Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Воспитательное мероприятие ко Дню Победы в ВОВ для 5 класса. Сценарий

Сценарий воспитательного мероприятия гражданско-патриотической направленности (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне) для учащихся 5-х классов «Страницы памяти»
Автор работы: Печникова Альбина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ Зайковская средняя общеобразовательная школа №1 имени Дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова
Пояснительная записка
Цели и задачи: воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны не только прославленными командирами, но и простыми солдатами, нашими земляками; пробуждать у детей интерес к своим историческим корням; формировать активную гражданскую позицию.
Форма: коллективное творческое дело. Итог-выпуск поэтического альманаха «Мои мысли о войне»

Подготовительная работа с детьми
За 3 недели до мероприятия в классе объявляется акция «Военные следопыты». В ходе этой акции дети проводят поисковую работу в своих семьях. Вместе с родителями просматривают свои семейные архивы, узнают, кто из их родственников воевал, в каких войсках, в каких операциях участвовал, какие награды имеет. Дети стараются разузнать у родителей, за что были вручены награды. По материалам поиска дети готовят рассказы «Военный орден в моей семье», материал для акции «Бессмертный полк» о своих прадедушках, газету «Дети войны», историю жизни блокадницы Тани Савичевой. Эти рассказы и стихи собственного сочинения прозвучат в ходе классного часа.
Оформление класса
а) Эпиграф. Слова Ю. Друниной
«Я только раз видала рукопашный, раз наяву и тысячи во сне, кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»
б) Свечи памяти (зажигаем во время минуты молчания)
в) Портреты Г.А. Речкалова, Н.И. Кузнецова И.Х., Александра Покрышкина и Ивана Кожедуба
г) Газета «Дети войны» д) Рисунки учащихся е) Фотографии дедушек и бабушек для акции «Бессмертный полк» ж) Книга «Дымное небо войны» Г.А. Речкалова и свой альманах «Мои мысли о войне» (вручение этого сборника-в конце встречи)
Музыкальное оформление

а) Запись песни «О героях былых времён», «В землянке»; б) музыкальный фрагмент для минуты молчания (Бетховен «Лунная соната»); б) песня из к/ф «Офицеры» под гитару (хоровое пение)
План внеклассного мероприятия

1. Вступительное слово.
2. Информационный блок «Награды Великой Отечественной», рассказ по книге Дурова В.А. «Русские и советские ордена и медали»
3. Страницы памяти «Орден в моей семье», акция «Бессмертный полк», «История жизни блокадницы Тани Савичевой», «Наш земляк-Григорий Речкалов», (рассказы детей).
4. Минута молчания.
5. Подведение итогов (рефлексия).
Вручение всем ребятам, победителям литературного конкурса «Серебряное пёрышко», поэтического альманаха с их сочинениями и стихами «Мои мысли о войне», подготовленного к печати совместно с типографией г. Ирбита к 70-летию Победы. (В сборник вошли 44 стихотворения и сочинение - лирическое отступление о войне 15-ти юных поэтов)

Ход внеклассного мероприятия
I. Вступительное слово
Дорогие ребята, все вы знаете, что 9 мая наш народ празднует День Победы. Это праздник - со слезами на глазах, потому что нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулось горе войны.
У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки, молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическую жизнь. Молодое поколение должно сохранить уважение к памяти наших предков, и мы никому не позволим принизить их подвиг.
Во многих семьях, в самых заветных шкатулках, хранятся военные реликвии - ордена и медали, добытые в тяжелых боях. И как больно сейчас видеть эти ордена, политые кровью, в альбомах коллекционеров, на рынках и базарах. И как страшно видеть, с какой легкостью расстаются молодые с военными наградами своих дедов и прадедов, продавая их скупщикам, обменивая на побрякушки. Цена каждой такой награды не имеет денежного выражения. Это цена нашей национальной гордости, чести, достоинства.
Ваши одноклассники подготовили сообщения об орденах и медалях Великой Отечественной войны, а затем мы послушаем рассказы об орденах и медалях, которые хранятся в вашей семье.
Итак, какими же орденами награждались военные и гражданские люди во время Великой Отечественной войны?
II. Информационный блок «Награды Великой Отечественной»

(Анна) 20 мая 1942 года был учрежден орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени. (Показывает иллюстрацию.) Это была первая награда, появившаяся в годы войны. Этим орденом награждали и военных, и гражданских, которые отличились в борьбе с фашистами.
(Алексей) Всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны этим орденом были награждены около 500 000 человек.
(Анна) В 1985 году, к 40-летию Победы, этим орденом были награждены все участники Великой Отечественной войны, дожившие до этого праздника.
(Руслан) В ходе Великой Отечественной войны были учреждены ордена, носившие имена великих русских полководцев: орден Суворова, орден Кутузова, орден Ушакова, орден Нахимова, орден Богдана Хмельницкого.
(Данил) Этими орденами награждались выдающиеся советские полководцы: Г.К. Жуков, А. М. Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев и другие.
(Руслан) Орден Александра Невского. (Показывает иллюстрацию.) Его вручали офицерам Красной армии, которые нанесли большой урон врагу. Всего же этот орден был выдан более 40 000 раз.
(Данил) Первый такой орден получил командир батальона морской пехоты старший лейтенант И.Н. Рубан. Его батальон смог отразить атаку целого фашистского полка, поддержанную танками.
(Кристина) 8 ноября 1943 года был учрежден высший военный орден Советского Союза - орден Победы. (Показывает иллюстрацию.) Шла война, русскую землю еще топтали фашисты, но весь народ глубоко верил в победу.
(Марина) Орденом Победы награждали полководцев за выдающиеся военные операции, которые изменяли фронтовую обстановку в пользу Советских Вооруженных Сил.
(Кристина) Рубиновую звезду ордена Победы, усыпанную бриллиантами, в годы войны получили 11 самых выдающихся советских полководцев.
(Марина) Имена всех кавалеров ордена Победы занесены на мемориальную доску в Большом Кремлевском дворце.
(Артём) А самой почетной солдатской наградой был орден Славы трех степеней. Он появился в тот же день, что и орден Победы. (Показывает иллюстрацию.)
(Слава) Этим орденом награждались бойцы за личный подвиг в боевой обстановке.
(Артём) Орден Славы напоминает старинный русский солдатский орден - Георгиевский крест. Об этом сходстве напоминает знаменитая черно-оранжевая ленточка, которая получила название Георгиевской. (Показывает иллюстрацию.)
(Слава) Получить эту награду было очень трудно - ее получал тот, кто первым ворвался с боем в расположение противника, кто в минуту опасности спас знамя части, тот, кто, рискуя жизнью, спас в бою командира.
(Кристина) Полными кавалерами ордена Славы (для этого надо было получить все три степени ордена) стали в годы Великой Отечественной войны около 2500 воинов.
(Маша) Самая почетная солдатская военная медаль - это медаль «За отвагу». Ее вручали за личное мужество, проявленное в бою. (Показывает иллюстрацию.)
(Валерия) В годы войны были учреждены медали за оборону городов-героев Москвы, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Киева, а также Кавказа и Советского Заполярья. За освобождение европейских городов Белграда, Варшавы, Праги.
(Маша) В День Победы, 9 мая 1945 года, все военные получили медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
(Валерия) А вот если вы увидите на груди ветерана такую медаль (показывает иллюстрацию), знайте, что это Герой Советского Союза. Такую медаль вручали человеку, который совершил настоящий подвиг!
(Маша) В годы Великой Отечественной войны более 11 000 советских людей стали Героями Советского Союза. Среди них - представители более ста национальностей!
III. Страницы памяти. «Военный орден в моей семье»

А теперь мы послушаем ваши рассказы. Какие награды хранятся в вашей семье, какие подвиги связаны с этими наградами, какие имена вспоминают в вашей семье в День Победы?
Представьте себе, что мы сидим с вами в тесной фронтовой землянке. В перерыве между боями. В печурке вьется огонь, на поленьях смола, как слеза. Грустно поет гармошка, и мы слушаем рассказы о далеком фронтовом прошлом...
Звучит песня «В землянке». Дети по очереди встают и рассказывают о результатах своих поисков. (Рассказы детей)

Военный орден в моей семье (Кочетков Кирилл)
Мой прадедушка Кочетков Василий Ефимович участвовал в Великой Отечественной войне. Родился он 12 декабря 1922 года. Его отец был председателем колхоза, а мать работала в поле. Мать умерла в 1935 году, а отца в 1937 году забрали как «врага народа». Василий воспитывался мачехой. После окончания 7 классов он поступил в сельскохозяйственный техникум, который окончил в 1941году. В сентябре того же года его призвали на фронт. Воевал он под Ленинградом, где получил тяжелое ранение в голову, когда выносил с поля боя командира. За этот подвиг он получил Орден Славы III степени.
После лечения в госпитале в мае 1942 года его комиссовали, в возрасте 20 лет он стал инвалидом.
После выписки вернулся на родину, сначала работал агрономом, затем стал председателем колхоза.
Затем окончил педагогический техникум и в возрасте 45 лет стал преподавать в школе историю.
В 50 лет дало о себе знать ранение, и Василий Ефимович ослеп. Лечение не помогло, зрение не удалось восстановить. Война укоротила его жизнь на много лет, Василий Ефимович умер в возрасте 56 лет.

(Овчинникова Камилла)
Моего прадедушку зовут Овчинников Владимир Данилович, он родился 6 января 1925 года в семье крестьянина. В 1943 году, когда ему исполнилось 18 лет, он ушел на фронт. Мой прадедушка закончил школу артиллеристов и получил звание старшего лейтенанта. Участвовал в боевых действиях под Кенигсбергом, затем освобождал Европу от немецко - фашистских захватчиков. Дважды перенес тяжелейшие ранения, находился на грани жизни и смерти, особенно после того, как его скосила очередь немецкого автомата, также он перенес сильнейшую контузию.
Закончил войну Владимир Данилович в городе Берлине в 1945 году.
За храбрость, проявленную в боях, он был неоднократно представлен к правительственным наградам: медаль «За отвагу», медаль «За взятие Варшавы», медаль «за взятие Берлина», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Демобилизовали его в 1950году.
Уже в мирное время за трудовые заслуги прадедушка был награжден орденом «Трудового Красного знамени».
Мой прадедушка при жизни пользовался большим уважением у жителей района. Он ушел из жизни 13 февраля 1978 года после очередного инфаркта, когда ему было 53 года.
(Решетникова Валерия)
В Великой Отечественной войне участвовал мой прадедушка Путинцев Григорий Иванович. Его призвали на военную службу в 1943 году в возрасте 16 лет. Он был старшиной и командиром батареи. Батарея состоит из четырех 76-миллиметровых орудий. Он участвовал в обороне и прорыве блокады города Ленинграда и дошел до Берлина. В одном из боев при взрыве фугасного снаряда Григорий Иванович получил контузию, после этого не мог говорить два года. После реабилитации он работал военруком в школе в городе Кирове, потом механиком МТС. У Григория Ивановича есть военные награды: медаль за Отвагу, ордена ВОВ I и II степеней, другие награды утеряны.

Спасибо, ребята, за интересные рассказы. Мы поняли, что каждая награда доставалась ценой тяжелого ратного труда, и часто - ценой жизни. Наш долг - сберечь память о подвиге людей старшего поколения, передать эту память своим детям и внукам.
Ребята подготовили рассказы и для акции «Бессмертный полк» о своих прадедушках и тружениках тыла (Юровских В.,Мохнашина М., Манькова К) (смотри в приложении)
Сегодня мы хотим ещё вспомнить героев, награждённых Орденом Славы.
(Коновалова Варвара)

Я хочу рассказать о людях, героически сражавшихся за победу родной земли в Советской армии. Речь пойдёт о батальоне, в котором все бойцы за один бой были удостоены ордена Славы. Это 1 батальон 215 Краснознаменного полка 77 гвардейской Черниговской Краснознаменной орденов Ленина и Суворова стрелковой дивизии,
В одном из боев за освобождение Польши этот батальон проявил чудеса храбрости. В стремительной атаке бойцы овладели 3 линиями траншей противника и удерживали их до подхода своих главных сил. Более 30 раненых отказались идти в тыл и продолжали сражаться с врагами, а гвардии старший сержант И.Е. Перов повторил подвиг Александра Матросова, закрыв своим телом амбразуру.
Всех бойцов наградили орденом Славы, командиры рот были награждены орденом Красного Знамени, командиры взводов - орденом Александра Невского. Командир батальона Б.Н. Емельянов (а ему было только 23 года) был удостоен звания Героя Советского Союза.
(Балакина Елена) Я подготовила рассказ по книге Дурова В.А. «Русские и советские ордена и медали»
Трижды герои Советского Союза - летчики Александр Покрышкин и Иван Кожедуб.
Однажды, когда наши войска готовились к решительному бою, 49 вражеских самолетов хотели атаковать наши позиции. Вдруг из-за леса появились 12 советских истребителей. Это был летчик Покрышкин со своими боевыми друзьями. Завязался ожесточенный бой. Когда он закончился, на земле догорали 9 фашистских самолетов, а наши самолеты все вернулись на родной аэродром. 550 боевых вылетов совершил Покрышкин за годы войны. Он провел 137 воздушных боев.
Летчик Иван Кожедуб провел 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, уничтожил 62 вражеских самолета. Свое боевое крещение он получил в дни ожесточенных сражений на Курской дуге, а закончил боевые действия в небе над Берлином. На корпусе его самолета было нарисовано 62 звезды - именно столько вражеских самолетов сбил героический летчик!

(Пономарёва Наталья)
В этом году нашей школе было присвоено имя дважды героя Советского Союза Григория Андреевича Речкалова, нашего земляка, тоже отважного лётчика. Это знаменательное событие отмечала вся Свердловская область. В нашей школе состоялась торжественная линейка-митинг, посвящённая 95-летию знаменитого аса. В гостях у нас побывали представители Министерства, полковник В.И. Романов, который очень горячо выступил перед гостями, учащимися школы, представителями СМИ, у бюста Г.А. Речкалова, были и Герои России, и курсанты Челябинского центра ВВУЦ ВВА. Проникновенно звучали строки стихотворения дочери знаменитого земляка Любови Григорьевны об отце-герое.
Сегодня мы хотим обязательно вспомнить об этом легендарном человеке.
Рассказ о земляке. Фрагменты из сочинения о герое Шориковой Марии
Григорий Андреевич Речкалов родился 9 февраля 1920 году в деревне Зайково Ирбитского района Свердловской области в семье крестьянина. В Советской Армии Григорий Андреевич с 1938 года, а в 1939 году он окончил Пермскую военную авиационную школу. В годы Великой Отечественной войны Г.А. Речкалов участвовал в боях на Южном, Северо-Кавказском, 1, 2 и 4-м Украинских фронтах, был командиром звена, эскадрильи, штурманом, заместителем, а затем и командиром 55 истребительного авиационного полка. Провел 122 воздушных боя, в которых лично сбил 56 самолетов и в групповых боях - 6 самолетов противника. Награжден многими орденами и медалями Советского Союза.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Григорию Андреевичу Речкалову присвоено 24 мая 1943 года. Второй медали "Золотая Звезда" наш земляк был удостоен 1 июля 1944 года.
После Великой Отечественной войны Г.А. Речкалов в 1951 г окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Занимал ряд ответственных должностей в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. С 1957 года генерал-майор авиации. С 1959 года находился в запасе, жил и работал в Москве. Написал книги "Дымное небо войны", "В гостях у молодости" и "В небе Молдавии". Эти книги я читала, они хранятся в нашем музее. Скончался герой 21 декабря 1990 года. Я горжусь тем, что Григорий Андреевич - мой земляк!
Я хочу прочесть своё стихотворение о Г.А. Речкалове.

Стихотворение «Память об отважном»
Знаю я, что Урал – край державы опорный,
Очень много секретов хранит он с войны…
Знаю я, что ковали в тылу нам победу священную
Бабы, малые дети, измученные старики…
Голод был, он косил детвору эшелонами,
Не успев отрыдать за погибших детей,
Наши матери, кровью рыдая, с иконами
Похоронки держали за убитых мужей.

Вся страна вдруг сплотилась в единое целое!
И гордилась она за советских ребят,
Что пошли на войну, скинув платьица белые,
Гимнастёрки примерив, превратившись в солдат…
Летом, только окончив училище лётное,
Наш Речкалов - земляк полетел в небеса,
Карту взял, одеяло походное…
И, конечно, мечту - уничтожить врага!
«В нашем небе не место для вражеских мессеров!
Не видать им захвата Советской земли!
Жизнь отдам я за то, чтоб детишки не видели
это дымное страшное небо войны!»-
Так писал в своей книге прославленный лётчик.
Было страшно ему? А я думаю: «Да!»
Но сильнее, чем страх, была воля и мужество,
И родная земля: жизнь людей на весах!
Как понять ту отвагу, в их сердцах поселившуюся?
Как постигнуть всё то, что сумели они?!
Как смогли оказаться непобеждёнными
В этих дебрях судьбы на дорогах войны?!
Когда вырасту я, расскажу своим детушкам
О судьбине лихой, об отваге людской.
Воспитать попытаюсь я в них милосердие
В память тех, кто ушёл, нас спасая собой!

Рассказ Глушкова Максима
22 июня 1941 года Григорий Речкалов вернулся из города, куда его посылали на врачебную комиссию проверить зрение. Он не мог различать цвета, и комиссия сделала отрицательное заключение. "Не летать мне теперь", - думал Григорий. И тут страшная весть: война. Григорий, не раздумывая, прямо с вокзала, вскочил в кузов первой попавшейся автомашины, поехал на полевой аэродром. Полк уже вел боевые действия против гитлеровцев на юго-западе Украины. Войдя к командиру полка, Григорий доложил о своей печали. Тот, прочитав заключение, сказал: « Садись и летай!»
Вместе с другими летчиками Речкалов в первый день шесть раз, а во второй семь штурмовал на своей "чайке" вражеские войска. Пересев затем на И-16, он сопровождал бомбардировщики и штурмовики, вел воздушные бои. И вот первая радость: в воздушном бою Григорий сбил фашистский самолет Ю-88; 12 "юнкерсов" несли бомбовый груз, чтобы сбросить его на Кишинев. Три советских летчика, в их числе и Речкалов, врезались в их строй и смелыми атаками заставили разгрузиться далеко от цели.
Однажды, когда истребители сопровождали "чайки", штурмовавшие фашистскую колонну, в кабине самолета Речкалова раздался сухой треск, по лицу потекла кровь, правая нога сползла с педали. Еле дотянул он до аэродрома, с трудом посадил машину, но вылезти из кабины сил уже не хватило.
Несколько месяцев Григорий пролежал в госпиталях, перенес три операции. А как только раны затянулись, стал упрашивать врача выписать его в часть. Доктор разрешил Речкалову летать только в тылу на легких самолетах.
Врач был неумолим. Лишь командующий ВВС округа после долгого разговора разрешил послать Речкалова в запасной истребительный полк, в котором шло переучивание летчиков на "лагги" и "яки". Но Григория тянуло туда, где были его товарищи-однополчане, на фронт. Он пишет рапорт с просьбой направить его в действующую армию. Ему отказывают. Пишет второй, третий... И тут стала беспокоить нога: осколок. Уложили Речкалова на операцию. Больше двух недель он провел в госпитале. А когда выписался, пришел к командиру полка проситься в отпуск, на родину.
Его отпустили. Григорий заехал на пару дней в Свердловск, к родным, и еще с костылем в руке отправился туда, где воевал его родной полк.
В поезде ему кто-то дал свежий номер газеты. Из нее он узнал, что полку присвоено наименование гвардейского. Григорий обрадовался, ему не терпелось встретиться с боевыми друзьями и вместе с ними под гвардейским знаменем громить фашистов.
Рассказ Антипчук Руслана
Вновь фронт, боевая жизнь. Григорий Речкалов быстро вошел в нее. Осваивая накопленный летчиками полка опыт, он ищет и применяет новые тактические приемы воздушного боя, смело сражается с врагом. В течение короткого времени совершает более сотни вылетов, штурмовыми действиями уничтожает десятки автомашин, артиллерийских орудий, железнодорожных вагонов и много живой силы противника; в 20 воздушных боях, проведенных за это время, Речкалов сбил шесть вражеских самолетов - четыре лично и два в группе. В конце декабря 1942 года за эти успешные действия Речкалов был награжден орденом Красного Знамени.
На фронт шли новые самолеты. Получил их и 16-й гвардейский истребительный полк. Днем и ночью летчики осваивали новую машину. В апреле 1943 года, в самый разгар воздушного сражения на Кубани, вступили в бой.
Стояли весенние солнечные дни. В кубанском небе с рассвета до поздней ночи носились десятки своих и чужих самолетов. "Не было ни одного вылета, - вспоминает Григорий Речкалов, - чтобы мы не вели бой. Вначале фашисты действовали нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолет, загоревшись, летит к земле. Но мы быстро разгадали тактику фашистских летчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолетов так называемой "этажеркой". Именно в эти дни в нашем полку родился "соколиный удар", разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным". Григорий Речкалов, служивший тогда в эскадрилье Покрышкина, был его верным помощником.
... Восьмерка истребителей летела в сторону линии фронта, сопровождая штурмовики. Вдруг внизу слева появились девять МЕ-109 л десять МЕ-110. Не заметив советских истребителей, они пошли в атаку на штурмовики. Речкалов понял, что нельзя терять ни секунды. Мгновенно прозвучала команда: "В атаку!" Круто пикируя, советские летчики сверху внезапно сваливаются на "мессершмитты". Речкалов видит, как силуэт вражеского самолета все увеличивается в прицеле. Невольно рука стремится нажать гашетку. Но разум подсказывает: "Рано, рано, бить - так наверняка, с небольшой дистанции". Фашистский летчик пытается резко отвернуть, но поздно. Огненная трасса прошивает его машину.
"Как кстати пришелся "соколиный удар"", - думает Речкалов и, используя большую скорость, развитую за счет крутого пикирования, набирает высоту, чтобы снова атаковать вражеские самолеты...
Это была уже вторая воздушная схватка, проведенная над кубанской землей 21 апреля 1943 года восьмеркой Речкалова. Как и первая, она закончилась полной победой: "мессершмитты" не смогли прорваться к советским штурмовикам. Потеряв несколько машин, они убрались восвояси. Две из них были сбиты Григорием Речкаловым.
День за днем прибавлялись пятиконечные алые звездочки на самолете Речкалова. На Кубани их добавилось 19!
Рассказ Долматова Владислава
В жестоких схватках с врагом Григорий Андреевич понял основную заповедь истребителя: "Обнаруживай противника первым. С атакой не спеши - выжди момент. Атакуй наверняка, с близкой дистанции, одной очередью".
Однажды восьмерка истребителей под командованием Речкалова прикрывала наземные войска в районе реки Молочной. Когда время патрулирования почти истекло, Речкалов заметил внизу справа большую группу "юнкерсов" - не меньше 50.
Они были километрах в пятнадцати от линии фронта. Их прикрывали два звена истребителей.
- Атаковать в лоб, - решает Речкалов.
Такое решение строилось на внезапности и на использовании всей мощи огня, ударной группы.
- Клубов, прикрой нас, идем в атаку, - передал он ведущему второй четверки и, перестроив свою группу в "пеленг", ринулся в лоб противнику. С дистанции 200 метров он сбил ведущего фашистов. Почти одновременно загорелся еще один Ю-87. Его зажег летчик Г.Г. Голубев. Не прекращая огня, советские истребители прошли через весь строй бомбардировщиков. Шестерки, в которых было сбито по самолету, сбросив свои бомбы, начали уходить. Весь строй Ю-87 рассыпался.
Сделав боевой разворот, Речкалов со своим ведомым снова очутился выше бомбардировщиков. Но в этот момент в хвост его самолета стала заходить пара "мессеров". Это заметил старший лейтенант В. Жердев и решил связать их боем. Одного он сбил на вираже. Увидев, что Жердев отбивает "мессеров", Речкалов, пикируя, поймал в прицел ведущего пары бомбардировщиков и нажал гашетку. Меткая очередь прошила еще один "юнкере".
Фашисты заметались. Воспользовавшись паникой, Речкалов вогнал очередь в третьего Ю-87, который взорвался в воздухе от собственных бомб.
Советские летчики уничтожили в этом бою пять "юнкерсов" и один "мессершмитт". Речкалову удалось сбить три самолета.
Вскоре Григорий Речкалов появился на аэродроме с орденом Александра Невского на груди. Это была награда Родины за успешные победы в бою с превосходящими силами противника.
... Как-то поздно вечером в полк пришел приказ: вылетами нескольких пар истребителей "свободных охотников" не допустить действий вражеских самолетов-"охотников", транспортных и связных машин, нарушить движение железнодорожных эшелонов, одиночных автомашин и т.д. Утром Речкалов со своим ведомым получил задание на "свободную охоту". Страстно любил он вот так лететь над полем боя или далеко в тылу врага выискивать самостоятельно цели и внезапно уничтожать их...
Шел воздушный бой. Речкалов, зайдя на высоту 5 тысяч - 6 тысяч метров, наблюдал за ним. Вдруг два МЕ-109, очевидно, тоже "охотники", набирая высоту, пошли на нашу территорию. Речкалов пропустил их под собой, а затем спикировал и сзади короткой очередью с дистанции 50 метров зажег один самолет. Второй ушел на свою территорию.
Незадолго до изгнания гитлеровцев из Крыма Речкалов "охотился" над морем за транспортными самолетами, подвозившими для окруженного врага боеприпасы, горючее и продовольствие. В один из хмурых дней он заметил три Ю-52.
"Бензин везут в Крым", - подумал летчик. И он не ошибся. Когда сбитые им и его ведомым два "юнкерса" рухнули в море, по воде побежало огромное пламя.
Рассказ Полыгалова Артёма
Наши войска продвигались все дальше на запад, освобождая родную землю от фашистских захватчиков, громя их в собственном логове. Гитлеровцы бросали в бой новые резервы, и нашим летчикам приходилось в день участвовать в двух, трех, а то и в четырех воздушных боях. В них принимал участие и Григорий Речкалов.
...Полк был в боевой готовности. Неожиданно прилетел командир дивизии гвардии полковник А.И. Покрышкин. На командном пункте он раскрыл карту и объяснил задание.
- В этот район, - показывая на карте, начал он, - двинулись наши танки. Наверное, через несколько минут появятся там "фокке-вульфы", надо не допустить их туда, прикрыть действия танкистов. Ясно? Вылетайте!
"Я дал команду, - рассказывает Речкалов. - Не прошло и пяти минут, как мы были в воздухе. Под нами показались горы, прикрытые снегом. Мы знали, что немецкий аэродром находится где-то в этих горах. И вот на их белом фоне мы увидели силуэты вражеских самолетов. Это были "фокке-вульфы-190", которые использовались не только как истребители, но и как бомбардировщики-штурмовики. Атаковать аэродром нам не удалось: навстречу поднялись фашистские истребители.
Мы завязали бой с четверкой "фокке-вульфов". Березкин и Сухов, ворвавшись в строй немецких самолетов, сразу сбили по одному ФВ-190. Мы уже приготовились свести счеты с оставшимися двумя самолетами, когда сверху на нас свалились еще восемь "фокке-вульфов". Они спешно сбросили бомбы и вступили в бой с нами. Мне удалось сбить одного из них, а другой, которого я атаковал сбоку, начал удирать. Я бросился в погоню...
На шестнадцатой минуте боя нам удалось разогнать "фокке-вульфов". Пять из них были сбиты"... Эти воспоминания я нашёл в книге Речкалова «Дымное небо войны» (показ книги)
Учитель:
Мы все гордимся нашим земляком. Помним! Наследуем! Сегодня очень важно знать живым о той страшной войне, в которой принимали участие не только взрослые, но и наши сверстники.
Рассказ «История жизни и смерти Тани Савичевой» (Власова Настя)

Я хочу начать свой рассказ со своего стихотворения, которое я посвятила Тане Савичевой.
Её назвали просто: «Таня»
Не знал тогда никто, что в год беды
малышка на изорванной бумаге
Напишет всю историю семьи…
«Погибли все: осталась здесь одна я,
Я есть хочу, ну как же выжить мне?!
Кругом детишки, как и я, страдают,
Но будет ли когда конец войне?!»
Спаси, о боже, ленинградцев!
Не дай уйти, погибнуть тут,
Мы разучились весело смеяться,
Когда конец войне? Когда врагам «капут»?
Май 45-го, Победа!!!
Живут другие дети - мир, покой,
но как забыть малышку-Таню? Не знаю…

Эту девочку, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие. Таня (Татьяна Николаевна) Савичева родилась 23 января 1930 года в селе Дворищи, а выросла, как и ее братья и сестры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье — у нее было две сестры и два брата.
Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы остаться в блокадном городе и помогать по мере сил фронту, надеясь на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи, вот последняя: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»
Таню нашли в её доме служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома в поисках выживших. Её вывезли в поселок Шатки вместе со многими сиротами, но спасти девочку уже не удалось. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года, так и не дожив до Победы.
Дневник Тани стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе, а сегодня он выставлен в музее истории Ленинграда. Сама же Таня навсегда осталась в памяти тех, кто выжил в эти страшные годы.
Газета «Дети войны» посвящена не только Тане Савичевой, но и всем детям, которые погибли, так и не став взрослыми. Пусть такое никогда не повторится!
(фото газеты в приложении)
IV. Минута молчания

Ребята, мы послушали рассказы о далеком героическом прошлом, о мужестве и героизме взрослых и детей, которые спасли мир от фашизма. Их подвиг - это наша национальная святыня. И мы никому не должны позволить надругаться над ней. Мы должны беречь память об этом подвиге!
9 мая наш народ празднует День Победы. Будут салюты, фейерверки, будут песни и парады. Но миллионы наших соотечественников жизнью заплатили за эту победу. Предлагаю почтить их память минутой молчания.
Звучит метроном, музыка. Дети встают, отдавая дань памяти погибшим на войне.
V. Подведение итогов (рефлексия)

Как вы считаете, нужно ли нам знать о боевых заслугах наших предков? Нужно ли проводить «раскопки» в своих семейных архивах, чтобы узнать, как воевали наши прадеды? Что дала вам такая поисковая работа?
Ответы детей:
- Обязательно нужно знать историю своей семьи, нужно гордиться своими предками, гордиться, что у нас в посёлке есть такой музей и аллея Славы.
- Нужно знать, за что давались награды, какой ценой было заплачено за эти ордена и медали, чтобы беречь их, как драгоценности, и передавать из поколения в поколение.
- Нужно узнавать об исторических событиях от наших ветеранов, они были участниками этих событий, ведь их осталось только 2-ое.
- Поисковая работа помогает нам прочувствовать боль потерь нашей семьи, страны.
- Нужно знать о том, что пережили наши деды и прадеды, чтобы ценить сегодняшнюю мирную жизнь.
К 70-летию Победы мы в сотрудничестве с типографией г. Ирбита подготовили к выпуску поэтический альманах со стихами о Родине и о войне. В него вошли сочинения и стихи наших ребят. В нём 44 стихотворения и сочинение - лирическое отступление о войне 15-ти юных поэтов кружка «Серебряное пёрышко» Мы - помним! (Обложку книги смотрите в приложении)

Вручение всем ребятам, победителям литературного конкурса «Серебряное пёрышко» поэтического альманаха с их сочинениями и стихами «Мои мысли о войне», подготовленного к печати совместно с типографией г. Ирбита к 70-летию Победы.
С 2015 года наша школа носит имя Дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова. Генерал В.И. Романов был на открытии мемориальной доски в МОУ «Зайковская СОШ №1»
Девочки своими руками сделали будёновки, а затем всем классом спели песню «От героев былых времён» Шорикова Мария и Власова Анастасия стали победителями конкурса сочинений и стихов о Г.А. Речкалове.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихи о войне Шориковой Марии и Власовой Анастасии, учениц 5 «А» класса, призёров Муниципального конкурса «Серебряное пёрышко»

Стихотворение «Я расскажу вам о войне» (Шорикова М.)
Что такое война?
Что такое победа?
Вы спросите у папы,
А лучше у деда.
Вам расскажет о многом,
Но сперва помолчит,
Всех он вспомнит друзей,
Никого не забыв.
Дед вернулся живой,
Хоть осколок в груди
Ноет летней порой,
Ноет в снег и дожди.
Никогда я не видела
Слёз на глазах, может,
прячет в морщинках,
стесняясь сказать?
Выжил дед вопреки,
Всем невзгодам назло!
Потому внуки ценят и любят его!
Пусть всегда у России
Моей будет мир!
Пусть никто из людей
Не узнает войны!

Долгий век фронтовикам!
Что мы знаем о войне-немного,
Только из рассказов бабушек и мам.
Знаем, что четырёхлетняя тревога
Июньским утром ворвалась и к нам
Казалось, чёрный хлеб был слаще сдобы,
Делились люди со слезами пополам
Краюшкой этого бесценного сокровища
С голодными детьми назло врагам!
Горжусь я силой духа русского:
Мужчины воевали, как могли,
А женщины трудились на заводах
Во славу нашей матери-земли!
Уж скоро маем зацветёт
Наш Зайковский посёлок.
Желаю я фронтовикам
Чтоб век их был бы долог!

Стихотворение «Начни с себя»
Труби трубач о сельской доле.
Слагай стихи певец неволи,
Пой песни в поле пахарь в будни,
Открой свой холст художник мудрый
Прославьте, люди, город мира,
Где мэр найдёт, изыщет силы
На новый памятник для вдов,
Мужей спасавших от оков!
У памятника для бойцов
Не надо слов, не надо слов!
Ты поклониться им пришёл
За мир без свастики крестов!

Стихотворение «Память» (Власова А.)
Нас память учит мужеству прадедов,
Вперёд глядящих, трудностям назло…
Они стояли насмерть до Победы,
Хотя не всем солдатам повезло!
Тот, кто остался за чертой последней,
Кто не сумел дойти, не уцелел,
Тот в памяти людской с медалью деда
Останется в граните под плитой.
А память наша – цепкая, живая,
Она пусть не сотрётся, как мелок,
Мы поимённо всех героев знаем,
Они не старые, хоть поседел висок!

Стихотворение « Таня Савичева»
Её назвали просто: «Таня»
Не знал тогда никто, что в год беды
малышка на изорванной бумаге
Напишет всю историю семьи…
«Погибли все: осталась здесь одна я,
Я есть хочу, ну как же выжить мне?!
Кругом детишки, как и я, страдают,
Но будет ли когда конец войне?!»
Спаси, о боже, Ленинградцев!
Не дай уйти, погибнуть тут,
Мы разучились весело смеяться,
Когда конец войне? Когда врагам «капут»?
Май 45-го, Победа!!!
Живут другие дети - мир, покой,
но как забыть малышку-Таню? Не знаю…

Стихотворение « Неизвестная война»
Смотрели фильм о лагере «Освенцим»,
Сжигали там людей в печи,
Какие варвары все эти немцы,
Как будто «нелюди» они!
У каждого ребёнка – метка
На ручке маленькой такой,
Не видели они конфетки,
Не знали ласки никакой!
А ночью – мыши в камере холодной
Младенцев ели, забирая жизнь.
Как жалко мне, что эти дети
Погибли, не успев пожить.

Стихотворение « 70 победных лет!»
Скоро весна закружит нас цветами,
А в мае птицы прилетят,
Я думаю, а птицы знают,
Каким был май победный у ребят?
Наверное, кидали в воздух шапки,
Стреляли ввысь, пугая птиц порой,
Солдаты выпивали свои чарки
За здравие, а иногда-за упокой!
Сейчас остались ветераны,
Которым очень много лет,
Болят у них, как прежде, раны,
Но не сдаются ветераны
За 70 победных лет!

Стихотворение « Живи и помни»
Живи и помни, человек
О том, что жизнь твою
Тебе в подарок преподнёс
Седой солдат в бою!
Он спас и прадедов твоих,
Родителей сберёг,
Чтоб ты, родившись, понимал,
Кто враг тебе, кто друг!
Жестоких немцев победив,
Пришёл с войны герой,
Живи и помни, человек,
Кто дезертир, кто - свой!

Рекомендуем посмотреть:

Митинг на День памяти и скорби Интеллектуальная игра на тему 9 Мая - День Победы. Сценарий для 7-8 класса Сценарий вечера встречи с ветеранами Спортивное мероприятие на День Победы - 9 мая, 5-7 класс

Похожие статьи:

Фестиваль военно-патриотической песни в школе. Сценарий

Беседа к 9 мая – День Победы, 7-8 класс

Литературно-музыкальная композиция на День Победы, 8 класс

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 мая для школьников 8-11 класса

Сценарий общешкольного мероприятия ко Дню Победы в школе

Сценарий праздника на День Матери в 5 классе | Экологическое стихотворение про стрекозу для младших школьников
Опубликовано: 3096 дней назад (1 ноября 2015)
Просмотров: 5856
+8
Голосов: 8
Комментарии (7)
Тамара Ивановна Радченкова # 4 ноября 2015 в 11:03 +6
Какой богатый материал: и в информационном плане и в нравственном. Столько работы проделано. Молодцы!
Альбина Анатольевна Печникова # 4 ноября 2015 в 18:23 +10
Спасибо, этот материал я не выставила на конкурс, но всё равно спасибо за неравнодушие!
Ольга Юрьевна Постникова # 3 января 2016 в 19:12 +5
Анастасия и Мария - молодцы!
Альбина Анатольевна Печникова # 18 марта 2016 в 15:31 +6
Большое спасибо!
Екатерина Андриоти # 17 мая 2016 в 07:14 +2
Чудесные стихи у ребят.Сценарий продуман, всё выполнено на "отлично" по структуре и воспитательному наполнению.Спасибо!+1
Альбина Анатольевна Печникова # 17 мая 2016 в 17:41 +3
Очень рада,Катюша, что вам понравилась моя работа!Спасибо большое!
Валерия Царегородцева # 20 сентября 2019 в 10:53 +1
Спасибо за сценарий,очень понравились стихи детей.Прекрасный результат совместной деятельности учителя и ребят.Возьму в копилку!