Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Модель воспитательной работы в начальных классах

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви, ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель…»
Учитель – не только даритель знания. Он призван в каждом до совершеннолетия сформировать личность, внушить чувство долга, чувство гражданина. Я глубоко убеждена: учителем может быть лишь тот, кто способен заронить в душу ребёнка искру бесконечного изумления перед красотой нашего мира, кто, полюбив маленького человечка, вместе с ним будет разгадывать тайну жизни и поможет ему сделать самое важное открытие, что есть в нём самого ценного, для какого дела на Земле он рождён…
Моя главная задача как учителя и классного руководителя – привить чувство ответственности перед обществом, потребность в постоянном саморазвитии, сформировать активную гражданскую позицию, культурные и духовные потребности, толерантность и уважение к людям других культур и вероисповеданий. Не менее важно вооружить детей социальными умениями и навыками, научить устанавливать и поддерживать связь с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты.
Воплотить эти идеи в жизнь мне позволяет реализация авторского проекта воспитательной программы «Начала мудрости!»
Основная идея моей воспитательной программы - создание условий для самореализации обучающихся в процессе социально значимой деятельности и переживания ими ситуации успеха от достижения поставленной цели.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно – нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступить хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Поэтому при разработке программы я поставила для себя цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Для достижения этой цели мною были сформулированы задачи:
- Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
- Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- Развитие доброжелательности и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
- Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе высоких нравственных отношений.
Инновационность моей воспитательной программы, на мой взгляд, заключается в следующем:
- Использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно нравственного развития;
- Возможность адаптировать традиционные формы к современным требованиям, целям;
- Наличие заинтересованности участников образовательного процесса в реализации дано программы;
- Согласием родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованности обучающихся.
Л.Н.Толстой в своей работе «В чём моя вера» определил условия человеческого счастья как связь человека с природой; наличие у него любимого и свободного труда; радость от семьи; свободное любовное общение со всеми разнообразными людьми мира; здоровье.
В согласии с мнением классика мною определены направления воспитательной программы:
Направление I. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемовдля демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачами в направлении «Здоровье» являются:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
В рамках направления «Здоровье» проводилось анкетирование детей и их родителей по теме: «Приобщение школьников к здоровому образу жизни»
Цель анкетирования:
- Уточнить уровень знаний и понимание детьми понятия здоровый образ жизни;
- Оценить меру участия родителей в преобщении детей к здоровому образу жизни; понимание и осознание важности этого вопроса;
- Выяснить проводится ли работа по преобщению детей к здоровому образу жизни в домашних условиях.
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в школе. Обобщение материалов исследования, по данным анкетного опроса родителей, позволило оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Было отмечено, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия. Так, например, многие родители уделяют недостаточно внимания прогулкам, сну, двигательной активности детей. Дети допоздна смотрят телепередачи, играют в компьютерные игры не только в выходные дни, но и в рабочие. Именно поэтому, проблема укрепления здоровья ребенка в семье должна занимать важнейшее место в числе разнообразных воспитательных мер, которые используют родители. Анализ анкетных данных показал, что вечерняя прогулка детей с родителями осуществляется нерегулярно даже при благоприятной погоде. Ссылаясь на недостаток времени, многие родители мало гуляют или совсем не выходят с детьми на прогулку и в выходные дни.. Известно, что систематическое сокращение длительности ночного сна приводит к хроническому недосыпанию, которое может стать причиной нервно-психических расстройств, снижает защитные реакции организма ребенка. Причина позднего засыпания детей чаще всего — злоупотребление просмотром телепередач. Многие дети проводят у телевизора до 2 часов и более. Подобное времяпровождение является для детей не отдыхом и не развлечением, а дополнительной нагрузкой на нервную систему, органы зрения и опорно-двигательный аппарат. Важнейшим условием полноценного развития школьников является достаточная двигательная активность в течение всего дня. В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету.. Однако, как выяснилось, во многих семьях дети не регулярно выполняют гигиенические правила – не чистят зубы, не выполняют простейшие водные процедуры. Долг каждой семьи и приобщение детей к здоровому образу жизни. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Развитие навыков здорового образа жизни происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.
В нашем селе для детей нет дополнительного образования по физической культуре. Культура сохранения и совершенствования собственного здоровья формируется только в рамках класса и школы.
Следующим направлением воспитательной работы является «Учение».
Целью данного направления является: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Для достижения этой цели были поставлены задачи:
- Определить круг реальных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщенность.
Основными моментами своей деятельности считаю:
- Педагогический анализ результатов учебной деятельности обучающихся класса;
- Интеллектуальное развитие обучающихся класса;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие детей;
Еще одно направление моей работы «Общение»
Цель направления: передача учащимся знаний, умений и навыков, социального общения детей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
- Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
- Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик, «ученик-ученик», «взрослый- ребенок».
- Создать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса;
- Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основными моментами деятельности направления считаю:
- Изучение способности к общению каждого учащегося в коллективе;
- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах;
- Обучение детей конструированию и моделированию в сфере общения;
- Обучение родителей активным формам общения с детьми.
Передо мной встала проблема в общении родителей с детьми. Многие родители уделяют мало времени для общения со своим ребенком. Есть случаи нецензурных выражений. Для решения этой проблемы проводятся индивидуальные беседы с родителями, уделяется вопрос на родительских собраниях.
Так же считаю проблемой что дети имеют малый словарный запас. Для решения этой проблемы использую чтение книг как самими учениками так и чтению вслух на внеклассном чтении.
Следующее направление моей работы «Нравственность»
Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания;
- Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты моей работы в направлении «Нравственность»:
- Развитие у учащихся желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества;
- Формирование у обучающихся умение отстаивать свою нравственную в ситуации выбора.
Самое любимое направление детей «Досуг»
Цель направления: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Для достижения этой цель мною поставлены задачи:
- Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.
- Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;
- Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.
Моментами своей деятельности считаю:
- Изучение потребностей, интересов и желание ребят в организации и проведении досуговых мероприятий;
- Просвещение и консультация в выборе кружков, секций;
- Предоставление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
Следующее направление воспитательной работы «Гражданин»
Цель направления: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношение мжду личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
- Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределение в сфере правовых отношений с обществом;
- Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей.
Основными моментами деятельности считаю:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам;
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения детей;
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Проблема в том, что нет возможности работать с правовыми организациями кроме администрации села.
И последнее направление «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности.
Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- Организация психолого - педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- Обучение родителе уметь быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты своей работы считаю:
- Изучение семей учащихся;
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями;
- Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Для каждого направления я выделила ряд специфических задач и в соответствии с ними разработала комплекс праздников, классных часов, бесед, экскурсий и других мероприятий.
Одним из самых широких и ёмких в деятельности классного руководителя считаю направление «Семья». В семье растёт, формируется, воспитывается ученик. Я ставлю перед собой задачи:
1. Изучение атмосферы, образ жизни каждой семьи.
2. Знакомство с традициями и обычаями семьей моих учеников.
3. Создание условий для обмена опытом родителей по воспитанию детей.
4. Осуществление психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
5. Вовлечение родителей в жизнь класса.
6. Воспитание уважения к семье и семейным ценностям.
7. Формирование чувства гордости и любви к своей Родине.
8. Воспитание чувства идентификации себя как носителя национальной культуры, как гражданина и патриота многонациональной страны.
9. Формирование экологической культуры, бережного отношения к природе своей Родины.
Объектом моего профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Внешняя направленность деятельность классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личных образования : интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой – принятие жизни как дара природы. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости важности в жизни. Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
1. Выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального самоопределения:
2. Осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
3. Проведение психолого – педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;
4. Организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Свои отношения с родителями строю, руководствуясь словами В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу…для нотаций детям, для устрашения отцовской «сильной рукой», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость…»
В выборе темы родительских собраний не приемлю формализма, выбираю интересную, глубоко волнующую проблему, расширяющую педагогический кругозор родителей. Выбираю разнообразные нестандартные формы проведения родительских собраний: обмен мнениями, дискуссия, круглый стол. На каждом собрании нахожу место для минуток психологической разгрузки, побуждаю высказывать своё мнение, делиться опытом, участвовать в решении педагогических ситуаций.
Родители являются моими единомышленниками и помощниками, активно поддерживают в любых начинаниях: вместе с нами ходят на экскурсии, создают благоприятные условия для выполнения домашних заданий, сохранения здоровья детей в школе, с энтузиазмом откликаются на инициативы о проведении праздников, спортивных мероприятий. Родители проявляют заинтересованность не только в организации досуга детей, но и в создании в классе благоприятного психологического микроклимата. Проблемам общения детей, их взаимоотношений друг с другом, учителями и родителями посвящается значительная часть времени на родительских собраниях.
Оценить любовь и заботу близких, испытать чувство уважения к старшим, прочувствовать прелесть семейных традиций и устоев помогаю детям в ходе проведения семейных праздников « У самовара вся моя семья», « Бабушка – лучшая подружка», конкурсных семейных программ «Когда все вместе», «Устами младенца», « Семейные Олимпийские игры», выставок творческих работ « Лучшая мама на свете», «Кем я могу гордиться». Историю своей семьи, её традиции ребята изучают при разработке проектов « Моя семья», «Моя родословная», «Моё генеалогическое дерево».
Совсем недавно была проведена «Сказочная эстафета». Целью этого мероприятия была: установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности. Мероприятие прошло на «Ура» дети, да и родители были в восторге.
Родители участвуют не только в классных мероприятиях, но и в общешкольных. Участвуют в спектаклях для детей на Новогодних праздниках.
Ежегодно дети вместе с родителями оформляют классный кабинет в преддверии нового года. Детям очень нравится. Принимают активное участие в ремонте и в оформлении классного кабинета в такой кабинет дети заходят с удовольствием и это отражается на их интересах к обучению. При чем принимают участие не только мамы, но и папы, и бабушки.
Три семь из нашего класса участвовали в конкурсе «Читаем всей семьей» который проходил в сельской библиотеке где победившая семь (моего класса) выезжала на конкурс в г Краснокаменск и стала победителем района.
Я со своим классом участвуем во всех общешкольных мероприятиях, делаем все возможное для победы естественно родители приходят на помощь. В прошлом году выиграли в школьном конкурсе «Класс года», постараемся и на этот год стать победителями.
Может быть я не права, но я думаю если наши родители будут активны, то и дети будут стремиться к лучшему. Таким образом, мной реализуется функция родительского просвещения и корректировка семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающее и коррекцию личности ребенка. Считаю, что это и есть «Ценности, которым нет цены» - семейный ценности.
Хотела бы закончить свою работу словами Андре Моруа: «Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении.»

Рекомендуем посмотреть:

Занимательные задания по математике для 1 класса. Сравнение предметов по размерам и форме Приём Кластер в начальной школе Как формировать навыки самостоятельного чтения у младших школьников Воспитательный час для учащихся начальных классов с презентацией. Правильное питание

Похожие статьи:

Физкультурные занятия для младших школьников

Весёлые спортминутки для учащихся начальных классов

Изучение литературного чтения в начальной школе

Физкультминутки для 1-3 класса

Физкультурные паузы для начальных классов

Творческий проект во 2 классе «Сервировка стола к завтраку»
Опубликовано: 5 дней назад (29 ноября 2016)
Просмотров: 36
Рубрика: Моя работа
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!