Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час в начальной школе с презентацией "Горький хлеб войны"

Классный час "Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды. Горький вкус Победы"
Описание:
Представляю вашему вниманию внеклассное мероприятие по рассказу Андрея Платоновича Платонова "Сухой хлеб". Материалы данной разработки могут быть полезны учителям литературы, классным руководителям, библиотекарям для проведения урочных и внеурочных занятий с учащимися в целях формирования патриотической, гражданской и духовной культуры подрастающего поколения.
За последнее десятилетие отмечен факт снижения интереса к чтению литературы. Страдают интеллект, нравственное воспитание и другие составляющие гармоничного духовного развития личности ученика.
Опыт показывает, что использование информационно-коммуникационных технологий с другими технологиями при проведении занятий стимулирует познавательную активность учащихся к изучению детской литературы, способствует их духовному, нравственному и патриотическому развитию.
Актуальность
Моя работа актуальна не только в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но и носит практический характер. С годами подрастающее поколение не осознаёт значимости и ценности хлеба, воды и других продуктов, важных для жизни и здоровья человека. О войне написано множество книг. Но, как было замечено ранее, дети мало читают, а ветеранов, которые могли бы рассказать о жизни военных лет, осталось очень мало. Поэтому, необходимо постоянно знакомить учащихся с произведениями на военную тематику, чтобы дух патриотизма рос в каждом ученике всё сильнее с каждым, вновь, прочитанным произведением. Тема блокадного Ленинграда, ужасы постоянных налетов авиации, голода и очередей за хлебом, так же широко представлена в произведениях писателей, творчестве ленинградской поэтессы Ольги Бергольц. Детский взгляд на ужасы блокады мы видим в дневнике Тани Савичевой. Эту тему освещает справочная литература и кинематограф. Но, чаще всего - это 125 граммов блокадного хлеба - ленинградского золота и карточки, по которым его выдавали. Подвести учащихся к теме о значимости военного хлеба, я решила через анализ произведения Андрея Платоновича Платонова (Климентова) «Сухой хлеб». Чтобы показать героический поступок главного героя Мити Климова, который спасал хлебное поле от засухи во благо всего народа.
Апробация данной разработки в 3-б классе МБОУ СШ №11 свидетельствует:
- о повышении интереса учащихся к изучению истории жизни русского народа; интереса к прочтению художественных произведений о ВОВ;
- об успешности усвоения учащимися новых знаний;
- о формировании информационных умений, в том числе ИКТ.
Возможность распространения в других ОО: трансляция опыта.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Форма занятия: классный час
Тема: «Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды. Горький вкус Победы».
Цель: патриотическое, гражданское и духовное воспитание обучающихся на примере конкретных людей и их поступков. Продолжать расширять знания о пользе хлеба и о его ценности, особенно в военные годы.
Задачи:
- повышать интерес к чтению; развивать устную и письменную речь;
- познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда, с их героическими поступками; с понятиями: «клибанос», «элеватор», «блокада»; «блокадный хлеб», «пайка»; с пословицами о хлебе.
- воспитывать чувство сострадания и сопереживания, желание делать добро и противостоять злу; воспитывать уважение к людям старшего поколения; бережное отношение к хлебу и любовь к родине.
Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, колонки.
фонограмма песни “Русское поле”, песня Городницкого "Черный хлеб"; фонограмма Левититана
Дополнительный материал: презентация; иллюстрации клибаноса, элеватора;125 граммовый кусочек чёрного хлеба; карточки с пословицами, символизирующие буханку хлеба; листочки-шаблоны мини-сочинения; рисунки учащихся к произведению А. Платонова «Сухой хлеб»; книжная выставка с произведениями писателей: Андрея Платонова «Сухой хлеб», Виктора Драгунского «Арбузный переулок», Сергея Алексеева «Праздничный обед».

Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Слайд 1
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
(Хлеб.)

Ребята, сегодня на занятии вы познакомитесь с воспоминаниями героев, переживших голод в годы ВОВ. Узнаете много нового и интересного о хлебе. 2. Введение.
2.1. Рассказ учителя.
Давно это было, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. Вот тогда-то он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, человек смачивал их водой, а позже научился растирать зёрнышки в муку.
И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия.
Что же попробовал человек? Так ночной костёр в пещере научил человека печь хлеб.
Слайд 2
Впервые слово “хлеб” появилось в Древней Греции.

Слайд 3
Там для выпечки применяли горшки специальной формы – “клибанос”. Это название посуды созвучно с нашим словом “хлеб”.

3. Актуализация знаний по теме, на основе прочитанного произведения.
Дома вы прочитали рассказ Андрея Платонова «Сухой хлеб».

3.1. Беседа.
-Назовите главного героя этого произведения. (Митя Климов)

-Можно Митю назвать настоящим героем того времени? И почему? (Во благо жизни народа в борьбе за победу над фашизмом, Митя спасал хлебные поля от засухи).
- Сколько лет было Мите? (7)
- С кем жил мальчик? (с матерью)
- Что произошло с отцом Мити? (умер на войне от болезни)
- Мальчик понимал куда ушел дедушка? (Нет; дедушка умер от старости еще до войны; смерти он не понимал потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.)
- О чём просил Митя маму? (Разбудить дедушку, который уморился от - того, что всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, сани делал, лапти плел; спать ему было некогда.)
- Каким запомнил Митя дедушку? (Помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его).
- Чего боялся больше всего Митя? (Что мама тоже уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец).
¬- Как выглядела мама мальчика? (Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю.)
-Как Митя старался помочь матери? (Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов,
носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды).
- Что чувствовал Митя, когда видел, как работает мама? (Он видел как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы.)
- О чём мечтал Митя? (Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе).

- Что сделал Митя чтобы вырасти? (Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много – объелся хлеба).
- Почему Митя осерчал на мать? (Она не разрешила ему пахать землю).
- Что ответил Митя, когда мать сказала, что ему расти и кормиться еще надо, и она будет кормить его. («Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!»)
-Как Митя почувствовал материнскую любовь? («Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости»).
- Какой ответ дала мама Мите, когда он сказал маме что любит её и спросил у неё работу? (Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.)
- Что видел Митя, когда ходил через ржаное поле к матери? (Как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю.)
- Как он решил спасать хлеб ? (Он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска
Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить.)

- Почему Митя отказался идти на экскурсию с учительницей? (Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.)
- Какую помощь оказала учительница? (На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов.)
-Почему учительница не могла мотыжить, а разгребала почву пальцами у самых хлебных корней.?
( На войне она потеряла руку.)
-Как был вознаграждён труд мальчика, который спасал хлеб от засухи? («Ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели . - Они просыпаются! - обрадованно сказал Митя учительнице. - Они проснутся!»)
-Какие качества помогли герою спасти хлебное поле? (Любовь к матери и ко всему сущему, вера в свои силы и надежда).
3.2 Вывод: такие люди, как Митя, своими героическими поступками доказали любовь к Родине, пройдя через все тяготы и испытания, высшей наградой была Победа в ВОВ.

4. Беседа.
– А знаете ли вы, что такое злаки? Злак – это растение в виде полой соломины, заканчивающейся колосками или метёлками. К этому семейству относятся пшеница и рожь, ячмень и просо, овёс, кукуруза и рис. (Сопровождается показом.)
– Как вы думаете, какой злак самый выращиваемый в мире? Оказывается, больше всего в мире выращивают и собирают рис, на втором месте – пшеница, а на третьем месте – кукуруза, далее – овёс и ячмень, а вот на шестом месте – рожь. Все злаки содержат полезные для человека углеводы, растительные жиры, витамины, минеральные соли и аминокислоты.
Перед началом полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае, молились святому Николаю Чудотворцу – покровителю землепашца.. ”.
Слайд 4

Зерно надо вовремя и без потерь собрать с поля и убрать в специальные – ЭЛЕВАТОРЫ. (Показ.)
Слайд 5

“Хлеб в колосу, пора жать полосу”.
Слайд 6
И начинается у хлебороба горячая пора, которая издавна называется «страдой».

5. Основная часть.
5.1. Сообщение темы.
– Сегодня мы поговорим о военном хлебе, о его ценности особенно в годы ВОВ. Об отношении героев к хлебу и продуктам питания.
Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью.

Слайд 7

Про хлеб говорили так: “Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска.
5.2. Хлеб и война.
Перечислите названия хлеба, который сейчас продают в хлебных магазинах в полном ассортименте.
-А знаете ли вы, как назывался хлеб в годы ВОВ?
Слайд 8
Военный хлеб.
Сейчас вы познакомитесь с событиями прошлых лет. И узнаете какую ценность представляли крошки хлеба для народа.
Слайд 9

22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу .

Во все времена враг первый удар наносил по хлебу. Развитие нашей страны и ее зернового хозяйства когда-то прервало начало Великой Отечественной Войны. Так было и в тот раз. Враг жег хлеб на корню – страшная картина. И хлеб, в который раз, стал вопросом жизни или смерти. Он нужен был и фронту, и тылу. От хлеба зависело будущее народа, страны, целого Мира.
"Хлеб всему голова". А знаете, сколько труда нужно затратить, чтобы произвести хлеб? И как тут ни вспомнить замечательную пословицу: "Хлеб, который ты ешь сегодня утром, Бог создавал всю ночь".Все-таки, хлеб - это все же живой труд. И к нему надо относиться с уважением.
5.3. Это страшное слово «БЛОКАДА»
Из воспоминаний……..
Война застала мою прабабушку Сусанну в Ленинграде. Было ей не полных 12 лет…В сентябре в жизни ленинградцев появилось новое слово - «БЛОКАДА» - тогда еще никто не представлял последствий этого явления.
….«Я хорошо запомнила 10 сентября 1941 года. Мы с подружками ходили в кино. Сеанс прервали, ужасно завыла сирена. Все выбежали из зала на улицу и увидели в небе немецкие самолеты». Это был первый налет. Очень скоро в обиход ленинградцев вошло еще одно страшное слово «ЭВАКУАЦИЯ. Народу на улицах почти не стало, бегали только кошки и собаки. Дома пустовали. «Мы с ребятами бегали и играли в этих пустых домах. Квартиры были открыты, брошены с вещами, сколько мы их видели, заходили, смотрели, как жили люди, но никто не брал ничего чужого. А ведь все было открыто, бери, что хочешь».
…«Много страшного было вокруг, но у меня перед глазами, как сегодня, стоит один случай. Было самое начало блокады. Мы с мамой ехали в трамвае. Вдруг наш трамвай почему-то остановился, а до остановки мы еще не доехали. Вагоновожатая показывала что-то на рельсы. Все пассажиры вышли наружу и увидели жуткое зрелище: огромное полчище крыс направлялось из города, где даже этим тварям не выжить. Мы с ужасом смотрели вслед уходящим крысам». Наверняка, каждый из них вспоминал пословицу о крысах, первыми бегущих с тонущего корабля. По вечерам в квартирах жители закрывали окна тряпками, чтобы не было видно света. Ночью фашисты облетали Ленинград и если где-нибудь видели свет, то тут же начинали бомбить.«Дома у нас был ужасный холод. Мы уже сожгли все стулья, печурку топили утром чуть-чуть и вечером». Топили не ради тепла — это была роскошь, топили, чтоб растопить снег или сварить что – либо.

Слайд 10

Значение слова блокада. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Блокада
- окружение города, крепости, армии и т.п. войсками противника с целью не
дать возможности оказать помощь окруженным извне и тем самым принудить их к
сдаче или прекращению военных действий.
Слайд 11

Дети вместе со взрослыми голодали и мёрзли. Тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводах – делали снаряды. За мужество и храбрость их наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «Доблестный труд в ВО войне1941-1945г».
Блокада, как известно, продолжавшаяся 900 дней и ночей, не знала "легких" периодов. В начале декабря 1941 вместе с зимней ленинградской темнотой в город врывались холод и голод. Жизнь словно шла вниз, и каждый следующий день был хуже и труднее предыдущего. Обычный кусок хлеба на глазах становился драгоценностью.
Слайд 12

И хлеб, в который раз, стал вопросом жизни или смерти.

5.4. Прослушивание песни.
Вспоминается замечательная песня Городницкого "Черный хлеб".

Нормы хлеба снижали в пять раз. "Во избежание перебоев в обеспечении хлебом войск фронта и населения Ленинграда установить с 20 ноября 1941 г. следующие нормы отпуска хлеба:
- рабочим и ИТР 250 г;
- служащим, иждивенцам и детям 125 г;
- частям первой линии и боевым кораблям 500 г;
- летно-техническому составу ВВС 500 г.
- всем остальным воинским частям 300 г."
5.5. Что такое блокадный хлеб?
Слайд 13

Блокадный хлеб – это пищевая целлюлоза 10 %, жмых – 10 %, обойная пыль – 2 %, выбойки из мешков – 2 %, хвоя – 1 %, ржаная обойная мука – 75 %. При выпечке этого хлеба формы для выпечки смазывали соляровым маслом. В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц стали добавлять льняной жмых, отруби и муку из затхлого зерна. Месяц спустя, тесто делали из целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, мучной сметки, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, березовых почек и сосновой коры. Множество людей рисковало жизнью, доставляя муку через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Блокадный хлеб был бесценен. Не будь хлеба – не было бы и Победы! .. А людям нужно было работать, жить, выживать – назло фашистам, бомбёжкам, обстрелу, холоду и голоду.
5.6. Пайка-норма хлеба.
150 грамм черного хлеба – дневная норма рабочего населения во время блокады Ленинграда. Но так как вы все не работаете, эта норма была бы еще ниже – 125 граммов. Но представьте: это на целый день.
- Вы знаете, как ели блокадный хлеб?
- Я раньше тоже не знала... Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна... И помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике. ...
5.7. Цена блокадного ленинградского хлеба.
- А какова цена блокадного ленинградского хлеба?
Слайд 14

А это уже из дневника Л.К. Заболотской, после страшной зимы 1941-1942 г.:

Самый дорогой предмет - хлеб, "ленинградское золото". Ан.Мих N продала в феврале золотую длинную цепочку за 400 р (это была стоимость килограмма хлеба). В декабре, когда ремесленники в погоне за деньгами начали продавать хлеб, в самый разгар голода, когда мы получали 125 гр. хлеба в день, я покупала несколько раз его на рынке по 300-350 рублей. Коробка спичек стоит 100 гр хлеба и 40 рублей денег. Это самые дорогие товары; к ним принадлежит и картошка, которая ценится, примерно, наравне с хлебом, а иногда немножко дешевле. Овощи, которые разрешено продавать на рынках на деньги, стоят: 1 кг капусты 80-100 руб., цветная стоила 150 р., стакан клюквы 20 руб. Я позволила себе месяц тому назад роскошь: купила полкило картошки за 125 руб. <...> Масло и сахар можно купить у спекулянтов на деньги (около 1000 рублей кг сахару и до 2000 рублей кг масла). Я променяла в мае или июне чайный сервиз на полкило сахару и полкило масла.
Слайд 15

А вот свидетельства той ужасной зимы. Это дневник архитектора Э.Г.Левиной:
12 января 1942 года
…Четвертый месяц блокады. Нет воды, нет электричества, радио. По улицам лежат трупы - проходим мимо. Люди не едят, не моются, лица опухшие. (Надо запомнить, что спички ценят 10 р. коробок, кило хлеба - 350-450 руб, кило сахару - 1000-1200 руб., керосин 30 руб. поллитра). <...>
В музее истории Санкт-Петербурга до сих пор хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был паёк (норма) на день в блокадном Ленинграде для жителей осаждённого немцами города в годы ВОВ.

6.Чтение стихотворения «Военный хлеб». А. Морозов.
Ученик.

Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке,
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью,
Был равен горький хлеб войны.
7.Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда… Дети блокады...
В осажденном городе продолжали работать 39 школ. В бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах... Дети шатались от голода. Трудно все это представить нам, живущим в XXI веке.
Слайд 16

Матвей Казукка родился в одной из деревень недалеко от Ленинграда. Когда началась война, ему исполнилось одиннадцать лет. Он вспоминает, как постоянно рыли окопы, чтобы укрыться от бомбежек, и как последние крошки хлеба мама отдавала детям, ограничивая себя во всем. По блокадным карточкам выдавали 125 граммов хлеба, немного крупы и 25 граммов растительного масла. Вскоре мама умерла от голода. В 1942 году не стало и отца.
Слайд 17

Эйлу Репину война застала у бабушки в Невской Дубравке .
…Однажды мы получили неожиданный подарок. В чемоданчике мама принесла немного хлеба и несколько булочек. Но началась бомбежка - и чемоданчик мы задвинули под кровать и забыли. Когда его нашли, то хлеб засох, а булочки покрылись плесенью. Все это отмыли, почистили и съели, - вспоминает Эйла Борисовна. - Мама сама недоедала, поэтому быстро слабела. Мне же она никогда не давала переедать: для людей, отвыкших от насыщения, это было смертельно опасно. Помню, наши соседи принесли домой кочан замерзшей кап
усты и строго-настрого велели детям не трогать. А они не выдержали и съели. Все умерли...
Слайд 18

8.Блокадное меню Ленинградки.
«Кофе из земли».
«В самом начале блокады мы с мамой частенько ходили на горящие Бадаевские склады, это разбомбленные продовольственные запасы Ленинграда. От земли шел теплый воздух, и мне тогда казалось, что он с запахом шоколада. Мы с мамой набирали эту черную землю, слипшуюся с «сахаром». Народу было много, но в основном женщины. Принесенную землю мы складывали по мешочкам в шкаф, мама их тогда много нашила. Потом эту землю мы растворяли в воде, а когда земля оседала и вода отстаивалась, то получалась сладковатая, коричневая жидкость, похожая на кофе. Этот раствор мы кипятили. А когда родителей не было, мы его пили сырым. По цвету он был похож на кофе. Этот «кофе» был чуть сладкий, но, главное, в нем был настоящий сахар».
«Котлеты из папье-маше».
…«Папа до войны очень любил читать и у нас в доме было много книг. Переплеты книг раньше делали из папье-маше - это спрессованная бумага серого или песчаного цвета. Из нее мы и делали «котлеты». Брали обложку, резали на мелкие кусочки и клали в кастрюлю с водой. В воде они лежали несколько часов, а когда бумага разбухала, отжимали воду. В эту кашу всыпали немножко «муки из жмыха». Жмых, его еще тогда все называли «дуранда», - это отходы от производства растительного масла (подсолнечного масла, льняного, конопляного и др.). Жмых был очень грубый, отходы эти были спрессованы в плитки. Длиной эта плитка была сантиметров 35-40, шириной сантиметров 20, а толщиной — 3 см. Они были крепкие, как камень, и отколоть от такой плитки кусочек можно было только топором.
…«Чтобы получить муку, надо было этот кусочек тереть на терке: трудная работа, терла жмых обычно я, это была моя обязанность. Полученную муку мы всыпали в размокшую бумагу, размешивали ее, и «фарш для котлет» был готов. Потом лепили котлеты и обваливали в этой же «муке», клали на горячую поверхность буржуйки и воображали, что поджариваем котлеты, ни о каком жире или масле речи и быть не могло. Как же мне трудно было проглотить кусочек такой котлеты. Держу во рту, держу, а проглотить никак не могу, гадость ужасная, а есть-то больше нечего». Потом мы стали варить суп. Всыпали в воду немного этой «муки из жмыха», кипятили, и получалась тягучая, как клейстер похлебка».
….«Был в моем блокадном детстве такой день, который мне стыдно вспоминать. Перед глазами стоит наша комната и буфет. Мама зачем-то вышла из комнаты, а я увидела на полке кусочек хлеба – мамина норма. Руки сами потянулись за куском. В этот момент мама вошла и, конечно, сразу все поняла. В маминых глазах была и боль, и тоска, и слезы. Я невольно отдернула руку от хлеба, не смогла его взять. Мама не сказала ни слова и вышла. Этот мамин взгляд и этот кусочек хлеба я не забуду никогда. До конца жизни мама ни разу не напомнила мне об этом случае, но я все время чувствовала себя виноватой перед мамой.
Кипяченая вода – блокадный чай. Кроме голода, бомбежек, артобстрелов и холода была еще проблема - не было воды.
«Кто мог и кто жил ближе к Неве, ходили на Неву за водой. А нам повезло, рядом с нашим домом был гараж для пожарных машин. На их площадке был люк с водой. В нем вода не замерзала. Жильцы нашего дома, да и соседних, ходили сюда по воду. Я помню, воду начинали брать с шести часов утра. Очередь стояла большая за водой, как в булочную.
Слайд 19

Люди стояли с бидонами, с чайниками и просто с кружками. К кружкам привязывали веревочки и ими черпали воду. Ходить за водой была тоже моя обязанность. Мама будила меня в пять утра, чтобы быть первыми в очереди.
По какому-то странному правилу, можно было зачерпнуть и поднять кружку только три раза. Если не сумели достать воды, то молча, отходили от люка.
Если не доставалось воды, а такое случалось часто, топили снег, чтобы согреть чай. А помыться уже не хватало, мы об этом мечтали. Не мылись мы, наверное, с конца ноября 1941 г. Одежда просто прилипала к телу от грязи. А вши просто заедали».
Слайд 20

«К ноябрю в доме уже было съедено все, что имело вид съедобного: горчица, земляное кофе, несколько кусков дуранды, столярный клей, олифа».
Слайды 21, 22, 23, 24

Выжить в этом аду людям блокадного Ленинграда помогла вера в помощь «Большой земли», которая где-то рядом, надо лишь немного потерпеть. Каждый хотел дожить до Победы и увидеть, как погонят фашистов с нашей земли. Никому и в голову не приходило свести счеты с жизнью, это бы расценили как трусость, предательство. Цеплялись за жизнь до последнего. Это ж как надо хотеть жить, чтобы есть то, что едой назвать невозможно. И как это мог принимать организм человека.
Блокадный десерт: «желе» из столярного клея.
…«На рынке можно было выменять столярный клей. Плитка столярного клея была похожа на шоколадную, только цвет ее был серый. Эту плитку клали в воду, и размачивали. Потом в этой же воде мы ее варили. Мама туда еще добавляла разные специи: лавровый лист, перец, гвоздику, вот их- то дома почему-то было полно. Готовое варево мама разливала по тарелкам, и получалось желе янтарного цвета. Когда я в первый раз съела это желе, то чуть не плясала от радости. Ели мы это желе с охотки с неделю, а потом я уже глядеть на него не могла и думала «лучше я умру, но больше есть этот клей не буду».

Слайды 25, 26,27

За время блокады от голода умерло по официальным данным - 641 тысяч ленинградцев, по подсчетам историков - не менее 800 тысяч. От бомбежек и обстрелов погибло около 17 тысяч горожан.
9.Чтение пословиц о хлебе.

На доске из полосок бумаги сформирована буханка хлеба, каждая полоска символизирует кусочек хлеба, с обратной стороны написаны пословицы о хлебе. Дети выходят и берут «кусочек», читают пословицы и объясняют их значение. Количество «кусочков»-24, рассчитано на каждого ученика.

1. Захочешь есть - о хлебе заговоришь.
2. У голодного хлеб на уме.
3. Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
4. Без хлеба куска везде тоска.
5. Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.
6. Без хлеба и у воды худо жить.
7. Не беда, что в хлебе лебеда, то беды, когда нет ни хлеба, ни лебеды.
8. Пока есть хлеб да вода - все не беда.
9. Чужой хлеб всегда вкусен.
10. Горька работа, да хлеб сладок. Не трудиться - хлеба не добиться.
11. Хлеб батюшка, водица матушка.
12. Хлеб в пути не тягость.
13. Хлеб — дар божий, отец, кормилец.
14. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
15. Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.
16. Хлеб греет, не шуба.
17. Временем и ломоть за целый хлеб
18. Война - войной, а обед - по расписанию.
19. Горек чужой хлеб, коль своего нет.
20. Гречневая каша - матушка наша,
21. А хлебец ржаной - отец родной.
22. Хлеб всему голова.
23. Хлеб — хозяин, закуска — гость.
24. Хлеб, который ты ешь сегодня утром, Бог создавал всю ночь.

10. Творческая деятельность. На столе у вас лежат листочки-шаблоны. Напишите мини-сочинение на тему: «Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды. Горький вкус Победы».

Когда началась война………………………………………………………..……………………
Хлеб был бесценен! Его называли………………………………………………………………………..
Суточная пайка хлеба ………………………………………………… …Хлеб пекли из смеси…………………………………………….……Люди боролись за жизнь и ели……………………………….. Я узнал(а), как аккуратно нужно кушать хлеб и бережно …………………………………………………………………………………….
Мне понравилась пословица:…………………………………………………………………………
Выжить людям блокадного Ленинграда помогла вера. Не будь хлеба – не было бы и Победы!
Я буду тоже…………………………………………………………………....
11.Чтение стихотворений.
Ученик.
Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной.
Говорим мы: “Берегите, берегите хлеб родной!”
Не мечтаем мы о чуде, к нам полей живая речь:
“Берегите хлеб вы, люди! Научитесь хлеб беречь!” Н. Тихонов
12. Звучит песня “Русское поле”. Музыка Я. Френкель, слова И. Гофф.

Ученик
Так повелося на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками,
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета,
Под синим небом в золотых хлебах,
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдётся пахарь утром по жнивью,
И, сыну указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!
Ты вырастешь, и через много лет,
Опять сюда вернёшься на рассвете,
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом Белом свете!”
13. Итог.
– Какие вы знаете правила обращения с хлебом? (Брать чистыми руками столько, сколько сможешь съесть; не заворачивать в газету; не класть в сумку с овощами; учиться готовить блюда из чёрствого хлеба.)
– А сколько хлеба необходимо для Вашей семьи на день?
-Что можно приготовить из оставшегося хлеба? (Сухарики, гренки, добавить в фарш мясной, предварительно размочив.)
-Как можно поступить с заплесневевшим хлебом? (Покормить птиц).
Слайд 28

Мы всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков:
“Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.
Слайд 29


На этом наш классный час окончен. Спасибо за работу! Итогом которой, будет Ваше бережное отношение к хлебу.
Слайд 30

14.Выполнение домашнего задания.
Ребята, я предлагаю вам прочитать дома рассказы писателей: Сергея Алексеева «Праздничный обед» и Виктора Драгунского «Арбузный переулок». На следующем занятии, мы проведём «Читательскую конференцию», где вы поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Проиллюстрируйте яркие эпизоды в произведениях.

Заключение
Включение в классный час ИКТ сделал мероприятие интереснее и занимательнее, создал у детей рабочее настроение. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживало и усиливало интерес детей к предлагаемому материалу. Считаю, что использование ИКТ позволило сформировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, сделать мероприятие более наглядным и динамичным и способствовало формированию ключевых компетенций обучающихся.
Презентация на тему: Горький вкус Победы

Рекомендуем посмотреть:

Литературная викторина с ответами для младших школьников. День Победы Внеклассное мероприятие в начальной школе к 9 мая - День Победы Торжественное мероприятие к 9 мая - День Победы в начальной школе. Сценарий Классный час к 9 мая, 3 класс
Участник №11 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 сентября по 30 декабря 2016 года
Укрепление здоровья учащихся начальной школы на уроках через внедрение здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 63 дня назад (7 октября 2016)
Просмотров: 738
Рубрика: классный час
+17
Голосов: 17
Комментарии (32)
Наталия Валентиновна Кузнецова # 9 октября 2016 в 19:59 +6
Добрый вечер,Алла!Очень актуальный,интересный материал.Очень подробно и грамотно все рассказано, подобраны фото материалы.В современном мире мы стали забывать о тягостях военного времени.Детям родители практически не рассказывают о нём, да и ветеранов почти не осталось.Это наша история, только зная её мы можем ценить наше сегодняшнее благополучие. Спасибо огромное, желаю победы в конкурсе, ваша работа этого достойна!
Алла Ельтинова # 10 октября 2016 в 21:00 +3
Наталия Валентиновна, спасибо за комментарий!
Алла Алексеевна Кондратьева # 11 октября 2016 в 23:54 +4
Добрый вечер, Алла Евгеньевна! Достойная и актуальная публикация о пользе хлеба и о его ценности, особенно в военные годы. Вами проделана огромная работа: классный час насыщен разнообразным материалом! Конечно же такое мероприятие будет способствовать повышению интереса к чтению.Знакомство обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда, с их героическими поступками воспитывает чувство сострадания и сопереживания, желание делать добро и противостоять злу,воспитывает уважение к людям старшего поколения,бережное отношение к хлебу и любовь к Родине. Историческая справка о блокадном Ленинграде,чтецы,музыкальное сопровождение, использование презентации поднимают Вашу публикацию на высокий уровень. Работа с пословицами,творческая деятельность развивают устную и письменную речь. Сценарий мероприятия написан методически грамотно. Чувствуется Ваш творческий подход! Думаю,что материал публикации пригодится многим коллегам, в том числе и мне! Спасибо за опыт! Спасибо за память о ветеранах войны!
С удовольствием голосую!
Алла Ельтинова # 13 октября 2016 в 23:23 +2
Алла Алексеевна, огромное спасибо за такой подробный комментарий! Очень буду рада, если эта разработка кому-то пригодится в работе. Мои ученики и сейчас вспоминают об этом мероприятии. Особенно аромат и вкус свежего Бородинского хлеба, удачно купленного в магазине, который витал в классе, запомнится им надолго. Детям, он показался особенным, когда разделили хлеб, дети съели его с огромным удовольствием, и даже крошки, которые остались, бережно собрали в ладони и съели. А главное, эмоции и чувства, которые испытали дети останутся в их сердце на всю жизнь. Они будут помнить о великом подвиге людей, во благо Отечества, будут ценить жизнь, бережно относиться к продуктам питания-хлебу!
Евгения Андреевна Кузнецова # 12 октября 2016 в 20:45 +3
Большая труженица, вы, Алла Евгеньевна!Работа проделана огромнейшая. поставленная цель с лихвой выполнена. Материал шикарнейший. Большое количество видов работ. Молодец!
Алла Ельтинова # 13 октября 2016 в 23:25 +2
Евгения Андреевна! Спасибо вам большое за комментарий!
Лариса Анатольевна Маслиенко # 27 октября 2016 в 16:44 +3
Здравствуйте, Алла Евгеньевна . Спасибо за приглашение. Работа мне очень понравилась .Историческая справка о блокадном Ленинграде,стихи ,музыкальное сопровождение, презентация хорошо иллюстрируют Ваш классный час. Такие мероприятия воспитывают у детей уважение к героям войны и патриотические чувства. Успехов Вам и мой голос .
Алла Ельтинова # 4 ноября 2016 в 19:47 +1
Лариса Анатольевна, спасибо за комментарий и положительный отзыв о моей работе!!!
Татьяна Анатольевна Курьянова # 4 ноября 2016 в 13:57 +2
Отличное мероприятие. очень понравилось, а главное, что необходимо проводить чаще такие мероприятия и для детей и для их родителей. Спасибо за приглашение, мой голос.
Алла Ельтинова # 4 ноября 2016 в 19:51 +1
Здравствуйте,Татьяна Анатольевна! Спасибо, что уделили внимание и заглянули на мой классный час.Спасибо за комментарий и голос!
Ольга Сергеевна Дьякова # 4 ноября 2016 в 14:01 +2
Спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Просто чудесное занятие! Как важно в наше время не забывать о патриотическом воспитание, и чем раньше оно начнется, тем лучше, ведь именно в раннем детстве задаются те моральные ориентиры, опираясь на которые в будущем сформируется личность человека. Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Алла Ельтинова # 4 ноября 2016 в 19:54 +1
Ольга Сергеевна! Огромное спасибо за подробный комментарий к моему мероприятию. Вам желаю тоже успехов во всех делах и начинаниях!Спасибо за голос!!!
Вaлентина Николаевна Ковальчук # 4 ноября 2016 в 17:04 +1
Здравствуйте,Алла Евгеньевна! Прочитала ваш материал к классному часу, рассказ "Сухой хлеб" тоже. Интересно! Но, мне кажется, его надо разделить на 3 отдельные части: "Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды" (обязательно рассказать о Дневнике Тани Савичевой, Пискарёвском мемориальном кладбище), "Холодные и голодные послевоенные годы" и "Хлеб всему голова" с отдельными презентациями.
Алла Ельтинова # 4 ноября 2016 в 19:58 0
Валентина Николаевна,спасибо за рекомендации! К сожалению, всё сводится к недостатку времени, как учебному, так и внеурочному. А, хочется, объять необъятное!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 4 ноября 2016 в 23:39 +2
Алла Ваша авторская методическая разработка заслуживает высокую оценку! Материал грамотно оформлен.
Ваша публикация направлена на патриотическое, гражданское и духовное воспитание детей. БОЛЬШОЕ СПАСИБО! С удовольствием голосую! Мой голос №8
Алла Ельтинова # 6 ноября 2016 в 19:58 +1
Татьяна Николаевна! Спасибо от души за высокую оценку моей разработки. Очень приятно, когда людям интересна и полезна информация, которую я использую в работе. Возможно, кому-то она будет полезна на уроке, классном часе. Моим ученикам запомнились эти классные часы, а время проверит, как надолго и насколько качественно.
Алла Ельтинова # 8 ноября 2016 в 20:54 +1
Татьяна Николаевна, спасибо за высокую оценку!!!
Елена Юрьевна Деришева # 5 ноября 2016 в 13:29 +2
Замечательный материал классного часа. Голос.
Алла Ельтинова # 6 ноября 2016 в 19:59 +1
Елена Юрьевна, спасибо за комментарий!!!
Вера Валерьевна Ляпина # 5 ноября 2016 в 18:33 +3
Добрый вечер, Алла!К.Д. Ушинский писал замечательно о главной задаче воспитания: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием» Действительно, духовно-нравственное воспитание учащегося – одно из самых приоритетных компонентов в жизни. Этому способствует в большей степени ваше внеклассное мероприятие.
Главной целью внеклассного мероприятия, посвященного Блокадному Ленинграду, явилось показание несгибаемости, стойкости, мужества, силы духа защитников Ленинграда и ленинградцев в тяжелые годы блокады, а также формирование патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ознакомление детей с событиями блокадных лет.И на каком же еще примере говорить о цене хлеба, об отношении к нему?
Работа на 5+. Голосую.
Алла Ельтинова # 6 ноября 2016 в 20:06 +1
Вера Валерьевна, огромное спасибо за подробный комментарий. Слова К. Ушинского вы привели в пример, точно, подметив влияние нравственности в воспитании поколений. Всегда на уроках, любых мероприятиях проблемы нравственности затрагивают поверхностно, а ведь, детям не хватает, именно таких бесед, разговоров по-душам. Спасибо за высокую оценку!!!!!!!!!!!
Наталья Васильевна Дегтярцева # 6 ноября 2016 в 08:01 +1
Интересный, познавательный, необходимый для воспитательной работы материал. Работа хорошо проиллюстрирована фото. Голосую +1
Алла Ельтинова # 6 ноября 2016 в 20:07 +1
Наталья Васильевна, добрый вечер! Спасибо большое за комментарий!
Елена Владиславовна Пимонова # 6 ноября 2016 в 19:15 +4
Доброго времени суток, Алла! Большое спасибо за приглашение к Вам на замечательное мероприятие. Тема очень важная и нужная. Конспект составлен так, что каждое сказанное слово доходило до души и сердца каждого присутствующего, будь то ребенок или взрослый. Такого забывать нельзя, чтобы не повторить никогда. Ваши ребятки теперь это знают точно.
Удачи Вам в творчестве
и примите голос.
Алла Ельтинова # 6 ноября 2016 в 20:09 +1
Елена Владиславовна, спасибо, что прониклись темой, собственно, как я! Спасибо за голос!!!
Ираида Александровна Игнатюк # 7 ноября 2016 в 19:41 +2
Добрый вечер, Алла! В своей работе Вы собрали очень важный материал, в который вложили свой колоссальный труд и душу. Очень трогательны рисунки ребят! А фотографии военного времени подчёркивают всю бесчеловечность войны, особенно к самым беззащитным - детям. Я сама в детстве смотрела, как моя прабабушка Евгения Фанаедовна собирает все хлебные крошки со стола в ладошку и отправляет в рот. А потом я поняла, почему так, когда она мне рассказала, как голодали в деревнях в войну и после войны. Всё это наша память, наша история, в которой есть и такие страницы. Мы обязана передавать её детям! Ведь патриотизм начинается с самого понятного и близкого нам: любви к родителям, бабушкам и дедушкам, к своей малой родине, с уважения к прадеду - участнику Великой Отечественной войны, к людям труда, с умения ценить то малое, что у тебя есть. Важный нравственный урок получили Ваши ученики! Как учитель истории, возьму Вашу разработку, когда буду рассказывать ребятам о блокаде Ленинграда. Большое спасибо! Примите голос.
Алла Ельтинова # 8 ноября 2016 в 21:05 +1
Ираида Александровна!!! Огромное спасибо за ваш подробный комментарий классного часа. Перечитав массу произведений о войне, старалась выбрать те, через которые дети смогут понять и прочувствовать горе войны. Плакала и переживала при прочтении, старалась, чтобы подобранный материал был щадящим для ребят. Но некоторые дети расплакались, когда познакомились с меню ленинградских людей. Запах Бородинского хлеба помнят до сих пор!
Ирина Анатольевна Князева # 7 ноября 2016 в 22:49 +1
Алла! Очень хороший материал! Это очень важно воспитывать патриотов, знающих и гордящихся историей своей Родины и своего народа с малых лет. Материал содержит много информации, но она даётся в доступной для детей форме. Спасибо за материал! Голос!
Алла Ельтинова # 8 ноября 2016 в 21:06 +1
Ирина Анатольевна, спасибо за комментарий!!!
Юлия Вяльцева # 11 ноября 2016 в 02:53 +1
Здравствуйте, Алла! Спасибо за приглашение на классный час. Очень пронзительный, важный, нужный, значимый материал Вы дали своим детям. Далеко не каждый родитель знает о тяготах военного времени, поэтому, я думаю, необходимо знакомить с военной историей нашей страны сначала пап и мам. Меня, как родителя, Ваш классный час просто потряс. Какое горе, голод и ужасы пережили люди! До сознания детей Вы несомненно донесли понимание о ценности хлеба во все времена. Ваша публикация заслуживает самой высокой оценки. Примите мой голос!
Алла Ельтинова # 11 ноября 2016 в 22:12 +1
Юлия, огромное спасибо за высокую оценку моей работы!!!!Отдельное спасибо за подробный комментарий!!!!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 23 ноября 2016 в 17:53 0
Добрый вечер,Алла!Большое спасибо за такой ценный материал. Во имя мира во всём мире необходимо, чтобы люди помнили ужас, лишения тех далёких лет.Примите мой голос!