапов и специальные задания. Группа «Местоположение человека» (ориентирование на местности).
Топографическая подготовка и ориентирование на маршруте. Определение сторон света без компаса. Штрафные баллы. Ориентирование. Компас Адрианова. Условные топографические знаки. Определение точки стояния методом засечек. Топографическая привязка с помощью приборов. Движение по азимуту. Движение по легенде.
8. Новогодняя феерия.
9. СФП туриста.
10. Чтобы не было беды…(техника безопасности).
Обеспечение безопасности в путешествии: недисциплинированность и слабая подготовка туристов. Опасности, связанные с неподготовленностью туристов. Недооценка трудностей и природных опасностей Неудачный подбор состава группы.
Опасности, связанные с некачественным снаряжением, продовольствием, неправильным питанием. Слабая физико-психологическая и техническая подготовка участников – как составная часть возможных опасностей: отсутствие авторитета в группе, ослабление внимания на несложных участках горного рельефа, пренебрежение страховкой, остро отточенный топор, пламя костра и кипяток, вёдра и котелки с горячей пищей.
Если ты заблудился: сохраняй спокойствие, припомни и выйди на то место, где в последний раз был с группой, человек описывает круги. Опасности, вызываемые природными факторами (горным рельефом, погодно-климатическими условиями): при переправе, обильные дожди, камнепады, лавина, темнота, туман или зона сплошной облачности, дожди и град, гроза в горах, ветер и солнце.
Опасность переохлаждения организма. Погодно-климатические условия. Долгосрочные и краткосрочные погодные прогнозы. Прогнозы определяемые по местным признакам.
Определяющая роль дисциплины и сознательности: недисциплинированность, игнорирование туристских организаций, приписки и обман при оформлении маршрута; самовольное изменение утверждённого маршрута изменившие сам вид передвижения, нарушение режима, графика, контрольных сроков. Поздние утренние подъёмы и вечерние отбои; преодоление естественных препятствий на маршруте в неподходящее для этого время; лихаческое отношение к маршруту, невыполнение имеющимся руководителем своих прямых функций; путешествие в одиночку; непредусмотренное разделение групп на отдельные части; беспечность и тяжёлые травмы во время отдыха на маршруте.
11. Охрана природы.
Лес – наш зелёный друг. Не рвите цветы. Умело собирайте грибы. О пользе животных. Бережное отношение к растительности и животному миру. Соблюдение тишины и чистоты. Правовая защита природы. Охрана птиц. Растения и животные, занесенные в Красную книгу России и Краснодарского края и подлежащих охране. Редкие и исчезающие виды флоры Кубани. Памятники природы. Значение памятников для туристов. Комплексные памятники природы Краснодарского края. Геолого-геоморфологические ценности. Гидрологические уникумы. Дольмены и мегалиты. Происхождение дольменов Западного Кавказа. Названия и легенды. Памятники природы вашего района.
12. Группа «Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера».
Определение местоположения радиоактивного источника. Преодоление зоны заражения. Решение пожаротактической задачи. Действия в районе аварии с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ. Передвижение группы с соблюдением правил дорожного движения.
13. Занимательная походная математика.
Простейшие приёмы измерения и оценки расстояний: шагами (скоростью перехода), по видимым размерам предмета (путём геометрических построений).
Определение расстояния до недоступного предмета: ширина реки, высота дерева, глубина озера, диаметр пруда, высота горы.
Измерение расстояний на местности: шагами, глазомерным способом; по времени движения.
Приёмы составления схемы и понятие о глазомерной съёмке: схема, клиновый масштаб, кроки.
14.Группы этапов и специальные задания. Группа «Жизнеобеспечение человека».
15.Группа «Преодоление препятствий без помощи специального снаряжения».
Переправа по горизонтальной верёвке. Переправа по горизонтальному или наклонному бревну. Переправа по качающимся перекладинам. Преодоление подвесного бревна. Этап «Бабочка». Этап «Паутина». Этап «Ромб». Преодоление заболоченного участка по кочкам. Преодоление заболоченного участка с помощью жердей. Движение по узкому лазу. Переправа с использованием подручных средств. Переправа вброд.
16. Группа «Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера».
Приёмы самообороны. Приёмы обращения с газовым пистолетом и баллончиком. Действия при захвате группы или участника террористами.
17. Группа «Поисково-спасательные работы».
18. Организация и подготовка путешествий.
19. Походы.
20. Ремонт снаряжения.
21. Итоговое занятие.
Воспитательно-познавательные беседы.
Вместо заключения.
Хотите быть в десятке сильнейших команд ?

Соблюдая эти несложные требования, Вам всегда гарантировано место в десятке сильнейших команд. Необходимо уделить время следующим вопросам.
Провести несколько тренировок в тёмное время суток: переходы, установка и снятие бивуаков, прохождение несложных технических препятствий, отработка системы связи между участниками.
Уделить должное внимание снаряжению команды: вес, цвет, скорость высыхания мокрого снаряжения, возможность использовать отдельные предметы для решения разных проблем, упаковка рюкзака, свет для работы ночью, запасной комплект одежды, защита от осадков, инвентарь для приготовления пищи.
Проблемы питания: вес, скорость, упаковка, распределение по участникам, термоса, сухой паёк.
Психологическая подготовка команды.
Физическая и техническая подготовка участников.
Чётко распределить обязанности в команде. В команде должны быть ответственные за следующую работу: питание команды; упаковку (всего, что надо упаковать); повар; бивачное снаряжение; специальное снаряжение; разведение огня; отсчёт времени (говорящий думающий будильник); информацию о действиях на этапах; информацию о штрафах на этапах; помощник руководителя команды; измеритель расстояний; определитель азимутов; идущий первым на технических этапах; идущий последний на технических этапах; секретарь; медпомощь; техническую аптечку; радиосвязь.
И много других разных ответственных, главное чтобы все они должны иметь свои дубли и руководитель команды должен ими легко управлять.
Ещё одно немаловажное условие: руководитель команды во время соревнований не должен быть голодным и сонным. Для этого необходимо часть сил команды потратить на постоянное поддержание работоспособного состояния руководителя, иначе как он сможет выполнять свою главную функцию: руководить вверенной командой.
Удачи и победы Вам коллеги!


Скачать Программа "Школа безопасности". Туризм

Рекомендуем посмотреть:

Программа туристско-краеведческой направленности для школьников 12-17 лет Приложение к авторской программе. Реферативное описание тем 1 и 2 года обучения Приложение к авторской программе. Реферативное описание тем 3 и 4 года обучения Приложение к авторской программе. Реферативное описание тем 5 и 6 года обучения
Участник №64 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 декабря 2015 года по 30 марта 2016 года
Приложение к авторской программе. Реферативное описание тем 5 и 6 года обучения
Опубликовано: 280 дней назад (28 февраля 2016)
Просмотров: 954
+3
Голосов: 3
Комментарии (4)
Алены Григорьевны Астаховой # 28 февраля 2016 в 01:06 +1
Почти ежедневно пресса, радио и телевидение сообщает нам о терпящих бедствие самолетах и кораблях. Аварии, катастрофы и стихийные бедствия уносят десятки тысяч жизней. Теряются на маршрутах туристы, погибают в пустынях и таежных дебрях заблудившиеся путешественники. Жизнь полна неожиданностей. Особенно, если эта жизнь проходит вдали от городской суеты. Что должен делать человек, волей судьбы оказавшийся один на один с суровой природой, вдали от населенных пунктов, в открытом море, горах или пустыне? Что нужно предпринять для сохранения жизни? Как подавать сигналы бедствия, добывать воду и пищу, когда кончились припасы, как разводить костер в непогоду, сооружать укрытия из подручных материалов для защиты от дождя, холода или палящего солнца? Какие есть средства спасения и как ими пользоваться, что делать при эвакуации на борт спасательного вертолета? И вообще — как выжить?
Эта программа адресована для тех, кто хочет обучить детей и подростков достойно выходить из чрезвычайных ситуаций в своих дальних (и не очень) путешествиях. Для эффективного обучения детей безопасной жизнедеятельности необходимо успешное усвоение знаний, выработка умений и навыков, а также желание, заинтересованность в обеспечении собственной безопасности и безопасности окружающих.
Программа предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей школьников, социальных педагогов, педагогов профессиональных училищ. Педагогов работающих как по совместительству так и на основной ставке. Количество часов по учебно-тематическому плану можно корректировать в зависимости от педагогической нагрузки (увеличивать, более подробно изучать темы или уменьшать).
Возраст обучающихся от 12 до 17 лет (6-11 классы).
Ульяна Алексеевна # 28 февраля 2016 в 15:51 +1
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы, поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@kladraz.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и прочитать.

Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта
Валентина Валерьевна Саясова # 6 марта 2016 в 14:30 +1
Алёна Григорьевна, здравствуйте! Даже и не знала, что есть такая программа! Если вы действительно работаете по ней- это супер! Интересно и полезно, а главное- дети получают сразу всё: знание, здоровье, заряд бодрости, дружбу и много чего ещё можно перечислить. Спасибо огромное!
Альбина Анатольевна Печникова # 16 апреля 2016 в 07:50 0
Алёна Григорьевна, здравствуйте! Ваша программа заслуживает внимания, поздно увидела, но заинтересовалась! Беру себе в закладки и обязательно ей воспользуюсь! Спасибо вам большое за материал!