Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на занятиях в кружке

Выступление «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на занятиях в мастерской «Волшебные бисеринки» Центра детского творчества, города Тары»
«Качество человеческого духа проверяется двояко – в периоды страшных кризисов и в периоды обычной будничной жизни. Последнее мы, кажется, не выдерживаем. От нашей российской духовности, нашей доброты мало что осталось, а с их потерей мы потеряли и силу, и здоровье. Мы почти вымирающая нация, поэтому возвращение к своей, именно своей духовности – для нас жизненно важная задача. Для нас сегодня важна именно возвращенная духовность, а не экономика и западные кредиты. Неизмеримо важнее – дух российского человека»
В.Т.Лободин
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет:
• приоритет воспитания в системе образования России;
• систему базовых национальных ценностей;
• современный национальный воспитательный идеал;
• цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. [1,с.15]
Приобщение детей к творчеству — верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Как тут не вспомнить высказывания В.А. Сухомлинского: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша».
Опыт народа, мудрость поколений — вот без чего нельзя воспитать полноценную личность. Нельзя познать чужую культуру, если отказался от своей собственной. Забывая культуру и историю своего народа, мы тем самым предаем забвению глубинную историческую память народа. В нашем Центре возрождают изучение народных традиций на занятиях в мастерской «Волшебные бисеринки», которой я руковожу уже более десяти лет.
Идея создания мастерской, где обучались бы дети старинному виду рукоделия – бисероплетению, у меня возникла давно. В сентябре 2002 года, когда я пришла работать в «Центр детского творчества», первая моя мысль была о создании мастерской. Так 15 ноября 2002 года впервые на занятие пришли мои первые воспитанники. Для занятия у нас было немного литературы, образцы готовых украшений и огромное желание научиться плести как настоящие мастера, свою мастерскую мы решили назвать «Бисерные узоры».

Могу сказать, что вместе с детьми училась и я: осваивали новые техники, находили всё новые и новые материалы, вырабатывалась методика преподавания, организовывались выставки работ воспитанников, на занятиях мы изучали историю народных праздников. С каждым занятием количество детей увеличивалось, появились свои «мастера». Планируя свои занятия, я ставлю задачу — расширять и углублять знания и представления обучающихся о национальной культуре.
В народной педагогике особое значение всегда придавалось трудовому воспитанию. Когда дети узнают о народных промыслах, у них появляется желание сделать что-нибудь своими руками. Они с радостью учатся рукоделию: бабушка и дедушка умели, а мы что хуже, что ли? Уже стало доброй традицией организовывать выставки: «Пасхальное чудо», «Новогодний фейерверк», «Ярмарка талантов» и другие.

Интересны и работы по образцу, т.е. используя фото работы из коллекции историко-краеведческого музея или Дома дружбы, воспитанница выполняет новую работу. Дети получают возможность сравнивать, анализировать. Это помогает им восстановить связь поколений, задуматься о том, что и их работы, возможно, с таким же вниманием будут рассматривать потомки. У них формируется совсем иное отношение к учебе, работе, жизни.
На занятиях в мастерской дети активно занимаются исследовательской работой, так с 2004 года на конференции НОУ «Дар» защищали свои проекты: Трещёткина Света, Денискина Алёна, Тарута Анна, Цехановская Оксана, Ниязова Альбина. Голубова Анастасия и Махонина Дарья, на протяжении трёх лет изучали материал по ткачеству в Тарском Прииртышье, написали исследовательскую работу «Значение цвета и орнамента в поясе», выполнили несколько поясов в технике ткачество. Паршикова Алёна выполнила много работ в технике бисерного ткачества, её работа «Символика тканого пояса» получила заслуженную оценку на районном НОУ, а комплект «Сударушка» стал победителем в номинации традиционная материальная культура областного заочного конкурса «Моя малая Родина» (2009г). Мельникова Юлия представила творческий проект на тему: «Головной убор в русском костюме» на районном НОУ, многие работы Юлии участвовали в разных конкурсах: международный конкурс художественного творчества «Хранители» - 3 место г.Москва, областной конкурс ДПТ «Детство без границ» - лауреат.
Воспитанники мастерской «Волшебные бисеринки» посещают выставки декоративно-прикладного творчества, изучают работы местных мастеров, что благотворно влияет на развитие творческих достижений обучающихся, устойчивого интереса к предмету, расширяет кругозор, знакомит с творческим наследием и формирует у обучающихся личностную, семейную и социальную культуру.

Воспитанницы мастерской показывают свои работы на ярмарках: «Вербный базар», «Масленица», «Покровская ярмарка». К празднику 9 мая мы всегда дарим сувениры ветеранам войны и труда, дети активно участвуют в мероприятиях, посвященных Дню Победы – возложение цветов к вечному огню.

В конце года мы всегда подводим итоги нашей работы за год, на выставке «Детское творчество» можно увидеть настоящие шедевры декоративно-прикладного творчества, посетители выставки оставляют свои отзывы.

Ежегодно в октябре в нашем Центре проходит осенний фольклорный праздник «У осенних ворот – собираем хоровод», на котором дети знакомятся с традициями разных национальностей нашего района, к этому мероприятию мы всегда тщательно готовимся: рисуем газету с названием нашего объединения, делаем наряды, готовим номер художественной самодеятельности, выставку декоративно-прикладного творчества.
В нашем детском объединении никогда не бывает скучно, мы проводим праздники: «Наум - грамотник», «Кузьминки», «Праздник русского платка», «Масленица», «Пасха- праздник всех праздников» и другие, а многие праздники у нас заканчиваются чаепитием за общим столом. Знакомство с традиционной культурой русского крестьянина, отражённой в народном календаре, идёт по пути подготовки и проживания наиболее важных народных праздников. Опыт работы показывает, что дети полноценно осваивают народную культуру только практически, предельно активизировав свою деятельность. Все это способствует созданию благоприятных условий для формирования у ребят мотиваций к познанию, к творчеству, к профессиональному самоопределению.
Через пять лет многие стали выпускниками не только в школе, но и в нашей мастерской: Ниязова Альбина, Цехановская Оксана, Середой Олеся, Трещёткина Света сейчас учатся в ОмГПУ в г.Таре, Тарута Анна, Денискина Алёна, Козловская Мария, Драч Татьяна, Рарич Вика – студенты омских ВУЗов.
В 2010 году наше детское объединение стало работать на базе школы №2. В нашем уютном кабинете собирается много увлечённых бисероплетением девчонок. Несмотря на свой юный возраст 7-12 лет, девочки стали дипломантами и лауреатами во многих выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества: «Театральные витражи», «Сказка сказок», «Семья-ковчег спасения», «Преображение» и многие другие.
10 лет – это первый наш юбилей. Наша мастерская полна идей, талантов, а самое главное – это наши дети: веселые, задорные, умные и, конечно, с золотыми руками!
В заключении хочется сказать: «Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество». [1, с.9]

Литература
1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., «Просвещение», 2009г.

Рекомендуем посмотреть:

Тренинговое занятие для детей 8-11 лет Работа с родителями в дополнительном образовании детей Выставка, как результат работы учащихся детского объединения Развитие коммуникативных УД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Зимние поделки своими руками с фото
Опубликовано: 3 дня назад (1 декабря 2016)
Просмотров: 21
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!