Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час «Курск - город воинской славы» для 3-4 классов

Классный час на 9 мая - День Победы в начальной школе, 3-4 класс
Классный час «Курск - город воинской славы» для 3-4 классов.

Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Назначение:классный час предназначен для преподавателей школ в качестве дополнительного материала к внеклассному мероприятию в канун 70-летия Великой Победы, рассчитан для обучающихся начальной школы и среднего звена.
Цель: восстановление хронологии военных событий, связанных с захватом и оккупацией Курской области.
Задачи:
1.Познакомить с героями-курянами, памятными местами города Курска.
2. Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, о мужестве советского народа.
3.Прививать детям любовь к своей Родине, к своему Отечеству.
4. Воспитывать чувство гордости за героическую историю нашей страны и своей малой родины.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Список литературы:
1.Грива Т.А. Дорогие мои земляки. Курск, 2008 г.
2.Левченко В.В., Грива Т.А. Встреча с Курском. Курск:2004г.
3.Левченко В.В., Грива Т. А. Музеи и памятники Курской области. Курск: 1996г.
4.Липкинг Ю.А. и др. Курская область. Учебное пособие. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1975г.
5.История и современность Курского края./Под ред. Б.Н.Королёва. Курск.1998г.
6.Курск. Фотоальбом./Сост. Гуданова В.А.-М.:1992г.
7.Курская область. Экономико-географический очерк. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1965г.
8.Моя Родина – СССР (путеводитель). Москва, «Молодая гвардия». 1980 г.
9. Край наш курский. Воронеж. 1978 г.
10.Расцветай, Курский край! 80 лет Курской области. 2014 г.
Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания её истории своей, невозможно построить будущего.
Ход классного часа
1 чтец:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть, и нет.
Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
Учитель:
Народы нашей страны не раз поднимались на борьбу с иноземными захватчиками, на защиту своей свободы и независимости и всякий раз одерживали победу, с позором изгоняя за пределы своей Родины незваных пришельцев. Еще в 13 веке русский полководец Александр Невский произнес вещие слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». На Куликовом поле были разбиты орды Мамая, под Полтавой разгромили шведов, в Бородинской битве развеяли в прах миф о непобедимости Наполеона. В годы гражданской войны молодая армия Республики Советов наголову разгромила объединенные силы внутренней контрреволюции и иностранной интервенции. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов наш народ отстоял честь и независимость Родины и спас человечество от угрозы фашистского порабощения. Навечно сохранится в народной памяти подвиг славных защитников столицы нашей Родины – Москвы, героев Бреста и Севастополя, Ленинграда и Волгограда, Одессы и Киева, Новороссийска и Керчи, Минска и Тулы и других городов.
2 чтец:
9 мая отмечается в нашей стране как День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы.Этот день, когда весь народ вспоминает погибших, отдают дань уважения оставшимся в живых ветеранам. За 4 года советский народ потерял — 6,5 млн. военнослужащих убитыми и 4,5 млн., попавшими в плен и пропавшими без вести.
Свыше 11 тысяч воинов в годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза.
Сообщение Юрия Левитана (… Говорит Москва….)
3 чтец: на фоне песни «Священная война…»
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз поставило нашу страну в очень тяжелое положение. К началу войны наша страна во многом уступала агрессору в численности войск, в количестве и качестве вооружений, в наличии опыта ведения сражений, в перестройке экономики страны на военный лад.
4 чтец:
Начавшаяся война приобрела поистине всенародный характер. Проявились высокие морально – боевые качества наших людей, беззаветная преданность Родине, непреклонная воля к победе, массовый героизм. Вместе со всеми советскими людьми поднялись на борьбу с врагом и куряне.
5 чтец:
Неоценимый вклад в победу внесли труженики тыла.
«Всё для фронта, всё для победы!» - под таким лозунгом шла работа в тылу.
6 чтец:
Плечом к плечу с воинами Красной армии сражались бойцы народного ополчения. В самые трудные дни лета – осени 1941 года было сформировано около 60 дивизий, отдельных полков и других подразделений народного ополчения численностью более 2 миллионов бойцов.
7 чтец:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Учитель:
Сегодняшний разговор пойдет о нашем Курском крае, о его героическом подвиге в годы Великой Отечественной войны.
29 августа 1941года - это день, когда впервые произошла бомбардировка города Курска.
В этот день уже были первые погибшие в нашем городе.
Август-октябрь 1941 года: в течение этого промежутка времени на территории Курской области и Курска создаются истребительные батальоны и отряды народного ополчения. В них входят жители города, которые не попали на фронт: женщины, старики и даже дети.
- Подумайте, какую работу могли выполнять истребительные отряды?
(Они дежурили на крышах домов и оповещали о приближении вражеских самолётов, ликвидировали последствия бомбёжек, тушили пожары в то время, когда горожане находились в бомбоубежищах).
В октябре 1941 года начались оборонительные бои на территории Курской области. Немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Курской области. Им потребовался месяц, чтобы дойти до Курска. Враги двигались с северной стороны, где сейчас п. Щетинка. Они перешли реку Тускарь и стали подниматься вверх на холм к зданию мединститута. Отряды народного ополчения в этом месте уже построили баррикады. Здесь были самые ожесточённые бои. Но враг был лучше вооружён и превосходил в силе, поэтому наши отряды отступали назад по улице К. Маркса.
К вечеру 2 ноября город был полностью в руках захватчиков.
3 ноября 1941 года - 7 февраля 1943 года - это самая страшная и горькая страница в истории нашего города – время оккупации, когда на территории города и области хозяйничали фашисты.
-Немецко-фашистские захватчики установили кровавый террор: за это время было расстреляно 18 тысяч мирных жителей, около 9 тысяч военнопленных, полностью сожжено более 300 сел и деревень, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 39 тысяч курян, в основном юношей и девушек. Были полностью уничтожены все сахарные заводы, хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк, 96% школ. Даже землю нашу – курский чернозём они вывозили вагонами в Германию. Карательные отряды сжигали заживо целые деревни. Расстреливали женщин и детей, помогавшим партизанам.
Это страшное время длилось 15 месяцев.
8 чтец:

В Железногорском районе Курской области имеется памятник жертвам фашизма «Большой дуб». Он напоминает о страшной трагедии, которая разыгралась здесь в 1942 году. Глубокой осенью в село Большой дуб нагрянули каратели. Всех жителей они выгнали из домов. Затем мужчин загнали в сарай и подожгли его. На глазах у женщин и детей они были заживо сожжены. После этого каратели подожгли все дома, а стариков, женщин и детей расстреляли.
Учитель:
8 февраля 1943 года – это переломная дата в истории оккупации нашего города. В ночь на 7 февраля 1943 года командующий 60 армии генерал-майор Иван Данилович Черняховский отдал приказ о проведении Курской операции. Три дивизии двигались с севера, две с юга, одна бригада с востока. Первыми в ночь на 8февраля в Курск прорвались бойцы 322 дивизии под командованием Степана Николаевича Перекальского. Завязались тяжёлые уличные бои. И вновь ожесточённая схватка возле мединститута. Именно здесь вёл в атаку своих солдат полковник, командир 322 дивизии С.Н.Перекальский, который уже был дважды ранен. Но он продолжал командование. Его последние слова: «Я погибаю, но вы, друзья, вперёд, за город Курск!» С. Н. Перекальский похоронен на Никитском кладбище, где ему установлен памятник.
К вечеру 8 февраля город Курск был полностью освобожден от фашистов.

Летом на курской земле 1943 года произошло крупнейшее в мировой истории сражение, победа в котором обеспечила коренной перелом не только в Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войне.
9 чтец:
ПРОХОРОВКА Н.Истомин
Вокруг нее земля фугасом взрыта,
Шли самолеты за звеном звено.
Она в народе стала знаменита,
Как Подмосковное Бородино.
Вот здесь по взгорьям,
По лощинам узким
К нам двигалась немецкая орда,
Чтоб кровь пролить на мостовые Курска
На наши села, нивы, города.
В дыму дома, в дыму бугры и склоны,
Горят хлеба, в сплошном огне простор,
Но нет, плотину нашей обороны
Не сдвинул с места вражеский напор.
Учитель:
Победа в Курской битве досталась нашей стране дорогой ценой. В ходе ее советские войска потеряли в общей сложности свыше 863 тыс. человек. Потери в боевой технике составляли: свыше 6 тыс. танков и САУ, более 5,2 тыс. орудий и минометов и 1,6 тыс. самолетов. Сразу же после завершения Курской битвы пришлось вывести в тыл на доукомплектование все 5 танковых армий,
13 танковых корпусов и 28 стрелковых дивизий, а также значительное число отдельных частей различных родов войск.
В Курской битве было разгромлено 30 дивизий противника, вермахт потерял более 500 000 человек убитыми и ранеными, 1 500 танков и штурмовых орудий, около 3 100 орудий и минометов, свыше 3 700 боевых самолетов.
10 чтец:
Земля святая Курска Г.Ильин
Стань на колени, руками коснись
Курской Святой земли,
Если ты веруешь, ей поклонись,
Тяжесть с души свали.
Это она в ту пору могла
Огненной зваться Дугой,
Нас сохраняла и берегла,
Часть уносила с собой.
Слышишь, как тысячи этих сердец,
Слившись в одно, стучат.
Видишь, кругом проступает свинец.
Тот, что косил солдат…
11 чтец:
Стоял мой Курск в огне, разрушен,
И облака были черны.
Но он не сломлен, не задушен
Рукой безжалостной войны.
Дома смотрели на расстрелы,
Дрожали, плача от беды.
Кричали вихри и метели,
И тихо пели соловьи.
Но жизнь вернулась в город славный,
Измученный, но не пустой…
Теперь я знаю – самый главный
Был подвиг стойкости людской.
А.Волщукова
Учитель: Действительно, «дома смотрели на расстрелы». Так, в самый первый день захвата города у стен мединститута было расстреляно 25 человек, у хлебозавода 5человек. Здания, которые пережили это ужасное время, могли бы многое нам рассказать.
Здание Филармонии в 1941 году было штабом истребительных батальонов, а 10 февраля 1943 года на его балконе выступал командир 60 армии Черняховский, освобождавший Курск.

Краеведческий музей внешне не пострадал, но был разграблен. Его экспонаты вывезены в Германию.

Кинотеатр им. Щепкина, Сергиево-Казанский собор, библиотека им. Асеева, Дом Офицеров – были очевидцами тех событий. Но они молчат.
Рядом с Сергиево – Казанским собором на улице Горького есть неприметный двухэтажный дом №23, который пережил войну и не пострадал. Но его стены помнят весёлый, озорной голос девочки Катюши Зеленко, которая родилась и жила в нём до начала войны, но больше сюда так и не вернулась.

- Что вы знаете о Екатерине Зеленко?
12 чтец:
Екатерина Ивановна Зеленко была лётчицей. Детство и юность девушки прошли в г. Курске. Она единственная женщина-пилот, совершившая воздушный таран. Погибла 21 сентября 1941года, через 3 месяца после начала войны. Посмертно получила звание Героя Советского Союза. Похоронена на Украине, в с.Анастасьевка Сумской области. Её именем названа одна из улиц нашего города. Старшему лейтенанту Герою Советского Союза Е.И. Зеленко 23 сентября 1988 года в Курске был открыт Памятный знак (скульптор Н.П.Криволапов, архитектор В.Н.Михайлов).
Учитель:
Но у нас в городе есть ещё улицы, названные в честь Героев Советского Союза.
Об этом нам сейчас расскажут ребята.
13 чтец:
Николай Фёдорович Ватутин
Родился 3 октября 1901 года в селе Чепухино Белгородской области.
Н.Ф. Ватутин внёс значительный вклад в развитие теории и практики контрнаступления, окружения и разгрома крупных группировок противника. 29 февраля 1944 года во время выезда в войска был смертельно ранен. Похоронен в Киеве. За умелое руководство войсками во время борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Н.Ф. Ватутину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова I степени, Кутузова I степени, а также иностранным орденом.
14 чтец:
Сонин Иван Егорович
Родился 03.02.1914 года в селе Докторовка-Кузнецовка (ныне Дмитриевский район) Курской области в крестьянской семье. Во время ВОВ с 1942 года Иван Егорович активно участвует в боевых действиях, уничтожает огневые точки противника. За боевые заслуги 8марта 1943 года его награждают Орденом Красной Звезды. Во время сражения на Курской дуге лейтенант Сонин командует 4-ой батареей 6 артполка. В районе деревни Протасово (Покровский район Орловской области) артиллеристы во главе с Иваном Сониным, находясь на открытой огневой позиции мужественно сражаются с противником. Они подбивают 5 вражеских танков. Сонин получает ранение, но несмотря на это, продолжает вести бой. Бойцы, воодушевленные его мужеством и храбростью ведут огонь по танкам и автоматчикам противника. Они подбивают еще один вражеский танк, и примерно в это же время прямым попаданием снаряда немцы убивают лейтенанта Сонина. Артиллеристы открывают шквальный огонь и вынуждают фашистов отступить. Благодаря этому батарея удерживает занимаемые позиции.
15 чтец:
Николай Григорьевич Пигорев
Родился в 1925 г. в селе Мосальское Воронежской области в семье крестьянина. В раннем детстве вместе с родителями переехал в Курск, где учился в школе № 4. В Советскую Армию призван в марте 1943 г. На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1943 г. Награжден орденом Красной Звезды. В бою за деревню Романовку Збаражского района Тернопольской области 21 марта 1944 г., прикрыв своим телом вражеский пулемет, был смертельно ранен. Умер 23 марта 1944 г.
26 апреля 1944 г. автоматчику отдельной разведывательной роты гвардии рядовому Пигореву Николаю Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (ему было 19 лет).
Учитель:
Не только названия улиц напоминают нам о подвигах Великой Отечественной войны. Это ещё и памятники. Подумайте над значением слова и скажите, а почему они так называются?
- В нашем городе много разных памятников. Какие вы знаете, посвященные Великой Отечественной войне?
16 чтец:
Самый большой – Мемориальный комплекс памяти павших в 1941-1943гг.
Он включает в себя и кладбище, где захоронены военные, и несколько памятных знаков, и центральную стрелу с вечным огнём.
17 чтец:

На Красной площади находится стела «Героям-курянам».
Открыта 9 Мая 1966 года (художники-монументалисты М.М. Заутренников и В.В.Капустин, архитектор М.Л.Теплицкий). На стеле увековечены фамилии 270 Героев Советского Союза, среди которых есть уроженцы г.Курска и Курской области, а также люди, чья судьба была связана с курским краем. В 1967 году в левый торец стелы была вложена капсула с письмом-обращением к потомкам.
Завещано вскрыть ее в 2017 году.
18 чтец:

Памятный знак «Воинам 16-ой воздушной армии» открыт на ул. Союзная 8 мая 1975 года (скульптор М.А.Кузовлев. архитекторы В.П.Семенихин и М.П.Хилюк). Сооружен в честь летчиков 16-ой воздушной армии, сражавшихся летом 1943 года на северном фасе Курской дуги под командованием генерал-лейтенанта авиации С.И. Руденко (впоследствии Герой Советского Союза, маршал авиации).
19 чтец:

Бюст дважды Героя Советского Союза А.Е.Боровых установлен на Красной площади в парке 1 Мая 18 июля 1948 года. Сооружен в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года.
Андрей Егорович Боровых (1921-1989) –дважды Герой Советского Союза (1943, 1945), генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР, почетный гражданин г. Курска.
Во время Великой Отечественной войны был летчиком-истребителем, командиром звена, затем эскадрильи. Совершил 470 боевых вылетов, сбил 32 самолета противника лично и 14 в составе группы.
20 чтец:
Мемориальный комплекс «Жертвам фашизма» сооружен в 1987-1988 гг. Здесь установлен 46 мемориальных плит в память о советских гражданах, расстреляных фашистами 5 февраля 1943 года. На мемориале горит Вечный огонь.
Учитель:
Предлагаю всех тех, кто не вернулся с полей войны, кто погиб, защищая нашу страну, наш город, почтить минутой молчания.
(Минута молчания)
21 чтец:
Грудной свой возраст помним мы едва ли,
У Сейма мы живём на берегу.
Мы здесь росли, отцы здесь воевали
И разогнули Курскую дугу.
Друзья! Давайте утверждать заранее:
В любое время и в любом году –
У всей планеты славные куряне
Всегда и всюду будут на виду. М.Светлов
22 чтец:
Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме фашистов. Победа досталась очень дорогой ценой. Более 27 миллионов человек погибло, было разрушено 1710 городов, свыше 70 тысяч сел и деревень, уничтожено 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 427 музеев и 43 тысячи библиотек.
23 чтец:
Высокое мужество проявили куряне в борьбе с врагом не только на курской земле. Они героически сражались и в битве за Москву, и под Сталинградом, и на полях Украины, и в Белоруссии, и при освобождении от фашистского ига народов других стран, и на улицах Берлина.
Более 7 миллионов человек были награждены орденами и медалями.
Самые храбрые из них (более 200 человек) удостоены звания Героя Советского Союза.
Список курян-Героев Советского Союза возглавляют два летчика: А.Е.Боровых и Г.М.Мыльников.
Они этого звания удостоены дважды! А.Е. Боровых на истребителе лично сбил 32 самолета противника, а Г.М.Мыльников (уроженец Касторенского района Курской области) на своем штурмовике сделал более 200 боевых вылетов, уничтожив при этом большое количество живой силы и техники противника.
Учитель:
Память – это связывающее звено между прошлым и будущим. Память учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру. Из памяти народной мы черпаем силы для новых свершений, она вдохновляет на труд и на подвиг. Чем меньше остается в живых свидетелей прошлого, тем больше становится наша всенародная забота о них.
21 чтец:
Пусть дни войны тянулись очень долго,
Пусть быстро мчались мирные года.
Победы под Москвой, под Курском и на Волге
История запомнит навсегда.
Пусть Вы сейчас отцы и деды,
Виски посеребрила седина.
Вовек Вам не забыть весну Победы,
Тот день, когда закончилась война.
Пусть многие сегодня не в строю,
Мы помним все, что делалось тогда,
И обещаем Родину свою –
Сберечь для дела, мира и труда!!!
(Звучит песня «День Победы», музыка и слова Д. Тухманов, В. Харитонов).
Учитель:
На этом наш классный час подошёл к концу. Проходя по улицам нашего города, вспоминайте, какой ценой достался нам мир. Берегите его!
Спасибо всем за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Митинг на День памяти и скорби Внеклассное мероприятие в начальной школе. Сталинградская битва Акция к 70 летию Победы «Я помню! Я горжусь!» Стихи ко Дню Победы для школьников

Похожие статьи:

9 мая. Сценарий Дня Победы для начальной школы

Сценарий ко Дню Победы в начальной школе

Внеклассное мероприятие на тему День Победы в 4 классе

Классный час в 1 классе на тему: День Победы

Внеклассное занятие в 1 классе на тему: День Победы

Музыкальный поэтический вечер для учащихся 3 - 4 класса. Сценарий | Литературная викторина с ответами для младших школьников. День Победы
Опубликовано: 580 дней назад (4 мая 2015)
Просмотров: 2268
+7
Голосов: 7
Комментарии (3)
Вера Валерьевна Ляпина # 5 мая 2015 в 20:19 +4
Алла Алексеевна! Познакомилась с военной историей вашего города. Героический город и его жители!Выстояли! Спасибо за экскурсию в прошлое. Дети это должны знать и помнить!Примите голос!
Надежда Алексеевна Рязанова # 17 мая 2015 в 21:14 +4
Очень полезная информация.
Тамара Ивановна Радченкова # 1 января 2016 в 13:40 +3
как я уже говорила, тема Великой Отечественной войны для меня -святая. В вашем случае-это ещё и краеведческий материал, хотя история Курской битвы. легендарного танкового сражения на Курской дуге-это не только краеведческий материал, это историческое событие, переломное истории Великой Отечественной войны. Спасибо за кропотливый труд и за умение и желание вести очень необходимую патриотическую работу с детьми. Без знания истории своей Родины не можем мы быть её патриотами. Примите благодарность за предложенный материал.